Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реорганизация субъектов предпринимательского права.
Реорганизация коммерческих организации как юридических лиц осуществляется в формах: слияния нескольких коммерческих организаций в одну, присоединения одной коммерческой организации к другой; разделения коммерческой организации на несколько новых; выделения из состава коммерческой организации другой коммерческой организации; преобразования коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы. Суть реорганизации, в какой бы форме она не осуществлялась, в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим коммерческим организациям по передаточному акту или разделительному балансу, т. е. происходит универсальное правопреемство (ст. 45 ГК РК). По общему правилу, реорганизация коммерческих организаций осуществляется по решению ее учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при ее реорганизации. Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации. Благодаря реализации названной обязанности кредиторы реорганизуемой организации могут своевременно узнать об этом и реализовать предоставленное им Гражданским кодексом право требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. 5. Ликвидация субъектов предпринимательского права. Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных Гражданским кодексом, является примерным. В частности, к ним относятся: истечение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой создана коммерческая организация; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации. Принудительная ликвидация коммерческой организации осуществляется решением суда по основаниям, исчерпывающим образом предусмотренным Гражданским кодексом. К ним относятся: осуществление деятельности, запрещенной законом; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; признание коммерческих организаций (кроме казенных предприятий) несостоятельными и др. (ст. 49 ГК РК). Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей (участников) коммерческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами. Лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, назначает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно разделить на ряд стадий. Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о ее ликвидации. Во-вторых, ликвидационная комиссия, после истечения срока для предъявления требований кредиторами, составляет промежуточный ликвидационный баланс. В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, установленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очередности, установленной ст. 51 ГК РК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения. В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Специально урегулированным основанием ликвидации субъектов предпринимательской деятельности является банкротство. Банкротство - признанная судом неплатежеспособность должника. Порядок признания субъектов предпринимательского права банкротами установлен Законом Республики Казахстан от 7 марта 2014 года «О реабилитации и банкротстве» и ст. 21 ГК РК. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте правовой статус предпринимателя в Республике Казахстан. 2. Кто относится к числу субъектов предпринимательской деятельности? 3. Назовите признаки субъектов предпринимательской деятельности. 4. Охарактеризуйте порядок создания субъектов предпринимательской деятельности. 5. Какие виды деятельности подлежат лицензированию? 6. Какой законодательный акт, регулирует вопросы выдачи разрешений и уведомлений в РК? 7. Каков порядок реорганизация субъектов предпринимательского права? 8. Охарактеризуйте порядок ликвидации субъектов предпринимательского права. 9. Дайте определение банкротства. 10. Какой законодательный акт регулирует вопросы банкротства? Рекомендуемая литература: Основная литература: [1-4, 7] НПА [1, 18, 24-25, 28-30, 32, 33, 38] Дополнительная литература: [1-16.]
Лекция 3. Правовой статус предпринимателя. Цель занятия: ознакомление студентов с правами и обязанностями предпринимателя. Ключевые слова: предприниматель, правовой статус предпринимателя, права и обязанности предпринимателя, защита прав предпринимателя, индивидуальный предприниматель, гарантии прав предпринимателей защита прав предпринимателей. План лекции: 1. Права и обязанности предпринимателей. 2. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью. 3. Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей. 4. Защита прав предпринимателей 1. Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление. Субъективное право предпринимателя: право совершать собственные действия, право требовать исполнения обязанностей другими лицами в интересах предпринимателя, возможность защиты своих интересов. Согласно п. 1 ст. 8 Закона о частном предпринимательстве субъекты частного предпринимательства вправе: 1) осуществлять любые виды частного предпринимательства, если иное не установлено законами РК; 2) осуществлять частное предпринимательство с использованием наемного труда в соответствии с законами РК; 3) создавать филиалы и представительства в порядке, предусмотренном законами РК; 4) самостоятельно устанавливать цены на производимые товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных законами РК; 5) предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе; 6) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей правоспособности; 7) учреждать объединения субъектов частного предпринимательства; 8) участвовать в работе экспертных советов через аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства; 9) обращаться в правоохранительные и государственные органы, осуществляющие контрольные и надзорные функции по вопросам привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав субъектов частного предпринимательства; 10) обращаться в судебные органы для защиты своих прав и законных интересов; 11) вносить для рассмотрения в государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению нормативных правовых актов по вопросам поддержки и защиты частного предпринимательства. Обязанность предпринимателя = условие правомерности его поведения, кот. устанавливается с помощью правовых требований и запретов (пределы осуществления прав: кредитным организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью). Субъекты частного предпринимательства обязаны: 1) соблюдать законодательство РК, права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц; 2) обеспечивать соответствие производимой продукции (работ, услуг) требованиям законодательства РК; 3) получать лицензии на осуществление видов частного предпринимательства, подлежащих лицензированию, в соответствии с законом РК о лицензировании; 4) осуществлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности в соответствии с законами РК (п. 2 ст. 8 Закона). В законодательном порядке закреплено правило о недопустимости осуществления недобросовестной конкуренции субъектами предпринимательской деятельности. В частности, в соответствии со ст. 9 Закона о частном предпринимательстве запрещаются действия (бездействие) субъектов частного предпринимательства, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других субъектов частного предпринимательства на свободную конкуренцию, установленных законами РК (прежде всего, Законом РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 7 июля 2006 г. № 173-III). Виды прав предпринимателей: равенство, вне зависимости от места регистрации и нахождения; единая система правового регулирования форм и методов защиты предпринимательской деятельности (единство стандартов безопасности и качества товаров и услуг, статистики, сертификации, лицензирования); право реализовывать свои товары, услуги на всей территории РК; право избирать любое место нахождения; самостоятельно устанавливать цены на свои товары, работы и услуги (искл – естественные монополии – цены устанавливает государство); свобода конкуренции (равный доступ к рынку); право использовать различные виды ресурсов: природные, капитал в виде вкладов учредителей, займов, ценных бумаг и иных финансовых активов; рабочую силу; информацию; корпоративные права участников хоз. обществ и товариществ. Обязанности предпринимателя: в зависимости от круга лиц, чьи интересы затрагиваются в результате предпринимательской деятельности обязанности м/б установлены по отношению таким субъектам как общество (обязанность по охране окружающей среды, по производству и экспорту продукции двойного назначения); потребителям товаров, работ и услуг, контрагентам (качество и безопасность произведенной продукции); наемным работникам (безопасные условия труда); участникам хоз. обществ и товариществ, членам производственных кооперативов; конкурентам (запрет на ограничение конкуренции и на действия в форме недобросовестной конкуренции); По стадиям экономической деятельности: подготовка к экономической деятельности: обязанности по получению необходимых разрешений для эксплуатации промышленных объектов, прохождения экологической экспертизы, разрешений на пользование землей, водой, недрами и т.д.; непосредственное производство товаров, оказание услуг: выполнение общих требований законодательства и обязательств по сделкам – трудовое законодательство, нормы и правила природопользования, санитарии, ведения бухучета, противопожарной безопасности, стандартизации и сертификации и т.д. связана с оформлением результатов предпринимательской деятельности и распоряжением ими: уплата налогов в бюджеты, иных платежей во внебюджетные фонды, подача налоговых деклараций, налоговых отчетов, предоставление статистической информации (на годовом собрании акционеров АО д/б утверждены годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков + принято решение об их распределении// ОАО, банки, страховые организации обязаны организовать проверку своей финансово-хозяйственной деятельности аудитором и получить его заключение до подачи годового бухгалтерского баланса в налоговую инспекцию). 2. Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью. Согласно статье 10 ГК г осударство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защищаются: 1) возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности; 2) максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе; 3) ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами; 4) принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом; 5) установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта; 6) привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности; 7) запрещением исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов. Возможность осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности. Максимально простой явочный порядок регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе. Значение регистрации состоит в том, что она создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо, кроме тех, которые являются конфиденциальными или составляют государственную или коммерческую тайну. Ограничение законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами. В Республике Казахстан принято большое количество нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и деятельность органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. К их числу относятся Законы «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 года», «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года, Указ Президента Республики Казахстана от 7 сентября 1999 года «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций» от 27 августа 1998 года, а также Приказы Генерального прокурора Республики Казахстан «Об организации прокурорского надзора за применением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в социально-экономической сфере» от 21 ноября 2002 года и «Об утверждении Инструкции о ведении единой государственной регистрации, учета и контроля проверок, осуществляемых государственными органами Республики Казахстан» от 24 декабря 2009 года. В соответствии с названными нормативными правовыми актами контроль за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности могут осуществлять только государственные органы, обладающие надзорными или контрольными функциями. Кроме этого, круг данных органов существенно сократился. Так по состоянию на 2000 год число государственных органов, обладающих в соответствии с законодательными актами РК правом контроля и надзора, составляло 34, в настоящее время, согласно Приложению к Закону «О частном предпринимательстве» их число составило 28. Принудительное прекращение предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом. Предпринимательская деятельность может быть прекращена по любому основанию. Статья 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан рассматривает случаи ликвидации юридического лица по решению суда: 1) в случае банкротства; 2) в случае признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер; 3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; 4) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства, в том числе непредставления декларации о корпоративном подоходном налоге (о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах) или упрощенной декларации по истечении одного года после установленного законом срока представления, отсутствия