Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагоги и студенты как субъекты педагогической деятельности.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания). Оно имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся. Различные новые подходы в педагогической практике (прежде всего педагогика сотрудничества) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы «субъект-объект» к системе «субъект – субъект». В последнее время более актуальной становится 2-ая система. Свойства педагога подразделяютсяна специальные и личностные. 1.Специальные свойства бывают: объективные (например, научно-теоретическая подготовка); субъективные (например, личностный талант, педагогические способности). 2. Личностные свойства – это нравственно-волевые качества. Структура субъективных свойств педагога: тип направленности личности; уровень направленности личности; компетентность. Личность педагога как субъекта педагогического труда – может быть представлена с 2-х сторон: педагог как субъект педагогической деятельности; педагог как субъект педагогического общения. Позиция преподавателя – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, к профессионально-педагогической действительности. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, ценностных ориентаций, которые были сформулированы ещё в школе. В процессе профессиональной подготовки и работы на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение в ПД, к профессии преподавателя, к её целям и средствам. Мотивационно-ценностные отношения к ПД выражается в профессиональной направленности, составляющей ядро личности педагога. Профессиональная позиция определяется внутренними, личными источниками активности – мотивами, переживаниями, целями педагогов, их ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами. Педагогическая деятельность – всегда совместная, а не индивидуальная. Это связано с тем, что в педагогическом процессе всегда присутствуют 2 активные стороны: 1. Педагог (преподаватель, учитель) 2. Студент, ученик. Студенты – как субъекты учебной деятельности, это особая социальная категория молодёжи, организационно объединённая институтами высшего образования. Перед преподавателями всегда возникает важная психолого – педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, необходимость обучить студента умению планировать, организовывать свою деятельность. Для этого следует определить: учебные действия, необходимые для успешной учебы; программу их выполнения на конкретном учебном материале; четкую организацию упражнений по их формированию.
|