Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правильность речи ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Рассмотрим некоторые трудности звукоупотребления и ударения. 1. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот.
2. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный.
3. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с], лизинг [к], киборг [к], демиург [к]. 4. Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на - ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник. 5.Сочетание «жд» в слове «дождь» и производственных от него может быть двояким: [жд’] или [шт’]. 6. Не ошибайтесь в ударениях! Ауди’т, а’вгусто’вский, аге’нт, алфави’т, апостро’ф, асимметри’я, балова’ть, блоки’ровать, бомбардирова’ть, бюрокра’тия, вероиспове’дание, гастроно’мия, ге’незис, газопрово’д, гре’йпфрут, добы’ча, догово’р, доне’льзя, дремо’та, духовни’к, ерети’к, житие’, завсегда’тай, за’говор, заку’порить, звони’ть, избало’ванный, испове’дание, и’сподволь, исче’рпать, и’конопись, ка’мбала’, катало’г, ко’лле’дж, кварта’л, ква’шение, кладова’я, кла’ла, краси’вее, ку’хонный, ке’та’, кулина’ри’я, лубо’чный, ма’рке’тинг, маркирова’ть, ма’стерски’, ми’зе’рный, мыта’рство, наме’рение, некроло’г, норми’ровать, нефтепрово’д, обеспе’чение, обетова’нный, облегчи’ть, опто’вый, отку’порить, па’сквиль, пицце’ри’я, подро’стко’вый, поутру’, предвосхи’тить, премирова’ние, пломбирова’ть, прину’дить, ра’джа’, рэкети’р, свёкла, сосредото’чение, сре’дство, столя’р, тамо’жня, тво’ро’г, толи’ка, тя’жба, те’фте’ли, углуби’ть, украи’нский, уме’рший, уста’вный (фонд), фено’ме’н, хода’тайствовать, хо’ле’ный, христиани’н, цеме’нт, щаве’ль, экзальти’ро’ванный, языково’й (относящийся к словесному выражению мыслей). Часто речевые ошибки связаны с нарушением грамматических норм: морфологические требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи, синтаксические предписывают нормативное построение словосочетаний и предложений. Обратимся к ряду сложных случаев: 1. Обозначения лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию сохраняют форму мужского рода и в том случае, если относятся к женщине. Например: доцент Иванова, директор Петрова, заведующий кафедрой Вербицкая... 2. При выборе вариантного окончания имен существительных именительного падежа множественного числа следует знать, что окончание -ы (и) - книжное: бухгалтеры, договоры, шоферы, лекторы, инспекторы, слесари, но профессора, директора (эти слова утратили оттенок книжности). 3. Предпочтительными являются следующие формы имен существительных родительного падежа множественного числа: балкар, бурят, грузин, лезгин, калмыков, киргизов, монголов; гусар, драгун, партизан, минеров, санитаров; ботинок, ботфорт, валенок, сапог, чумек, погон, носков, гольфов, клипсов; ватт, вольт, гектаров, граммов, кулонов, футов; абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, шампиньонов. 4. Предлоги «благодаря», «вопреки», «согласно» требуют после себя имени существительного или местоимения в дательном падеже. Например, вопреки указаниям, согласно приказу. 5. Если подлежащее имеет в составе существительное с количественным значением (большинство, ряд, часть), то сказуемое может стоять в единственном и во множественном числе. Последняя форма предпочтительнее, если главные члены предложения оторваны друг от друга, если подчеркивается активность и раздельность действия каждого лица. Например: Ряд бизнесменов направлен за рубеж. Большинство сотрудников отдела заявили, что они не согласны с позицией администрации. 6. Если в роли подлежащего выступает количественно - именное сочетание, то форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, а форма множественного числа - на раздельное совершение действия. Например: Пять менеджеров отправилось в поездку (группой). Пять менеджеров отправились в поездку (каждый с самостоятельным заданием). Лексические нормы, или нормы словоупотребления - это правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. .
Литература
1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. М., Просвещение, 1968г. 2. Оганесян С.С. Культура речевого общения / Русский язык в школе. № 5 – 1998г. 3. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура / Русский язык в школе. № 1 – 1994г. 4. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998. 5. Энциклопедия для детей.Т.10 Языкознание. Русский язык – М.: Аванта+, 1998 6. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4
|