Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
А. А. СТОЛЯРОВ 15 страница
Hirzel R. Demokrits Schrift тгерХ ε ύ θ υ μ ί η ς, -Hermes 14, 1879: 35Φ -407; Langerbeck Η. Δ Ο Χ Ι Σ Ε Π Ι Ρ Υ Σ Μ Ι Η. Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre. В., 1935 (Fr./M., 1967); Alfieri V. E. Atomos Idea: l'origine del concetto dell'atomo nel pensiero greco. Fir., 1953; Vlastos G. Ethics and Physics in Democritus, - PhR 54. 6, 1945, p. 578-592; 55. 1, 1946, p. 53-64 (repr.: Furley D. J., Allen R. E. (edd.). Studies in Presocratic Philosophy. Vol. 2. Eleatics and Pluralists. L., 1975, p. 381^408); Democrito e PAtomismo antico. Atti del Convegno Internazionale, a cura di F. Romano. Catania, 1980; O'Brien D. Theories of Weight in the Ancient Word. A Study in the Development of Ideas. Vol. 1. Democritus: Weight and Size: An Exercise in the Reconstruction of Early Greek Philosophy. Leiden, 1981; Proceedings of the First International Congress on Democritus. Ed. L. Benakis. Vol. 1-2. Xanthi, 1984; Kahn Ch. Democritus and the Origins of Moral Psychology, -AJP 106, 1985, p. 1-31; Cole Τ Democritus and the Sources of Greek Anthropology. Atlanta, 19902; Hirsch U. War Demokrits Weltbild mechanistisch und anti-teleologisch? - Phronesis 35, 1990, p. 225-244; Salem J. Dé mocrite: Grains de poussiere dans un rayon de soleil. P., 1996; Annas J. Democritus and Eudaimonism, - Caston V, Graham D. (edd.). Presocratic Philosophy: Essays in Honour of Alexander Mourelatos. L., 2002, p. 169-182; Berryman S. Democritus and the explanatory power of the void, - Ibid., p. 183—191; Mourelatos A. P. D. Intrinsic and Relational Properties of Atoms in the Democritean Ontology, - Salles R. (ed.). Metaphysics, Soul, and Ethics: Themes from the work of Richard Sorabji. Oxf., 2005; Лурье С. Я. Демокрит. Введение А. Татарова. М., 1937 [ЖЗЛ]; Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита, - ВДИ, 1951, 4, с. 204-208; Асмус В. Ф. Демокрит. М., 1960; Горан В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984; Берлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла, - Μ 0Υ Σ Ε Ι 0Ν. К 70-летию проф. А. И. Зайцева. СПб., 1997, с. 100-127; Он лее. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники, - Linguistica et Philologica. К 75-лет. проф. Ю. В. Откупщикова. СПб., 1999, с. 211-238. М. А. СОЛОПОВА ДЕРВЕНИЙСКИЙ ПАПИРУС, папирус, найденный в 1962 в местечке Дервени (Греция, Фессалия) в древнем погребении македонского воина; датируется 2-й пол. 4 в. до н. э. На обугленных листах папируса частично сохранился текст с аллегорическим толкованием орфической теогонии и космогонии (см. Орфизм), представляющий расхожий тип учебной литературы того времени (вероятная датировка записанного на папирусе текста - нач. 4 в. до н. э.). В толкованиях автора папирусного текста, по-видимому, не чуждого софистической учености, исследователи усматривают использование положений натурфилософских учений досократиков (в литературе обсуждалось влияние или знакомство автора с идеями Гераклита, Диогена Аполлонийского, Анаксагора). Поскольку версия орфической тео- ДЕРКИЛЛИД 317 гонии, представленная в Д. П. не буквально, но в основных чертах тождественна позднейшим т. н. «Рапсодиям» Орфея, которые цитируют и излагают, в частности, автор трактата «О мире» Порфирий, Прокл и Дамаский, эти тексты (изданные Уэстом: West M. L. The Orphic Poems. Oxf., 1983) широко используются для реконструкции текста Д. П. Расшифрованный текст Д. П. разбит издателями на столбцы. В первых строках автор говорит о природе богинь отмщения Эриний (об этом и далее, PDerv. col. Il—IV, VI) как о демонах, т. е. злых душах. По-видимому, начало папируса (имеющее большие утраты текста) имеет прямое отношение к обряду погребения (кремации) и посмертной судьбе души. Собственно аллегорическое толкование начинается в конце col. VII, где содержится некое «введение» в комментарий: здесь говорится, что комментарий требуется постольку, поскольку в гимнах Орфей раскрывает великие тайны загадочным образом. Отсюда установка автора на поиск тайного смысла повсюду в тексте толкуемой поэмы. На протяжении комментария не раз подчеркивается противопоставление мудрых слов Орфея выражениям обычного языка, «людей знающих» (ο ρ θ ώ ς γ ι, ν ώ σ κ ο ν τ β ς, col. XIX), к которым относится и сам комментатор, и толпы. По-видимому, комментарий был составлен к каждой строке текста, «священного от начала и до конца». Сохранившийся текст посвящен толкованию той части орфической теогонии, в которой идет речь преимущественно о Зевсе (согласно рапсодической версии, теогония повествовала о шести поколениях богов). Комментатор прибегает в своей экзегезе к «естественному» и рационалистическому толкованию, также прибегает к языковым этимологиям. Его главную установку - свести множество имен богов, упоминаемых в поэме (Мойра, Афродита, Гея, Океан, Гера и мн. др.), а также природных явлений (прежде всего, воздух-пиевма), к именам единого верховного божества, Зевса, «царя и владыки всего», - отличает религиозно-философский пантеизм. Помимо толкования к орфической поэме автор Д. П. обсуждает также сны (col. II, 6), оракулы (II, 2-5), ритуалы священнодействия и посвящения (III, IV, XVII). Текст: Der Papyrus von Derveni, - ZPE 47, 1982, англ. пер. см.: Lacks, Most 1997, p. 9-22. Фрг. орфической теогонии из Д. П.: Лебедев, Фрагменты, с. 46-47. Лит.: Burkert W. Orpheus und die Vorsokratiker. Bemerkungen zum derveni Papyrus und zur pythagoreischen Zahkenlehre, - A& A 13, 1967, p. 93-114; West M L. The Orphic poems. Oxf., 1983, p. 75-115; Rü sten J. S. Interim Notes on the Papyrus from Derveni, - HSCP 89, 1985, p. 121-140; Lebedev A. Heraclitus in R Derveni, - ZPE 79, 1989, S. 39-47; Lacks Α., Most G. W. (ed.). Studies on the Derveni Papyrus. Oxf., 1997; Tsansanoglou K. The First columns of the Derveni Papyrus and their religious significance, - Ibid., p. 94-110; Lacks A. Between Religion and Philosophy: the Function of Allegory in the Derveni Papyrus, -Phronesis XLII, 2, 1997, p. 121-142; Most G. W. The Fire Next Time: Cosmology, Allegoresis, and Salvation in the Derveni Papyrus, - JHS 117, 1997, p. 117-135; Janko R. The Derveni Papyrus («Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?»): A New Translation, - CPhil 96, 1, 2001, p. 1-32; Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. Camb., 2004; Жмудь Л. Я. Орфический папирус из Дервени, -ВДИ, 1983, 2, с. 118-139. М. А. СОЛОПОВА ДЕРКИЛЛИД (Α €ρ κ υ λ λ ί 8η ς) (2-1 вв. до н. э.?), греческий философ-платоник пифагорейской ориентации, ближайший предшественник Варрона (cf. De 318 ДИАГОР МЕЛОССКИЙ lingu. VII 37). Нет никаких свидетельств о том, где Д. учился, преподавал и предпринял свое издание Платона (на него ссылается Альбин, Albin. 4), разбитое - как и известное нам издание Трасилла - на тетралогии (в отличие от предшествующих александрийских изданий, разбитых на трилогии). Д. - автор сочинения «Философия Платона», на 11-ю кн. которого ссылается Симпликий (In Phys. 247, 31 ел.; 256, 31 ел.). Теон из Смирны (Expos. 198, 11-207, 7 Hiller) и Прокл (In Remp. II, 24, 6-15; 25, 14-16 Kroll; In Tim. I, 20, 9 Diehl) приводят выдержки из Д., показывающие, что он толковал «Государство» (VIII, 545d ел.; X, 616с ел.) и «Тимея» (Д. считал, что четвертый собеседник, о котором идет речь в начале диалога, - сам Платон). Лпт.: AllineH. Histoire du texte de Platon. P., 1915, p. 112-121. Ю. А. ШИЧАЛИН ДИАГОР МЕЛОССКИЙ (Δ ι α γ ό ρ α ς ο Μ ή λ ι ο ς) (2-я пол. 5 в. до н. э.), греч. лирический поэт, получивший прозвище 6 " Α θ ε ο ς («безбожник»). Согласно Суде (Suda, s. ν. Δ ι α γ ό ρ α ς, 523), родился на о. Мелос, жил после Пиндара и Вакхилида, но до Меланнипида Старшего, сочинял дифирамбы и энко-мии. Элиан (Var. hist. II 23) упоминает Д. как сподвижника Никодора, автора мантинейского законодательства, которое высоко оценивал Аристотель (Polit. VI 2, 4). В юности Д. был благочестив, но отверг мнение общества о богах, став жертвой клятвопреступления. Д. высмеивал суеверия, отвергал элевсинские мистерии, а также учение орфиков и культ кабиров. Воззрения Д., вероятно, были близки учениям киников; не случайно традиция приписывает одни и те же насмешливые замечания о ритуалах и мифологии Д. и Диогену Синопскому (D. L. VI 59; VI 73). Арабский историк аль-Мубашшир ибн Фатик (11 в.), пользовавшийся «Историей философии» Порфирия, отмечал, что Д. был обвинен в безбожии в Афинах во время правления архонта Хария (Diag. fr. T 10). Это произошло не позднее 415, года постановки «Птиц» Аристофана, в которых цитируется приговор (Aves, 1073-1074). Д. бежал из Афин в Пеллену или до, или сразу после вынесения смертного приговора. Мелант в сочинении «О мистериях» приводит текст псефизмы, выбитый на медной стеле, поставленной на акрополе: «Тот, кто убьет Диагора Мелийца, получит золотой талант, тот, кто приведет его живого - получит два» (fr. Τ 7а, 98), ср. Scholia in Aristoph. Aves = fr. T 8, со ссылкой на «Собрание постановлений» Кратера. Жители Пеллены не захотели выдать Д. афинянам, тогда те обратились за помощью к Пелопоннесскому союзу (Schol. in Aristoph. Ranas 320). О точной дате и месте смерти Д. ничего не известно; Афиней в «Пирующих софистах» замечает, что Д. погиб в результате кораблекрушения (Т 22 А). Вероятно, это вымысел, возникший, чтобы доказать, что божья кара все-таки настигла безбожника, тем более, что подобная легенда существует и об избежавшем наказания Прогпагоре (D. L. IX 55-57). Д. известен как автор сочинения ' * Α π ο π υ ρ γ ί ζ ο ν τ ε ς λ ό γ ο ι (Suda, S. v. Δ ι α γ ό ρ α ς, 523), отвергающего традиционные представления о богах (Т 7 А-В, 9 Α -B). Р. Янко, вопреки мнению других исследователей, считает, что в т. н. Дервенийском папирусе содержится фрагмент этого трактата Д., в котором, исходя из натурфилософии Анаксагора, критикуется орфическая космогония. Д. был включен Клитомахом Карфагенским (сер. 2 в. до н. э.) в список греческих безбожников, наряду с Продиком, Протагором, Феодором, ДИАЛЕКТИКА 319 Эпикуром. Эпикурейские авторы, а также Цицерон, Плутарх, Лактанций и Арнобий указывали, что Д. совершенно отрицает богов и провидение, в отличие от Климента Александрийского, считавшего, что Д. приобрел славу атеиста только потому, что познал ложность языческой религии, еще не познав истины, но заложив ее семя (Clem. Protr. II 24, 2-4). Фрагм.: Diagorae Melii et Theodori Cyrenaei Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Lpz., 1981; Jakoby F. Diagoras 6 " Α θ ε ο ς, - APAW, Klasse fü r der Sprahen, 3. 1959; Lana I. Diagora di Me\o9-AAT\\9 84, 1950, p. 161-205. Лит.: Woodbury L. The Date and Atheism of Diagoras of Melos, - Phoenix 19, 1965, p. 178-211; Winiarczyk M. Diagoras von Melos - Wahrheit und Legende, - Eos 67, 1979, p. 191-213, 68, 1980, p. 51-75; Brisson L. Diagoras de Mé los, - DPhA II, 1994, p. 750-757; Janko R. The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): A New Translation, - CPhil 96, 1, 2001, p. 1-32; Betegh G. Appendix: Diagoras and the Derveni author, - Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. Camb., 2004, p. 373-380; Шахнович M. M. Диагор Мелосский - античный критик религии, - Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1989, с. 130-144; Она же. Сад Эпикура. СПб., 2002, с. 133-141. M. M. ШАХНОВИЧ ДИАЛЕКТИКА (η δ ι α λ ε κ τ ι κ ή se. τ έ χ ν η, от глаг. δ ι α λ έ γ ο μ α ι -разговаривать, беседовать, рассуждать), искусство вести беседу, спор; в различных контекстах термин диалектика использовался как синоним 1) риторики, 2) логики, 3) философии. Софисты. Утверждение диалектики как искусства ведения беседы связано с деятельностью софистов (сер. 5 в. до н. э.), впервые сделавших само «слово», λ ό γ ο ς, предметом осмысления. Софисты не только публично демонстрировали свое умение говорить, убеждать и спорить, но как учителя-профессионалы должны были знать, как обучить этому других. В ходе решения практических задач словесное искусство (ή π ε ρ ί τ ο υ ς λ ό γ ο υ ς τ έ χ ν η, или τ έ χ ν η τ ω ν λ ό γ ω ν) начинает специализироваться и дифференцироваться: постепенно оформляются риторика как искусство говорить (красноречие), эристика как искусство спорить, диалектика как искусство беседовать (аргументировать). Однако поначалу между ними не было четких границ, и диалектикой могли называть общую софистическую технику аргументации (и владеющих ею - диалектиками), получившую название «искусство противоречия» (ά ν τ ι λ ο γ ι κ ή τ έ χ ν η), или искусство «отыскивать доводы и за и против чего бы то ни было» (Plat. Phaedr. 261d-e, ср.: Soph. 225a). Основой данного искусства, разработанного Протагором (D. L. IX 52-53) в соч. «Эристика» (Τ έ χ ν η ε ρ ι σ τ ι κ ώ ν) и «Антилогии», стал разработанный Зеноном Элейским и широко использованный софистами метод опровержения через выявление противоречий, следующих из принятого тезиса. Отождествление диалектики с софистическим «искусством противоречия» демонстрирует один из ранних контекстов употребления термина: Аристотель в диалоге «Софист» назвал «изобретателем диалектики» Зенона (Arist. fr. 65 Ross; D. L. VIII 57; IX 25; ср.: Plat. Phaedr. 261e). Сократ придает новое содержание диалектике, понимая ее не только как особую разговорную практику, но и как особый метод постижения истины и условие нравственного совершенства (ибо знание добродетели и бытие добродетельным тождественны). Такое понимание цели диалектики определило как характер, так и технику ведения его бесед в отличие 320 ДИАЛЕКТИКА от софистической агонистики. По Сократу, беседа должна быть дружеской, располагающей собеседника к откровенности (Plat. Men. 75d), а не похожей на схватку с противником (ср.: Theaet. 165d-e). Для Сократа важно, чтобы собеседник высказывал собственное мнение и не выдумывал возможные ответы. Как и у софистов, обычным приемом диалога у Сократа было опровержение через приведение к противоречию (eAey^is), достигаемое искусно поставленными вопросами. Поэтому Сократова диалектика понимается прежде всего как искусство задавать вопросы и давать ответы (Plat. Crat. 390c; Apol. 33b; Theaet. 150c; ср.: Arist. Top. 155b5-10; Soph. El. 172al5-20; Anonym. Proleg. 2, 11), которое являлось своего рода «испытанием» собеседника и его утверждений, становясь стимулом для дальнейшей беседы. По мнению Сократа, «надо усердно заняться этим: таким путем люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике» (Xen. Mem. IV 5, 12). Т. обр., задачу диалектики Сократ видел в том, чтобы помочь собеседнику раскрыть содержание значимых для каждого человека понятий (справедливость, мужество, благочестие и т. д.), открыть за многозначностью слов постоянный смысл, усматривая общее в различающемся, сходное в несходном. В этом смысле диалектика близка майевтике - повивальному искусству, способствующему рождению знания: «Как задача повитухи состоит в том, чтобы вывести на свет находящееся во чреве дитя, так задача мудреца - в том, чтобы вывести на свет все скрытое в глубине души и помочь ей во время этих родовых мук» (Anonym. Prol. 2, 11; ср.: Theaet. 150а—151с; Symp. 206с). Такое понимание диалектики дало Аристотелю основание для критики Сократа, который ограничивался лишь тем, что «ставил вопросы, но не давал ответов» (Arist. Soph. El. 183b7-8). Платон. Намеченное Сократом понимание диалектики как искусства философского мышления получило дальнейшую разработку в творчестве Платона. Он вводит само понятие «диалектика» (δ ι α λ ε κ τ ι κ ή), используя его в качестве технического термина наряду с «диалектическим искусством» (Phaedr. 276e), «диалектической способностью», «диалектическим методом» (Resp. 533с). В текстах Платона понятие «диалектика» употребляется в двух основных значениях: 1) как особое искусство беседы (связанное преимущественно с деятельностью софистов и Сократа) и 2) как искусство правильного мышления. 1) Платон противопоставляет эристике как софистическому спору 2) Особое значение понятие диалектики приобретает в контексте онтологических построений Платона, выступая уже не как искусство беседы, ДИАЛЕКТИКА 321 Этот метод «минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета» (Resp. 532а). Убежденность Платона в особом онтологическом статусе идей определила место и значение диалектики. В качестве истинного метода диалектика «высвобождает зарытое в какую-то грязь око души и направляет его ввысь», «оказывается на самой вершине умопостигаемого». Выступая как средство постижения истинного бытия, диалектика «венчает все знания» (έ 'χ β ι ν τ έ λ ο ς τ α τ ω ν μ α θ η μ ά τ ω ν, Ibid. 534е; ср.: диалектика как «царское искусство» - Euthyd. 292cd; Polit. 259b), остальные же искусства (/ζ α ο ^/χ α τ α: арифметика, геометрия, астрономия, гармоника) играют вспомогательную роль «помощников и попутчиков». Дальнейшая разработка диалектики определяется эволюцией взглядов Платона на идеи как истинное бытие и понятий как их умопостигаемых подобий. В диалоге «Софист» Платон определяет диалектику как искусство «рассуждать и мыслить» и дополняет метод возведения методом деления {biaipeoLs, диэреза), следующим образом формулируя задачу диалектики: «различать все по родам (τ ο κ α τ ά γ έ ν η 8ι α ψ €Ϊ σ θ α ή, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый» (Soph. 253d). И хотя метод диэрезы был уже давно освоен Платоном, только в поздних «Софисте», «Пармениде», «Политике» и «Филебе» он определяет его внутреннюю структуру и правила: операция деления должна производиться с как учетом природы вещей, так и внутренней структуры делимого понятия (Phaedr. 265dl— 3); наиболее эффективной формой диэрезы Платон считал дихотомию, однако допускал, что деление может быть и трехчленным, и многочленным (Polit. 287bc, Soph. 265e). T. обр., «диалектическое искусство» выступает как единство двух методов — обобщения («охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные повсюду явления») и разделения («разделять на виды почленно, сообразно с их природой, стараясь не раздробить ни одной части», Phaedr. 265de), - вместе позволяющих раскрыть «взаимное переплетение эй-досов», «смешение одного с другим» (Soph. 259e), т. е. раскрыть процесс объединения многообразия в единство понятия. Платон дважды дает развернутое определение диалектического метода: в «Софисте» (Soph. 253d: «различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый») и «Филебе» (Phil. 15e-16e: «мы должны вести исследование, полагая одну идею для всего» и «смотреть, нет ли еще двух, а может быть, трех идей или какого-то иного их числа, и затем с каждым из этих единств поступать таким же точно образом до тех пор, пока первоначальное единство не предстанет как количественно определенное») - и демонстрирует его исследовательскую силу: раскрывает взаимное переплетение «главнейших родов» в «Софисте», смешение единого и многого в «Пармениде». И хотя зрелый Платон утверждает сверхразумный характер знания об истинном бытии, открывающегося уму непосредственно (Ер. VII, 342b-343b), диалектика сохраняет статус высшей формы рассудочного знания (ί π ι σ τ ή μ η). Платон уверен, что так понимаемая диалектика может быть доступна только философу (Soph. 253e), ибо выступает как общая методология, позволяющая «наблюдать, изучать и обучать друг друга» истинному знанию (Phileb. 16е, ср.: Legg. 965bc). Древняя Академия. Высокая оценка Платона и востребованность диалектического искусства сделали диалектику одним из основных предметов обучения в Академии. Учениками Платона была разработана система обу- 322 ДИАЛЕКТИКА чения, включавшая изучение диалогов-образцов, составление собственных речей, содержащих доказательства как тезиса, так и антитезиса, и диалогов, воспроизводящих в редуцированной форме характер бесед, состоящих из аргументов за и против. Кроме того, ученики принимали участие в т. н. сократических играх, когда под руководством учителей они должны были отстаивать предложенный тезис, раскрывать слабость аргументации противника, приводя его к противоречию. Целью этих упражнений была победа, а не поиск истины, что делало академическую диалектику во многом схожей с софистической практикой и вызывало недовольство Платона (Resp. 535d). Систематические занятия диалектикой в Академии приводили к созданию специальной технической и учебной литературы, ср.: «Разбор руководств» (Τ ε χ ν ώ ν έ λ ε γ χ ο ς) Спевсиппа; «Изучение диалектики» (Τ η ς π ε ρ ί то 8ι α λ έ γ ε σ θ α ι π ρ α γ μ α τ ε ί α ς), «Книги рассуждений» (Λ ο γ ι σ τ ι κ ώ ν β ι β λ ί α), «Разрешение спорных рассуждений» (Λ ύ σ ι ς τ ώ ν π ε ρ ί τ ο υ ς λ ό γ ο υ ς) и др. Ксенократа; «О руководстве» (Τ ε χ ν ι κ ό ν), «Определения» (" Ο ρ ο ι). Определяющим для Академии становится отказ от платоновского понимания диалектики как метода достижения истинного знания. Сходное понимание диалектики обнаруживается и в сократических философских школах. Проблемы диалектики прежде всего вызывают интерес в Мегарской школе, учеников которой за увлечение спорами называли эристиками, и в близкой к ней школе диалектиков (Диодор Крон, Филон Диалектик). Задачу диалектики в обеих школах видят в разработке софизмов и логических парадоксов («диалектических задач»), использование которых позволяет опровергать собеседника, демонстрируя собственное превосходство в искусстве спора. Аристотель. Новый подход к диалектике, отчасти восстанавливающий ее связь с риторикой и софистикой, наиболее полно выражен Аристотелем в «Топике» (вероятно, первоначально название - «Диалектика»), ставшей теоретической кодификацией практики диалектических споров. Согласно Аристотелю, диалектическое искусство «полезно для троякого рода вещей: для упражнения, для общения, для философского познания» (Тор. 101а26-28). Как упражнение ума диалектика представляет собой тренировку способности аргументировать за или против любого выставленного для обсуждения тезиса. Такую диалектику Аристотель называет агонистикой, отличая ее от эристики, допускающей непроизвольные ошибки в споре, и софистики, ошибающейся с умыслом и ради выгоды. Как искусство общения диалектика исследует общепринятые, правдоподобные мнения (έ ν δ ο ξ α), позволяя грамотно высказываться на любую тему в любой аудитории, оставаясь в области общепринятого, не впадая в «невероятное» и противное здравому смыслу. Для философского познания ценность диалектики, согласно Аристотелю, трояка. Диалектика очищает знание от ошибочных утверждений. Такое исследование Аристотель называет испытанием, «пейрастикой» (π ε ι ρ α σ τ ί κ ή от π ε ι ρ α σ θ α ι - испытывать, мериться силами), понимая ее как часть диалектики (Soph. El. 169b25). Диалектика исследует начала всякого знания посредством рассмотрения возникающих в их отношении противоречий и трудностей (апорий). Апоретический метод, раскрывая противоречия, способствует выработке собственного мнения и подготавливает к ДИАЛЕКТИКА 323 непосредственному постижению начал. Наконец, диалектика есть особый метод исследования и получения нового знания. Аристотель разрабатывает «диалектические силлогизмы», посвящая их анализу большую часть «Топики» (гл. 2-7). Поскольку основу этих непротиворечивых умозаключений составляют мнения, принятые на веру, с их помощью могут быть получены лишь вероятные, хотя и непротиворечивые выводы. Т. обр., диалектика для Аристотеля - это метод исследования правдоподобных мнений, причем, в отличие от Сократа и Платона, Аристотеля как диалектика интересует не столько содержание знания, сколько форма его организации. Диалектике отводится место подготовительной ступени познания, во многом противопоставленной аналитике, исследующей условия и методы достоверного, аподиктического знания. Для Аристотеля диалектик, пребывающий в области мнений, всегда уступает философу, обладающему истинным знанием первых начал и исследующему «сущее как таковое, в то время как «диалектика и софистика имеют дело с привходящими свойствами» (Met. XI, 1061Ь8-9). Такое понимание диалектики в целом сохранится в аристотелизме и найдет приверженцев среди скептиков, утверждавших вслед за Аристотелем диалектику как учение о вероятностном знании. Стоицизм. Важный синтез представленных в классическую эпоху традиций логики и диалектики сделали стоики, осознавая себя продолжателями диалектических изысканий Платона, Аристотеля и мегариков (ср.: S VF II 126). Наиболее полно стоическая диалектика была разработана Хрисиппом, который «в области диалектики приобрел такую известность, что, по всеобщему мнению, если бы у богов была диалектика, она была бы Хрисипповой» (D. L. VII 180; ср.: SVF II 28). Данной теме третий схо-ларх Стой посвятил многочисленные сочинения, в частности: «Руководство по диалектике» (Τ έ χ ν η δ ι α λ ε κ τ ι κ ή); «Диалектические определения»; «Об употреблении имен в диалектике»; «О диалектических апориях»; «О диалектике»; «О возражениях диалектикам», «О том, что древние использовали диалектику наряду с доказательствами» и др. (D. L. VII 189-202). Следуя за Сократом, наиболее «серьезным диалектиком», Хрисипп разделяет традиционное понимание диалектики как искусства «правильно рассуждать и правильно беседовать», что означает «умение разбирать предложенный предмет и отвечать на вопросы» (SVF II130, цит. по изд.: Столяров, Фрагменты И. 1), и в дальнейшей разработке этого искусства стоики во многом опираются на «Топику» Аристотеля. Как составная часть оригинальной стоической системы диалектика выступает в несколько ином смысле - как раздел учения о логосе («логики»). Логосом как звучащим словом (λ ό γ ο ς π ρ ο φ ο ρ ι κ ό ς) занимается риторика, составляя первую часть логики. Логос, данный в мышлении (λ ό γ ο ς έ ν δ ι ά θ ε τ ο ς), исследует диалектика, составляя главную часть логики, а нередко выступая ее синонимом. Предметом диалектики (^семантики) становятся «обозначающее» - словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) - и «обозначаемое» - то, что высказывается и выражает смысл («лектон»): понятия, суждения, умозаключения. Цель диалектики состоит в том, чтобы, раскрыв связь между телесными знаком и чувственно данным предметом и бестелесным обозначающим смыслом, определить «истинное, ложное и то, что не является ни истинным, ни ложным» (SVF II 122; ср.: II 123).
|