Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение.






СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….  
1. Содержание понятий «поведение», «поступок», «отклонения в поведении» и виды просоциального и отклоняющегося поведения…………………………………………………………………..    
2. Причины педагогической запущенности…………………...  
3. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющего поведения…………………………………………………………………..  
4. Особенности организации учебно-профессиональной деятельности с подростками с девиантным поведением………………..  
Заключение………………………………………………………….  
Список использованной литературы………………………………  

 

Введение

Актуальность работы в настоящее время проявляется в повышенном интересе к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в социологии, психологии, криминологии, психопатологии. В стадии становления находится новая научная дисциплина - психология девиантного поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее [4].

Социальная значимость работы состоит в следующем. Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях. Наша задача – изучить причины возникновения такого феномена как девиантное поведение, с тем, чтобы выработать наиболее эффективные методы помощи проблемным детям [6].

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции [2].

Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, Айхорн К. Роджерс, А. Бандура и других [3, 10].

Современные знания о девиантном позволяют утверждать; что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. К сожалению, единая теория отклоняющегося поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицина, биологии, психологии. Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиацию [11].

Отдельные подходы, уделяют внимание преимущественно какому – то одному аспекту проблемы, закономерно дополняют друг друга. Поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.

 

Содержание понятий «поведение», «поступок», «отклонения в поведении» и виды просоциального и отклоняющегося поведения

В психологии термин «поведение» широко используется дляобозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями как деятельность, созерцание, познание, общение. В психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью».

Выделяют внешние и внутренние составляющие поведения. Внешняя активность человека - это любые внешние проявления, действия, поступки, высказывания. Внутренние составляющие поведения - мотивация и целеполагание, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Все рассматриваемые характеристики понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как отклоняющееся поведение [1].

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым социальным нормам.

Несмотря на большой интерес ученых к проблеме отклоняющегося поведения, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единого взгляда на содержание понятия «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (наркотики, алкоголь и т.д.), четвертые - социальное творчество.

По мнению М.М. Потатник, «Отклоняющееся поведение подростка как диагностическая категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам».

В.Э. Зисг считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков.

В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения ученый выделяет:

- поступки, связанные с невыполнением подростками своих основных социальных обязанностей;

- поступки, связанные с нарушением Уголовного Кодекса.

Сходное определение изучаемому феномену дает и В.В. Ковалев, который определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации [9].

В.В. Ковалевым было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

. Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отказ от учебы, систематическое невыполнение заданий, прогулы частично объяснялись пробелами в знаниях, которые делали невозможным дальнейшее продолжение учебы.

. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.

. Антиобщественные насильственные действия, которые выражаются в агрессии, драках, совершении мелких грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.

. Антиобщественные корыстные действия, выражаются в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

. Антиобщественные действия сексуального характера. Этот вариант отклоняющегося поведения выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального характера, направленных обычно на лиц противоположного пола.

. Злоупотребление алкоголем.

. Употребление наркотических и токсических веществ.

. Уходы из дома, бродяжничество.

. Азартные игры.

. Прочие виды отклоняющегося поведения.

Подростковый возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. Одновременное присутствие черт детскости и взрослости с очевидностью выступает в типичных для подросткового возраста психологических реакциях, возникающих при взаимодействии с окружающей средой и нередко участвующих в формировании поведения в этот период. Это могут быть как реакции эмансипации, реакции «отрицательной имитации», увеличения отказа, оппозиции, протеста, компенсации, гиперкомпенсации, так и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Вышеперечисленные реакции могут быть представлены в вариантах поведения, как нормальных для данного возрастного периода, так и патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции [3].

В.В. Ковалев критериями патологичности поведенческих реакций, свойственных детскому возрасту, считает распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации.

Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе, проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, представляющими собой группу повышенного социального риска.

В науке существует несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «асоциальные», «дезадаптивные» и др. Принято считать, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритичности, повышенной эмоциональной возбудимостью, внушаемостью, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, импульсивностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе. Эти особенности встречаются как у нормально развивающихся подростков, так и для подростков с задержкой психического развития.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают негативную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально позитивных, так и в сторону социально-негативных влияния [8].

Известно, что подростковый возраст - это возраст повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (Д. Миллер, С. Смит).

Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка, стремление самореализации). Вторичная девиация - подтверждение того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

На поведение подростка оказывает влияние и складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям.

На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям указывают Я.Л. Коломинский (1986) и другие авторы. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося).

Понятно, что отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, оно может быть связано с внутренне личностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, но может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой, действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней и внутренней выгодой.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами [5].

И. Трус в статье «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» выделяет биологические, психологические и социально-психологические факторы, обуславливающие девиантное поведение:

- биологические - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждение нервной системы, дефекты речи и др.);

- психологические факторы - это психологические патологии или акцентрации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатиях, невростении, пограничных состояниях - повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

- социально-психологические факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации;

- социально-экономические факторы - включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и как следствие социальную напряженность;

- морально-этические факторы - проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая оказывала бы влияние на социализацию личности [10].

Общеизвестно, что за понятием «девиантное поведение» скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в разных видах и формах: преступность, наркотизм, пьянство, бродяжничество и т.д. В подростковом возрасте наиболее распространены такие виды отклонения поведения: автономизация от взрослых и конфликтность со взрослыми, уходы из дома, бродяжничество, отказ от учебы, пропуски уроков, конфликты с учителями, ложь, агрессивное поведение, отсутствие мотивов в обучении, употребление алкоголя, табака, наркотических и токсикологических средств, вымогательство, попрошайничество и т.д..

К девиантному поведению подростков приводят следующие факторы: а) культ насилия, утвердившийся в современной поп-культуре (песни, книги, фильмы, пресса и т.д.), который формирует духовный мир молодежи; б) состояние аномии, свойственное кризисному обществу; в) плохая организация досуга; г) отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане; д) неудовлетворенность социальных потребностей; е) отсутствие наказания за противоправные действия.

Таким образом, девиантное поведение обусловлено сложным взаимодействием биологических, социальных, экономических и других факторов [2].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал