![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объем самостоятельной работы студента
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра гуманитарных наук
Концепции современного естествознания (современные концепции естествознания) Методические указания По самостоятельной работе студентов Направлений подготовки Менеджмент, Психология, Специальное (дефектологическое) образование степень выпускников: бакалавр
Киров Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарных наук, протокол № 1 от 8 сентября 2014 г.
Утверждено на заседании учебно-методического совета, протокол № 87 от 20 октября 2014 г.
Концепции современного естествознания (современные концепции естествознания): Методические указания / Сост. Е.Н. Сизова. – Киров: ВСЭИ, 2014. – 12 с.
Методические указания разработаны в соответствии с учебными программами дисциплины и предназначены для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.02 (080200.62) Менеджмент, 37.03.01 (030300.62) Психология, 44.03.03 (050700.62) Специальное (дефектологическое) образование (степень выпускников: бакалавр)
© Вятский социально-экономический институт (ВСЭИ), 2014
Цели и задачи контрольной работы Цель контрольной работы: изучение исходных положений основ естественных наук, формирование ядра естественнонаучной картины мира. Задачи контрольной работы: 1. Усвоение основных этапов истории естествознания, концептуальных оснований различных естественных наук. 2. Овладение основами научного мышления, приобретение навыков по применению концептуального подхода в изучении естествознания. 3. Формирование умения выбирать и кратко формулировать главное, сопоставлять различные точки зрения и доказательно выражать собственное мнение.
Требования к результатам контрольной работы В результате выполнения контрольной работы студент должен: Знать: - основные этапы развития естествознания (научные революции); - концептуальные основания изучаемых естественных наук. Уметь: - применять концептуальный подход при изучении и анализе научных фактов и теоретических основ естествознания; - осознанно применять научную терминологию при раскрытии изучаемых вопросов; - обоснованно выражать свою точку зрения по изучаемым проблемам естествознания. Владеть: - научными приемами объяснения основных концепций и принципов современной естественнонаучной картины мира; - методами изложения структурной сложности и неисчерпаемости микро-, макро- и мегамиров.
Объем самостоятельной работы студента Самостоятельная работа студента составляет 1 зачетную единицу по очной форме обучения, 1, 5 зачетные единицы по заочной форме обучения. Выполнение контрольной работы предполагает самостоятельную работу студента по всем темам программы.
4. Варианты контрольной работы Вариант 1 1. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона оценивается как революция в химии. Согласны ли вы с данной оценкой? Обоснуйте свой ответ, приведя не менее трех доказательств вашей точки зрения.
2. Перечислите, какие науки относятся к естественным наукам, а какие – к гуманитарным (составьте список). Сравните их, заполнив таблицу. Сделайте выводы по результатам таблицы, указав черты сходства и различия между данными науками.
Выводы по таблице:
3. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам, выделив черты сходства и различия физики разных периодов.
Выводы по таблице:
Вариант 2 1. Теория Н. Коперника оценивается как научная революция. Согласны ли вы с данной оценкой? Обоснуйте свой ответ, приведя от трех до пяти доказательств вашей точки зрения.
2. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам. Объясните, как соотносятся названные здесь теории.
Выводы по таблице:
3. Сравните основные генетические механизмы при помощи таблицы, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
Вариант 3 1. Объясните, почему в курсе предмета естественные науки изучаются в следующем порядке: физика, космология, химия, геология, биология. Какова логика такой последовательности тем? Приведите доказательства своей точки зрения.
2. Заполните таблицу, сравнив три способа измерения геологического времени, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице: Какой способ, по-вашему, является наилучшим? Объясните свой ответ.
3. Составьте таблицу общих и различных признаков строения тела человека и человекообразных обезьян, после чего сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице: Вариант 4 1. Считается, что главная идея современного научного знания – это концептуальная полнота, наличие теории. Объясните, почему данные критерии науки столь важны для ее развития? Укажите, возможно ли существование науки без теории? Обоснуйте свой ответ.
2. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице: Также укажите, какое влияние оказала каждая концептуальная революция в химии на дальнейшее развитие науки.
3. Заполните сравнительную таблицу по геологическим концепциям, укажите, какими критериями вы пользовались, вычленяя сильные и слабые стороны указанных концепций. Сделайте выводы по результатам таблицы.
Выводы по таблице:
Вариант 5 1. Перечислите те естественные науки, которые активно используют идею эволюции. Укажите, как данная идея проявила себя в каждой из названных вами наук. Приведите поясняющие примеры.
2. Выделите революционные, переломные эпохи в развитии космологического знания, заполнив таблицу. Сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
3. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
Вариант 6 1. Считается, что неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, радиационная химия, нефтехимия – это все различные химические науки, несводимые друг к другу. Так ли это? Объясните свою точку зрения, приведя не менее четырех доказательств.
2. Заполните таблицу сравнения естественных наук и математики. Сделайте выводы по ее результатам, указав, каким образом математика связана с естествознанием.
Выводы по таблице: Объясните, почему математика играет важную роль в развитии естественных наук.
3. Заполните таблицу «Фазы эволюции Земли», сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
Вариант № 7 1. Почему успех Ньютона как ученого позволяет считать, что он знаменует собой, по выражению А. Эйнштейна, «поворотный пункт умственного развития человечества»? Обоснуйте свой ответ. Для этого рекомендуется сравнить научные достижения Ньютона с достижениями более ранних ученых (например, с достижениями И. Кеплера).
2. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам:
Выводы по таблице:
3. Составьте сравнительную таблицу десяти геооболочек Земли, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
Вариант 8 1. Как вы считаете, противоречит ли наличие в природе кругооборота некоторых веществ (т.е. наличие повторяемости циклов) идеям эволюции, развития, времени, которые применяются в науке химии? Движется ли природа по кругу или ей присуще эволюционное развитие? Используйте свои знания по химии при ответе на этот вопрос.
2. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам:
Выводы по таблице:
3. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам:
Выводы по таблице:
Вариант 9 1. Как вы считаете, для чего было введено в научный оборот представление о квантованности энергии излучений? Обоснуйте свой ответ, приведя доказательства своей точки зрения.
2. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
3. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице: Вариант 10 1. Подтверждают ли принцип наблюдаемости уравнения квантовой физики? Почему? Поясните свой ответ, обосновывая его доказательствами.
2. Заполните таблицу, сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
3. Заполните таблицу «Эволюция человека», сделайте выводы по ее результатам.
Выводы по таблице:
5. Выполнение и оформление контрольной работы Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 3 задания в каждом; варианты закрепляются за студентом по последней цифре номера зачетной книжки. При выполнении работы студенты знакомятся с рекомендуемой основной и дополнительной литературой. При использовании в тексте работы цитат, взятых из рекомендованной литературы, необходимо давать на них точные ссылки в соответствии с установленными правилами. Заимствования текста без ссылки на источник не допускаются. Обязательным является выражение своей собственной точки зрения, которая должна быть четко аргументирована. Необходимо продемонстрировать знание научной терминологии и умение ее компетентного использования. По 1 заданию – отвечать требуется строго по существу вопроса, объем ответа по нему должен составлять от 0, 5 до одной страницы. Структура контрольной работы: первый лист – титульный; далее – каждое задание выполняется с нового листа, при этом сначала указывается номер и формулировка задания, далее – аналитический ответ по сути задания; последний лист – список литературы. Общего введения и общего заключения не требуется. Ответы на поставленные вопросы должны быть по существу и исчерпывающими. Наличие в тексте контрольной работы лишней информации снижает качество работы. Общий объем работы – 5-7 стр. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, приведенным в методическом пособии «Выполнение контрольных и курсовых работ: Методические рекомендации для студентов, обучающихся по ФГОС-3» (ВСЭИ, 2013).
6. Учебно-методическое обеспечение
А. Основная литература 1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов / А.А. Горелов. – М.: Юрайт; Высш. образование, 2010. 2. Карпенков, С. Х. Концепции современного естествознания: учебник / С. Х. Карпенков. – М.: КНОРУС, 2009. 3. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2012.
Б. Дополнительная литература Учебники: 1. Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Мейнке. – М.: Дрофа, 1999. 2. Канке В.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Логос, 2007. 3. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов / под общей ред. С.И. Самыгина. – 8-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 4. Лихин А.Ф, Концепции современного естествознания: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 5. Лось В.А. Основы современного естествознания (концепции, теории, проблемы) / под ред. доктора филос. наук, проф., акад. АН Молдовы А.Д. Урсула: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. 6. Найдыш В.Н. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. 7. Рузанов Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2005. 8. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2003. 9. Физический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. 10. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2006. 11. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Курс лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 12. Юлов В.Ф. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – Киров, ВГПУ, 1997.
Первоисточники: 1. Беляев Е. А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики. – М.: МГУ, 2003. 2. Блохинцев Д.И. Пространство и время в микромире. – М., 1970. 3. Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. – М., 1981. 4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988. 5. Войткевич Г.В, Возникновение и развитие жизни на Земле. – М., 1988. 6. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М., 1989. 7. Грант В. Эволюционный процесс. – М., 1991. 8. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. – СПб., 1991. 9. Канке В.А. Основные философские направления в концепции науки. Итоги XX столетия. – М., 2000. 10. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - 2-е изд. – М., 2001. 11. Карнап Р. Философские основания физики. – М., 1971. 12. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001. 13. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. 14. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974. 15. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986. 16. Развитие учения о времени в геологии. – Киев, 1982. 17. Сноу Ч. Две культуры. – М., 1973. 18. Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1992. 19. Ульмер Х.-Ф., Брюк К., Эве К. и др. Физиология человека: В 3 т. – М., 1996. Т. 3. 20. Фишер Д. Рождение Земли. – М., 1990. 21. Хакен Г. Синергетика. – М., 1980. 22. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1965.
|