Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Направления и системы управления БЖД в России: РСЧС, Гражданская оборона, Охрана трудаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция 10. Правовые и нормативно-технические основы управления БЖД План: 1. Направления и системы управления БЖД в России: РСЧС, Гражданская оборона, Охрана труда 2. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности на производстве (трудовое законодательство) 3. Права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда 4. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда
Вопрос 1. Направления и системы управления БЖД в России: РСЧС, Гражданская оборона, Охрана труда
В Российской Федерации правовое и нормативное регулирование безопасности жизнедеятельности происходит по трем самостоятельным направлениям. Это: охрана труда; охрана окружающей среды; защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (рис.10. 1).
Рисунок 10.1– Схема управления безопасностью жизнедеятельности
Основными целями системы обеспечения безопасности в природно-техногенной сфере являются: 1) защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей техногенного и природного характера; 2) эффективное противодействие внутренним и внешним природным и техногенным опасностям; 3) обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в ЧС природного и техногенного характера. Основные направления государственного регулирования в области управления рисками и безопасностью в природно-техногенной сфере приведены на рисунке10.2 Правовое регулирование в области защиты от ЧС осуществляется на основе законов и нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Основными законами являются Федеральные законы от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 20.06.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и др. В соответствии с ними, основными принципами ЗН и Т от ЧС являются: 1. Заблаговременность мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь; 2. Учет экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения ЧС при планировании и осуществлении мероприятий по ЗНиТ; 3. Необходимая достаточность при определении объема и содержания мероприятий по ЗНиТ и максимально возможное использование имеющихся сил и средств.
Рисунок 10. 2 - Направления государственного регулирования в области обеспечения безопасности
В соответствии с принятыми законами территориальные органы исполнительной власти осуществляют комплекс мероприятий в двух направлениях. Первое – идентификация и сравнительная оценка рисков источников ЧС, основанная на данных, содержащихся в декларациях о промышленной безопасности, и данных о природных рисках; управление риском от опасных производственных объектов с целью его снижения до уровня, определяемого социальными требованиями и экономическими возможностями; визуальный и инструментальный мониторинг опасных производственных объектов. Второе – информирование населения о рисках ЧС и мерах по их снижению; использование данных экспертизы, надзора и контроля для установления соответствия нормам, стандартам и правилам безопасности; разработка мероприятий, направленных на смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера. Законодательно определены следующие основы правового регулирования предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуаций: - создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (ст. 4); - установлены основные принципы защиты от ЧС (ст. 7); - закреплены обязанности предприятий по предупреждению и защите от ЧС. Основные из них: – проводить необходимые меры в области защиты от ЧС по повышению устойчивости функционирования обеспечения жизнедеятельности; - создавать силы и средства по предупреждению и ликвидации ЧС; - проводить аварийно-спасательные работы; - финансировать мероприятия по защите от ЧС; - создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - предоставлять информацию в области защиты от ЧС; - введены государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты от ЧС (ст. 26, 27). В настоящее время в нашей стране в государственной политике в области защиты населения и территорий (ЗНиТ) осуществляется переход от концепции «реагирования и выправления» к концепции «предвидения и предупреждения». В этой связи важное место отводится организации управления рисками и безопасностью в природно-техногенной сфере. Основу этого управления составляет государственная экспертиза.
Основными методами экономического управления безопасностью в природно-техногенной сфере являются: - финансирование – (при ликвидации последствий ЧС) осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, средств органов местного самоуправления и организаций территориальных подсистем, если этих средств недостаточно, то используется целевой резервный фонд Правительства РФ; - страхование (добровольное и обязательное); - кредитование. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 № 1113 утверждено Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Эта система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Каждая территориальная подсистема РСЧС выполняет задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях. Федеральные органы исполнительной власти формируют свои подсистемы РСЧС (например, подсистема предупреждения и ликвидации аварий на объектах топливно-энергетического комплекса; подсистема транспортного обеспечения ликвидации аварий; подсистема экологической безопасности и экологического мониторинга и др.).
