Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответ Великого Старца тому же, когда он вопросил, должно ли употреблять врачевание.






Брат! Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: «Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление». А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь (врачевание), — не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией. Если же хочешь, то держи (в памяти) слово (святого пророка) Илии, которое он говорил, [[107]] и будешь в тот день без попечения.

Вопрос 506. Помолись о мне, отец мой, и скажи мне, что это значит: когда я хочу петь (псалмы или молитвы), ощущаю леность, и наиболее тогда, когда бывает холодно. И потому я уже много ночей совершаю псалмопение и молитву сидя. Боюсь, не от разленения ли это происходит. Итак, удостой меня, отец мой, вразумления и помолись, чтобы мне исполнять все, что [[108]] ни скажешь мне.

Ответ. Всем заповедано: молитеся друг за друга (Иак. 5, 16). А отчего происходит то, о чем ты спрашиваешь, знай, что частью примешивается сюда семя бесовское, а частью и немощь телесная. Итак, ежели ты будешь совершать псалмопение и молитву сидя, но с умилением, это не препятствует тому, чтобы служение твое было угодно Богу; ибо кто и стоя совершает его, но рассеянно, труд того не вменяется ни во что. Господь да поможет тебе, брат. Аминь.

Вопрос 507. Прошу святыню твою, отец мой, я немощен душою и телом и несколько дней уже чувствую болезнь телесную, так что бываю вынужден принимать пищу по утрам; часто употребляю я и купанье, и случается, что иногда душа моя благодарит Бога, говоря: «Он попустил на меня сию болезнь за многие грехи мои»; а иногда скорблю и говорю с малодушием: «Верно, я недостоин, как все прочие, один раз в день спокойно вкушать хлеб мой». Но опять возражает мне помысл: «Разве можно противоречить Богу? Или Он не знает всего? Разве без Него может что-нибудь случиться? Потерпи с благодарением». Прошу тебя, отец мой, ради милости Божией, помолись о мне и объясни мне, как мне поступать, чтобы не быть поглощенным печалью.

Ответ. Твоя святыня написала святыне моей помолиться о твоем боголюбии. И я, неразумный отец, прошу тебя, разумного сына, сделать то же и помолиться о мне, погубляющем дни свои в суете. Ты говоришь, что хотя однажды благодаришь Бога, а я — никогда. Но не могу промолчать и потому говорю, как думаю, что кто ест не для услаждения себя, а по немощи телесной, Бог не осуждает его. Снеди возбраняются нам для того, чтобы (предохранить нас) от пресыщения и возбуждений телесных, а где немощь, там упраздняются их действия, потому что где немощь, там и призывание Бога. Я рассуждаю так: давать телу, по мере потребности его, действительно нужно; и благодарение в немощи избавляет человека от осуждения; ибо Бог не требует от человека того, что выше его силы. Как я думал, так и сказал. Не утверждаю, чтобы я непременно сказал истину, но объявил (лишь) то, что было у меня на сердце. Впрочем, испытай сам, и найдешь, что тебе полезно; а меня прости, никогда не могущего промолчать.

Тот же (брат), будучи болен и не в силах совершать свое (молитвенное) служение стоя и принимать пищу однажды (в день), просил того же Великого Старца помолиться о нем и дать ему наставление касательно сего.

Ответ. Когда евреям предлежало освободиться из рабства египетскаго, они терпели великую скорбь и тесноту, находясь между морем и варварскими руками. И, несмотря на знамения и чудеса, которые очи их видели на египтянах и во всей стране Египетской, они забыли Бога, сотворившего чудеса сии, и близки были к отчаянию в своем спасении, видя, что фараон со всею своею силою хочет напасть на них. Один только Моисей остался среди их непоколебимым в уповании на Всесильного Бога. Но так как близ Господь… всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18), то, когда Моисей взывал от сердца и дверь молчания лежала на устах его, Сердцеведец отвечал: Что вопиеши ко мне? Ударь жезлом, иже в руке твоей, море, и расторгается, и внидут люди, и прославлюся в фараоне и во всей силе его (см. Исх. 14, 15–17). Так и здесь. Есть болезнь, и есть запинание бесовское: отсюда скорби и смущение помыслов. Тело ослабевает от болезни и запинается отягощением от бесов. А когда Моисей возопиет молча, т. е. ум будет бодрствовать и взывать, во время ли сидения или возлежания, то услышит его слушаяй тайная сердца (Пс. 43, 22), и исполнится слово Писания: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5, 2). И Господь запретит морю, говоря: «Открой путь людям Моим», и тогда потонет фараон со всем воинством, и народ получит тишину, чтобы совершать праздник Богу. Итак, стоишь ли ты или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные. Принимать пищу можно и дважды (в день): вкушай ее благочинно и со страхом Божиим, и, без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу. Прошу же тебя помолиться о мне, чтобы я благодушно и с веселием мог идти путем, простертым предо мною, ровным, углаженным, — путем полным мира, радости и веселия, света и радования, которым невозможно насытиться и кроме которого нет иного.

Вопрос 509. Тот же (брат), получив облегчение в болезни, вопросил того же Великого Старца: отец мой! Когда я вкушаю пищу, то очень отягощаюсь, но и поститься не могу. Тело мое слабеет, и бывает со мною пот, а нечувствие сердца и гордость удаляют от меня слезы.

Ответ. Брат! Приветствую тебя о Господе и молю Его укрепить любовь твою и дать тебе терпение. Знай же, что брань демонская отягощает тебя при вкушении пищи для того, чтобы ввергнуть тебя в расслабление. И со мною (диавол) долгое время вел брань, и очень отягощал меня, и каждую ночь возбуждал во мне рвоту; но когда я стал мало вкушать пищи, то он переменил брань свою, и лишь только я начинал принимать пищу и влагал частицу в рот, извергал ее рвотою. Я варил себе по две снеди, чтобы приятнее мне было вкушение, но и то было ухищрение демонское; благодатию же Христовою, терпением и благодарением оно прекратилось. Я был так бессилен, что и сказать нельзя, но не уступал (врагу), а понуждал себя, доколе не укрепил меня Господь. Брат! Так поступал я, немощный, а ты более внимаешь себе, и Бог пребывает с тобою. Тебе никто не завидует, кроме одного, [[109]] которого да упразднит Господь. Что касается поста, то преклони выю твою, вспоминая жизнь отцов и их бдения, смирись сердцем и, если можешь, потерпи до девятого часа, а если не можешь, то не заботься; старайся же сохранять пост внутреннего человека, исполняя заповедь: еже не снести от древа, и предохранять себя от других страстей. Сей пост внутреннего человека приятен будет Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста. Ты сказал о слезах, что нечувствие сердца и гордость удаляют их от тебя; истреби сии страсти, и тогда, при помощи святых, получишь слезы. Пот твой происходит от охлаждения, согрей себя немного, и Бог поможет тебе. Помолись и о мне, — расслабление мое ввергает меня во многие напасти, однако я не отчаиваюсь, имея Бога Милостивого.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал