![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. Бытие – одна из важнейших категорий философии
Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она выражает проблему существования в общем виде. Философия осмысливает эту проблему с помощью категории бытия, а также таких тесно связанных с нею категорий, как небытие, пространство, время, материя, становление, качество, количество, время. Первый вопрос предполагает всестороннее знакомство с категорией бытия. Обратите внимание, что с помощью этой категории фиксируются сложные связи всеобщего характера. Проследите развитие представлений о бытии в истории философии. Расскажите об основных формах бытия. Второй вопрос знакомит с другой важнейшей категорией философии – «материя». Рассмотрите, как менялись представления о материи в истории философии. Какова современная трактовка материи? В чем сущность принципа неисчерпаемости материи? В третьем вопросе необходимо ознакомиться с атрибутами материи – пространство, время и движение. Раскройте содержание этих категорий. Каковы структурные уровни материи? Цель четвертого вопроса – осветить проблему единства мира и разобраться в основных моделях мира. Что такое «субстанция»? В чем суть монистической, дуалистической и плюралистической модели мира? Опишите варианты этих моделей из истории философии (учения Б. Спинозы, Р.Декарта, Г.Лейбница) ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Учение Сократа - рождение философии нового типа. 2. Философия Платона: общая характеристика. 3. Аристотель: его труды и учение. 4. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). 5. Философское учение Аврелия Августина (Блаженного). 6. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. 7. Учение Фомы Аквинского - свод религиозно-философских идей средневековья. 8. Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека». Антропоцентризм. 9. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм. 10. Проблема «человек - общество - государство» в трудах мыслителей ХУЛ века (Томас Гоббс, Дж. Локк). 11. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма. 12. Этика Канта. Постулаты «практического» разума. 13. Гегель: общая характеристика учения. 14. Философия К.Маркса: проблема отчуждения человека. 15. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». 16. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». 17. Позитивизм Х! Х-ХХ веков: направления, представители, идеи. 19. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия. 20. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества. 23. Проблема бытия в истории философии. 24. Материализм и идеализм - альтернативные способы миропонимания. 25. Философия природы - обобщение исторического опыта ее освоения. 28. Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.) 29. Гипотеза общественного прогресса (за и против). 32. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики. 33. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.
|