юридического лица по месту нахождения или по фактическому адресу, а также учредителей (участников) и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать в течение одного года; 5) в других случаях, предусмотренных законодательными актами. Установление законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Подпункт 4 пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривает ликвидацию в судебном порядке юридического лица при осуществлении деятельности, запрещенной законодательными актами. Такими актами может быть предусмотрен перечень работ, виды товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства или ограничены, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Ограничения для государственных юридических лиц предусмотрены их учредительными документами и нормативными актами об их правовом статусе, а также международными соглашениями Казахстана. Привлечение государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности. Запрещение исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов. Вступление в договорные отношения с субъектами предпринимательской деятельности противоречит основным принципам борьбы с коррупцией, предусмотренным Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года, пункт 9 статьи 5 которого гласит о недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за нею. 3 Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей. Цели установления мер ответственности: 1) стимулирование предпринимателей к соблюдению установленных процедур, правил, стандартов; 2) возможность наказывать за несоблюдение своих обязательств; 3) восстановление нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; 4) предотвращать нарушение требований в будущем. Ответственность всегда сопровождается применением мер имущественного характера: санкция в виде наложения дополнительной обязанности (выплата штрафа, неустойки, убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, включая расходы на лечение, питание и лекарства) и лишения принадлежащего права (изъятие имущества в доход государства, штраф, убытки, неустойка, лишение права собственности на имущество). Возможно и ограничение или лишение иных прав, кот. ведет к ограничению правосубъектности предпринимателя: ликвидация юридического лица по решению суда в случае гос. регистрации без лицензии либо деятельности, запрещенной законом… реорганизация в форме разделения или выделения: в случае нарушения антимонопольного законодательства; приостановление действия лицензии в случае выявления неоднократных нарушений лицензионных условий; аннулирование лицензии по решению суда если нарушение лицензионных условий не было устранено в срок или нанесло ущерб правам или здоровью граждан; уголовное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы и т.д. ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций – при наличии недоимки по налоговым платежам в бюджет у нефтедобывающих организаций их доступ к системе магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти за рубеж ограничивается; за несоблюдение нормативов качества окр. среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, производственная деятельность приостановлена или прекращена по решению суда. Не все санкции являются мерами юр. ответственности: изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение продавцом покупателю его расходов на устранение недостатков товара направлены только на восстановление нарушенных прав и не влекут отрицательных последствий в виде лишения прав. За нарушение требований в опр. сфере эк. интересов (природная среда, финансовая система государства, стандартизация, конкуренция) - дифференцированное применение мер ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность. Принципы ответственности: справедливость наказания, его индивидуализация, соразмерность, принцип равенства перед законом. применяться дифференцированный подход к определению размера ответственности; нормы права об ответственности разделяться на правовосстановительные (применяться бесспорный порядок взыскания) и штрафные (в судебном порядке); отсутствие обратной силы закона, отягчающего ответственность и т.д. Уголовная, административная ответственность наступают только при наличии вины. В частноправовых отношениях – дифференцированный подход: деликтные обязательства возникают, если вред причинен по вине лица, но законом м/б установлено возмещение при отсутствии вины причинителя вреда; в договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины – эта норма (ст. 401) применятся только к отношениям из договоров, но не применяется к другим видам предпр. отношений (корпоративным, конкурентным). Ограничения ответственности: уменьшение судом неустойки, если она несоразмерна последствиям нарушения ответственности, если кредитор содействовал увеличению убытков; перевозка – возмещает стоимость утраченного груза или багажа + провозная плата; хранение – если утрата, недостача, повреждение вещей после наступления обязанности взять их обратно – хранитель отвечает только при наличии с его стороны умысла, грубой неосторожности; комиссия – комиссионер не отвечает перед комитентом за исполнение 3-м лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, за исключением случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица / принял на себя ручательство за исполнение сделки. 4. Защита прав предпринимателей Конкретные вопросы, связанные с реализацией конституционных прав на свободу выбора деятельности и профессии, свободу предпринимательской деятельности, регулируются достаточно большим количеством законодательных актов, к числу которых относятся Гражданский, Гражданский процессуальный, Налоговый и Таможенный кодексы, законы «О частном предпринимательстве», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», «О разрешениях и уведомлениях» и другие нормативные правовые акты. Защита прав и законных интересов предпринимателей – это предусмотренная законом система мер, направленная на то, чтобы обеспечить неприкосновенность права, его осуществление, восстановление в случае нарушения и ликвидацию последствий нарушений. Контроль и надзор за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности сегодня является самым актуальным вопросом для предпринимателей и для государства. Несмотря на достаточно высокие темпы развития предпринимательства в последние годы, существует ряд проблем, препятствующих качественному росту экономики. К таким проблемам относятся: 1) несовершенство законодательной базы (законодательство о частном предпринимательстве содержит устаревшие нормы; по ряду вопросов развития МСБ отсутствуют четкие нормы, что ведет к увеличению административных барьеров и двоякой трактовке норм действующего законодательства); 2) отсутствие критериального определения субъектов предпринимательства (критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории малого и среднего бизнеса не соответствуют мировой практике); 3) административные барьеры; 4) низкая конкурентоспособность продукции и т.д. Одним из объектов гражданско-правового регулирования являются предпринимательские отношения. Нормы гражданского права регулируют не только правоотношения, возникающие в сфере предпринимательства, а также нормы направленные на защиту прав и законных интересов предпринимателей. Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РК - предпринимательство это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку. Так, согласно ст. 26 Конституции Республики от 30 августа 1995г. «каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности» [2]. Согласно статье 10 ГК РК, права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защищаются следующим образом: возможностью осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности; максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе; ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами; принудительным прекращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательными актом; установлением законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта; привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности; запрещением исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов и иными средствами, предусмотренными законодательством. РК, провозглашая права и свободы человека высшей ценностью, создает условия для самореализации гражданином своих прав, обеспечивает свободу использования гражданином своих прав, способностей и имущества любым способом, не запрещенным законом, в том числе свободу экономической деятельности (ст. 26 Конституции РК). Как один из способов осуществления защиты гражданских прав в Гражданском кодексе (ст. 9 ГК РК) указан третейский суд, который наделен полномочиями по рассмотрению споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Государство, должно конкретизировать нормы, гарантирующие лицам право на справедливое и беспристрастное рассмотрение дела. В связи с этим для успешной реализации прав граждан и юридических лиц государству необходимо создать систему государственно-правовых средств, выраженных в законах и других нормативных правовых актах, которые должны исключать незаконное и необоснованное вмешательство государства в частную сферу и при этом ограничивать произвольное усмотрение третейских судов при принятии решения по конкретному делу. Принятие Закона Республики от 28 декабря 2004 года «О третейских судах», призвано способствовать эффективной защите субъективных прав сторон третейского разбирательства и обеспечить баланс интересов субъектов гражданского оборота, обращающихся за разрешением гражданско-правовых споров к третейской форме защиты. И хотя третейский суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного возникшего спора гражданско-правового характера, с обязательством подчиниться решению этого суда, практика применения данного вида суда желает лучшего. К сожалению, недостаточная осведомленность граждан, и предпринимателей в том числе, создает для них же самих (предпринимателей и др.) определенные сложности. Конечно же, потребность в третейской процессуальной форме защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, обращение к третейским судьям может быть вызвано недоверием к профессиональной квалификации судей государственных судов, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора. В этой связи хотелось бы отметить ряд преимуществ третейского суда перед государственным судом, к числу которых следует отнести, прежде всего, быстроту и экономичность третейской процедуры, а также предоставляемую участникам спора возможность выбора судей. Кроме того, в третейских судах лучше, на наш взгляд, учитывается специфика предпринимательских отношений. Следует отметить, что процедура третейского разбирательства основана на принципах защиты интересов конкретных участников имущественного оборота. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процессуальные гарантии реализации субъективных прав сторон третейского разбирательства включают в себя систему принципов третейского разбирательства, отражающие специфику правовой природы третейского разбирательства; нормативно-правовые средства, выраженные в национальных законах, третейском соглашении сторон, регламентах постоянно действующих третейских судов, позволяющие точно определить границы реализации и устанавливающие основания к третейской форме, способ и порядок передачи спора. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте права и обязанности предпринимателей. 2. Охарактеризуйте гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью. 3. Какова ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей. 4. Перечислите способы защита прав предпринимателей. Рекомендуемая литература: Основная литература: [1- 7] НПА [1, 4, 9, 19] Дополнительная литература: [1-11, 16].
Лекция 4. Правовой режим имущества предпринимателя. Цель занятия: ознакомление студентов с правовым режимом имущества предпринимателя. Ключевые слова: имущество, право собственности, предприниматель, индивидуальный предприниматель, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. План лекции: 1. Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности. 2. Собственность организаций и индивидуальных предпринимателей. Государственная собственность. 3. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
1. Право собственности как основа ведения предпринимательской деятельности. Право собственности - закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства. Право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом. Право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоды (выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах). Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Он вправе использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем систематического получения прибыли от пользования имуществом. Право собственности не только предоставляет собственнику права, но и налагает на него определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, т.е. несет расходы по его содержанию, ремонту и охране, по уплате налогов, а также – риск случайной гибели или случайной порчи имущества, риски утраты имущества, связанные с обращением на него взыскания по обязательствам собственника.
|