Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Соотношение междугародного и национального права. Территория в международном праве.






 

Источники международного права - это формы существования меж­дународно-правовых норм, в которых выражены согласованные самими субъектами международного права и признаваемые ими правила поведе­ния (см. § 2). Иными словами, источники международного права - это формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов между­народного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.

В многовековой международной практике государств сложились два основных источника международного права - международный договор и международный обычай.

В соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. международный договор " означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связан­ных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования" (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).

Именно в международном договоре в письменной форме определяют­ся цели заключения международного договора, объект договора, зак­репляются права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления договора в силу, срок действия договора, иногда устанавливается ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств и другие, согласованные и обязательные к исполнению по­ложения. Прошедший все стадии заключения международный договор является законным средством доказывания в международных и на­циональных судебных органах и учреждениях.

Большинство государств различных правовых систем в законода­тельном порядке подтверждают правопреемство в отношении междуна­родных договоров и обязательность выполнения международных догово­ров, участниками которых они являются, подчеркивают приоритетность международно-правовых норм над внутригосударственными нормами и первоочередное их исполнение.

Международный обычай - это длительно повторяемое в аналогич­ной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо при­знается и выполняется субъектами международного права в их меж­дународной практике в качестве обычной международно-правовой нор­мы. Статья 38 Статута Международного суда ООН определяет " между­народный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной f качестве правовой нормы".

Иными словами, для того чтобы определенное правило поведение стало международным обычаем (обычной международно-правовой нормой), оно должно удовлетворять одновременно трем условиям: длительности наличия повторения, проявления в аналогичной ситуации (обстановке), наличия согласия самих субъектов международного права признавать такое правило поведения в качестве международного обычая. При этом международная практика свидетельствует о том, что " историческая длительность" повторяемости правила поведения под влияние научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Если, например, на признание свободы судоходства в рамках возникшего впоследствии принципа свободы открытого моря в качестве международного обычая потребовались века, то на признание свободы прокладки подводных кораблей и трубопроводов потребовалось значительно меньше времени, н признание свободы научных исследований - еще меньше, а на признании свободы исследования и использования космического пространства минимальный срок.

Особенно много международных обычаев в праве внешних сношении в международном морском праве: главу правительства иностранного государства встречает глава правительства принимающего государств (" равный встречает равного"); для встречи главы иностранного государства на летном поле выстраиваются почетный караул и оркестр; при встрече в открытом море торгового судна с военным кораблем иностранного государства торговое судно первым салютует военному кораблю приспусканием своего флага до половины флагштока, военные корабль, поравнявшись с торговым судном, салютует ему своим флагом приспуская его и тотчас же поднимая до места; при встрече в открыто море эсминца одного государства с крейсером другого государства первым приветствует эсминец длинным свистком или звуком горна выстраиванием личного состава вдоль борта лицом к крейсер, в свою очередь, осуществляет такие же действия, а по расхождении с эсминцем первым дает сигнал отбоя, повторяемый эсминцем.

Несоблюдение этого правила считается грубым нарушением старинного международного морского обычая, умалением престижа и достоинства государства флага военного корабля (или государства флавоенного корабля старшего класса) и может повлечь за собой дипломатический протест в адрес государства флага торгового судна или госу­дарства флага военного корабля низшего класса, нарушившего этот обычай.

Международной практике государств известны многочисленные слу­чаи, когда одни и те же правила поведения для одних государств суще­ствуют в договорной форме, а для других государств в форме междуна­родных обычаев. Это имеет место тогда, когда одни государства уже стали участниками какой-либо конвенции, а другие, не участвуя в ней, выполняют те же самые договорные международно-правовые нормы в качестве обычных международно-правовых норм. Например, многие го­сударства ратифицировали Женевские конвенции 1958 г. по морскому праву (см. гл. XVII), однако есть и много государств, которые или не ратифицировали их вообще или ратифицировали только некоторые из них. Но и те, и другие государства строго выполняли (и выполняют до сих пор) одни и те же правила поведения, которые для первой группы государств выступали в виде договорных норм, а для второй группы го­сударств - в виде международных обычаев.

Еще пример: СССР многие годы не был участником Конвенции о консульских сношениях 1963 г. (см. гл. IX), однако практически все правила, кодифицированные в этой Конвенции, он выполнял как обыч­ные международно-правовые нормы.

Некоторые авторы называют такие нормы нормами двойного функ­ционирования. С таким названием, на наш взгляд, невозможно согласить­ся. На самом деле норм двойного функционирования просто не сущест­вует. Существование какого-либо правила поведения в двух формах (в договорной форме и в форме международного обычая) никак не говорит о двойном функционировании самого этого правила поведения. Функ­ционирование одного и того же правила поведения никоим образом не принимает форму двойного функционирования, как это бывает, напри­мер, с объектами двойного предназначения: для мирных целей и для це­лей военного использования. Правильнее, на наш взгляд, говорить не о нормах двойного функционирования, а о нормах (правилах поведения), выраженных в двух различных формах: в форме договорной нормы и в форме обычной нормы.

При изучении данной темы важно понять, что все составляющие рас­сматриваемой юридической категории, которая в доктрине иногда квалифи­цируется как квазиотрасль международного публичного права, комплекс обобщенных норм фундамент международного правопорядка- или ядро современного международного права, представляют собой правила поведе­ния особого рода — основополагающие, общепризнанные юридические нор­мы универсального действия.

Использование здесь определения “основополагающие” следует пони­мать в том смысле, что в таких правилах содержатся предписания наиболее важного, кардинального порядка, создающие базу для взаимодействия всех субъектов международного права. Это определение означает также, что принципы международного права являются наиболее общими юридически­ми нормами, отражающими установившуюся практику международных от­ношений и консолидирующими ее. Упоминание в приведенной выше дефи­ниции такого качества принципов как их общепризнанность имеет в виду, что речь идет об обязательности таковых для всех участников международ­ных отношений. На это указывает, в частности, п. 6 ст. 2 Устава ООН, где говорится, что “Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, по­скольку это может оказаться необходимым для поддержания международно­го мира и безопасности”. Об общепризнанности основных принципов меж­дународного права свидетельствует также и тот факт, что национальные сис­темы права закрепляют их в общей форме (“генеральная отсылка”) или упо­миная те или другие из них конкретно, применительно к определенным об­ластям внутригосударственной деятельности (то и другое имеет место, на­пример, в законодательстве РК.

В специальном разъяснении нуждается включенное в вышеприведенную дефиницию определение принципов как категории универсального дейст­вия. Эта особенность связана с тем, что данная совокупность правил поведе­ния обязательна не только для всех субъектов международного права, но и, во-первых, применима ко всем видам правоотношений, возникающих в меж­дународной области, как традиционных (договорные, по урегулированию споров, пользованию пространствами Мирового океана, воздушного про­странства и др.), так и новых (право международной безопасности, экологи­ческое и космическое право, регулирование использования атомной энергии); во-вторых, регулирует деятельность участников международных отно­шений в любых пространственных сферах независимо от географического или иного (внеземного) местонахождения этих сфер и их юридического ста­туса (государственная территория, территории, подпадающие под действие международного или смешанного правового режима); в-третьих, действует без ограничения временными рамками: в отступление от. общего правила эти принципы имеют обратную силу и, значит, могут быть применены к правоотношениям, возникшим еще до того, как соответствующий принцип сформировался, и даже отменять подобные правоотношения и юридические нормы, в соответствии с которыми таковые были установлены, в случае, если указанные правоотношения и юридические нормы окажутся в противо­речии с этим новым принципом.