Рисунок 10.3 - Блок-схема распределения полномочий органов государственной власти при решении задач по снижению рисков и смягчению последствий аварий и катастроф
Основные задачи этой системы в укрупненном виде можно сформулировать следующим образом: - предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение готовности всех структур государства к защите населения и территорий в случае их возникновения; - непосредственная защита, спасение и жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; - ликвидация чрезвычайных ситуаций. Основными задачами РСЧС в области защиты от чрезвычайных ситуаций, решение которых затрагивает вопросы безопасности предприятий, являются: - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий (учреждений, организаций) независимо от их организационно-правовых форм; - сбор, обработка, обмен и выдача информации; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Координирующими органами РСЧС являются: - на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, ведомственные комиссии в федеральных органах исполнительной власти; - на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, – региональные центры; - на территориальном уровне (субъекта РФ) – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ; - на местном уровне (района, города) – комиссии по ЧС органов МСУ; - на объектовом уровне (предприятия) – объектовые комиссии по ЧС (в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы). Основные задачи объектовых комиссий по ЧС: - разработка и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС; - поддержание в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, органов управления, сил и средств к действиям при ЧС; - руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов; - подготовка к действиям в ЧС. Органами управления по защите от ЧС на объектовом уровне (предприятия) являются отделы (секторы) или специально назначенные лица. Органы повседневного управления РСЧС приведены на рисунке 10.4 Рисунок 10.4 – Перечень органов повседневного управления РСЧС
Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС по трем режимам: 1) Режим повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке предполагает осуществление следующих мероприятий: наблюдение и контроль за состоянием потенциально опасных объектов и территорий; планирование выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС; совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения к действиям в ЧС; создание и пополнение резервов для ликвидации последствий ЧС. 2) Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, при получении информации о возможности возникновения ЧС и предполагает формирование оперативных групп для уточнения обстановки; усиление дежурно-диспетчерской службы; принятие мер по защите населения; приведение в готовность сил и средств для локализации ЧС. 3) Режим ЧС вводится при возникновении ЧС. При этом осуществляются: выдвижение оперативных групп в район ЧС; определение границ ЧС; организация защиты населения; организация работы по повышению устойчивости функционирования объекта экономики; осуществление непрерывного контроля за процессом ЧС. Силы и средства РСЧС приведены на рисунке 10.5. Рисунок 10.5 – Силы и средства РСЧС
Гражданская оборона. Одним из видов деятельности предприятий по организации защиты от опасностей является работа в области гражданской обороны. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке и защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами ГО являются: - оповещение населения и обучение его способам защиты от опасностей; - предоставление населению убежищ и СИЗ; - обеспечение эвакуации населения и материальных ценностей; - проведение АСР при ведении военных действий; - обеспечение населения жильем, медицинской помощью, продуктами питания, одеждой; - обеззараживание населения, техники, территорий; - срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; - обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО. Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному признаку. Территориальный принцип заключается в организации ГО на территории субъектов РФ, городов, районов в соответствии с административно-территориальным делением РФ. Производственный принцип заключается в организации ГО в министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Структура ГО приведена на рисунке 10.6. Службы ГО функционируют на 4 уровнях: федеральном, территориальном, местном, объектовом. Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах создаются: - служба оповещения и связи; - служба радиационной и химической защиты; - противопожарная служба; - аварийно-техническая служба; - медицинская служба; - служба убежищ и укрытий; - служба материально-технического снабжения; - служба энергоснабжения и светомаскировки; - транспортная служба; - служба охраны общественного порядка. Рисунок 10.6 – Структура ГО РФ ____ взаимодействие; → руководство
Силы гражданской обороны включают в себя: - Войска ГО РФ – соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО; - Гражданские организации ГО – формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом, подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные задачи формирований ГО приведены на рисунке 10.7. Рисунок 10.7– задачи формирований ГО
В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ - мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет за исключением: - военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания; -инвалидов разных групп; - беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет; - женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Формирования ГО классифицируются: А) по предназначению (общего назначения, специальные, специализированные); Б) подчиненности (территориальные, объектовые); В) срокам готовности (постоянной, повышенной, повседневной). Формирования ГО обычно создаются в виде: - отрядов (200 – 400 человек); - команд (50-150 человек); - групп (15 – 40 человек); - звеньев (3 – 10 человек). Приоритетным направление развития РСЧС и ГО является их объединение в единую государственную систему гражданской защиты, предназначенной для решения задач защиты населения и территорий как в мирное, так и в военное время. Вопрос 2. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности на производстве (трудовое законодательство) Развитие правового регулирования по вопросам охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены (ст. 3). Ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), посвященные вопросам охраны труда, инспекциям труда и требованиям по безопасности и гигиене труда, и отдельные акты, отражающие особенности охраны труда женщин и подростков, приняты в Российской Федерации. По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные документы по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъектов. Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охраны труда. Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом. Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом. Основными законодательными актами, регулирующими вопросы охраны труда в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации и Трудовой Кодекс Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также постановления, письма, положения и другие документы министерств и ведомств. Конституция РФ гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и что труд и здоровье людей охраняется государством (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье работников в процессе их трудовой деятельности проявляется в первую очередь через систему правовых норм по охране труда и надзору за их исполнением. Основы законодательства о труде в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 17.06.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ (ТК РФ), утвержденном Федеральным законом РФ от 30.01.2001 № 197-ФЗ. (ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ). Основные направления государственной политики в области охраны труда (ОТ), соответствии с Трудовым кодексом РФ, приведены на рисунке10.8. Нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г №399 являются документы, перечисленные в таблице10.1. Рисунок10.8– Некоторые направления государственной политики в области ОТ
Таблица10.1 – Виды нормативных документов охраны труда
В соответствии с существующим законодательством (ТК, гл.7) правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя является коллективный договор, заключаемый работниками и работодателем. В трудовой коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: - формы, системы и размеры оплаты труда и механизмы её регулирования с учетом инфляции или роста цен; - выплаты пособий и компенсаций; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпуска; - экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве и другие вопросы, определённые сторонами. Основные виды трудовых договоров приведены на рисунке 10.9, основные различия между этими договорами приведены в таблице 10.2. Рисунок 10.9 – Виды договоров, заключаемых между работником и работодателем
Таблица 10.2 – Различия между договорами
При приёме на работу работодатель может проводить испытания с целью проверки соответствия работника поручаемой работе (рис. 10.10).
Рисунок 10.10 – Особенности испытаний при приёме на работу
Помимо порядка заключения трудовых договоров, в нашем законодательстве четко оговариваются условия и порядок их расторжения. Расторжение трудового договора может быть осуществлено по: 1) инициативе работника (ст. 81 ТК РФ) при ликвидации организации или сокращении численности штата, несоответствии работника занимаемой должности, нарушении работником требований ОТ, предоставлении работником подложных документов, прогул, появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 2) по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ). При расторжении трудового договора по собственной инициативе работник обязан письменно предупредить работодателя за 2 недели до увольнения. По истечении срока он может отозвать заявление и остаться на работе, если на его место не приглашен другой работник. Трудовой договор расторгается в день подачи заявления, если работник выходит на пенсию, поступает на учёбу или работодатель нарушил трудовое законодательство и других подобных причинах; 3) по обстоятельствам, независящим от воли сторон (ст. 83.ТК РФ) – избрание на должность, смерть работника, признание работника нетрудоспособным, призыв работника на военную службу, чрезвычайные обстоятельства, дисквалификация работника, восстановление на работе работника, ранее выполняющего эту работу и т.д. Особо важным пунктом трудового договора является описание рабочего времени и распорядок трудового дня (рис. 5.2.5, 5.2.6). При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (статья 184 Кодекса). Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (рис. 10.11), который проводится медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Рисунок 10.11 - Рабочее время Рисунок 10.12 – Виды времени отдыха
Рисунок 10.13 – Классификация и назначение медицинских осмотров
Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей. Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998) определяет экономический механизм управления риском, устанавливает правовые, экономические и социальные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении ими трудовых обязанностей. Согласно этому Закону обязательства по возмещению вреда работнику (застрахованному) берет на себя Фонд социального страхования (ФСС) (страховщик), который гарантирует их выполнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя). Предприятия ежемесячно перечисляют в ФСС страховые суммы в зависимости от класса профессионального риска отраслей (подотраслей), в соответствии со страховыми тарифами, размеры которых устанавливаются Федеральными Законами. Отнесение отраслей (подотраслей) экономики к тому или иному классу профессионального риска осуществляется по Постановлению Правительства. К другим Федеральным законам (ФЗ), регулирующим отдельные вопросы безопасности труда, можно отнести ФЗ: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О радиационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.). Основными задачами стандартизации являются: определение единой системы показателей необходимого уровня надежности в зависимости от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в области безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда. Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области. Стандартизация вводится при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. ССБТ является составной частью государственной системы стандартов. Установлены следующие категории стандартов: - ГОСТ- государственный стандарт; - РСТ - республиканский стандарт; - СТП - стандарт предприятия. Система стандартов безопасности труда – о комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.001-82). Система стандартов безопасности труда, утвержденная Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда до введения технических регламентов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» 2002-го года. Шифр (номер) ССБТ в государственной систем стандартизации — 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. ССБТ включает в себя несколько подсистем (табл. 10.3, 10.4).
Таблица 10.3 – Подсистемы системы стандартов безопасности труда
В ССБТ принята следующая система обозначений: ГОСТ 12.Х.ХХХ – ХХ Таблица 10.4 – Система обозначений в системе ССБТ
Т.о требования по охране труда содержат следующие документы: - Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях; - Стандарты (ГОСТ ССБТ, ОСТ, Стандарты предприятий); - Организационно-методические документы (межотраслевые и отраслевые методические указания, руководства, рекомендации); - Правила и нормы (по охране труда, нормы безопасности, межотраслевые правила безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормы, правила устройства и безопасной эксплуатации); - Организационно-распорядительная документация (Приказ по предприятию о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава, Приказы о назначении ответственных лиц за исправное сотсояние и безопасную эксплуатацию объекта повышенной опасности); - Инструкции по ОТ (Инструкция по безопасности труда, Типовая отраслевая инструкция для работников предприятия, участков и конкретных рабочих мест по профессиям и отдельным видам работ).
|