Студенту, усвоившему очерченные характеристики основных принципов международного публичного права, не трудно будет уяснить, что из этих осо­бенностей данной юридической категории вытекает следующая важнейшая черта подобных норм — их особая юридическая сила, заключающаяся в недо­пустимости отступления субъектов международного права от предписаний, содержащихся в любом из таких принципов, даже в результате достижения указанными субъектами взаимного согласия на этот счет. Отмеченное качест­во правил поведения этой категории придает им свойство безусловно обяза­тельных для исполнения — императивных норм или норм “юс когенс”.

Хотя отдельные авторы полагают, что основные принципы международ­ного права должны быть надлежащим образом закреплены в соответствую­щих международно-правовых документах, следует иметь в виду, что ряд та­ких правил поведения сложился и успешно применялся задолго до момента их включения в какой-либо подобный акт (например, принцип добросовест­ного выполнения международных договоров — “пакта сунт серванда”). Со­временный подход к этому вопросу состоит в том, что форма закрепления основных принципов — письменная либо обычная (неписаная) — не означа­ет различия в их юридической силе и, более того, “некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реа­лизуются именно в форме обычая” (например, принцип сотрудничества го­сударств по охране окружающей среды). И все же следует иметь представ­ление о наиболее известных международных нормативных актах, в которых закреплен перечень и развернуто содержание основных принципов международного права, поскольку такие акты свидетельствуют о динамике рас­сматриваемой правовой категории.

В общей форме, без детализации содержания, перечень некоторых из ос­новных принципов международного права впервые был закреплен в Уставе ООН, в ст. 2 которого, ст. 1 и преамбуле поименовано семь таких принци­пов — суверенного равенства государств, добросовестного выполнения при­нятых ими на себя обязательств, разрешения своих международных споров мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применения, территориальной неприкосновенности (целостности) го­сударств, невмешательства в их внутренние дела, равноправия и самоопреде­ления народов и наций. Подробно содержание этих принципов было изло­жено в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, при­чем здесь был сформулирован и развернут принцип, устанавливающий обя­занность государств сотрудничать друг с другом. Принятым в 1975 г. Заклю­чительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) к приведенным принципам были добавлены с обстоятельным освещением их содержания принципы уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли совести, религии и убеждений, и принцип нерушимости границ.

Существенный вклад в развитие устоявшихся основных принципов меж­дународного права был внесен принятием в 1993 г. новыми независимыми государствами - бывшими республиками СССР Устава Содружества Незави­симых Государств. В этом акте к числу принципов, закрепленных в вышена­званных документах, добавлены следующие, которые охарактеризованы как взаимосвязанные и равноценные: верховенство международного права в межгосударственных отношениях, учет интересов членов Содружества и са­мой этой Организации, объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств-членов Содружества, обеспечение их политического, экономического и социального прогресса, духовное единение их народов, которое основывается на уваже­нии их самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных цен­ностей и культурного обмена.

Помимо обобщенного закрепления основных принципов международного права в многосторонних актах, которые по существу представляют собой ко­дификацию норм “юс когенс”, известно немало международно-правовых до­кументов, фиксирующих каждый из таких принципов в отдельности с боль­шей или меньшей степенью детализации. Так, принципу мирного разрешения споров между государствами посвящены Устав ООН (гл. VI), Конвенция о мирном разрешении международных столкновений (Гаага, 1907 г.), заключен­ный в Париже в 1928 г. Договор об отказе от войны в качестве орудия нацио­нальной политики (“Пакт Бриана-Келлога”), причем последний должен быть отнесен и к принципу неприменения или угрозы силой. Существо принципа

уважения прав человека и основных свобод подробно регламентируется во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., Международных пактах о правах человека, заключенных в 1966 г., а также в многочисленных конвенциях, предметом которых является борьба с геноцидом, расовой дис­криминацией, защита прав отдельных категорий населения - женщин, детей, раненых, больных и военнопленных, а также, особо, трудящихся в связи с их участием в производственных процессах..

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал