Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 1. Направления и системы управления БЖД в России: РСЧС, Гражданская оборона, Охрана труда






Лекция 10. Правовые и нормативно-технические основы управления БЖД

План:

1. Направления и системы управления БЖД в России: РСЧС, Гражданская оборона, Охрана труда

2. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности на производстве (трудовое законодательство)

3. Права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда

4. Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда

 

Вопрос 1. Направления и системы управления БЖД в России: РСЧС, Гражданская оборона, Охрана труда

 

В Российской Федерации правовое и нормативное регулирование безопасности жизнедеятельности происходит по трем самостоятель­ным направлениям. Это: охрана труда; охрана окружающей среды; защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (рис.10. 1).

 

 
 

 

 


Рисунок 10.1– Схема управления безопасностью жизнедеятельности

 

Основными целями системы обеспечения безопасности в природно-техногенной сфере являются:

1) защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей техногенного и природного характера;

2) эффективное противодействие внутренним и внешним природным и техногенным опасностям;

3) обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в ЧС природного и техногенного характера.

Основные направления государственного регулирования в области управления рисками и безопасностью в природно-техногенной сфере приведены на рисунке10.2

Правовое регулирование в области защиты от ЧС осуществляет­ся на основе законов и нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Основными законами являются Фе­деральные законы от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера», от 20.06.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 12.02.98 № 28-ФЗ «О гра­жданской обороне» и др. В соответствии с ними, основными принципами ЗН и Т от ЧС являются:

1. Заблаговременность мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь;

2. Учет экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения ЧС при планировании и осуществлении мероприятий по ЗНиТ;

3. Необходимая достаточность при определении объема и содержания мероприятий по ЗНиТ и максимально возможное использование имеющихся сил и средств.

 

 

Рисунок 10. 2 - Направления государственного регулирования в области обеспечения безопасности

 

В соответствии с принятыми законами тер­риториальные органы исполнительной власти осуществляют ком­плекс мероприятий в двух направлениях.

Первое – идентификация и сравнительная оценка рисков источников ЧС, основанная на дан­ных, содержащихся в декларациях о промышленной безопасности, и данных о природных рисках; управление риском от опасных произ­водственных объектов с целью его снижения до уровня, определяе­мого социальными требованиями и экономическими возможностя­ми; визуальный и инструментальный мониторинг опасных произ­водственных объектов.

Второе – информирование населения о рис­ках ЧС и мерах по их снижению; использование данных экспертизы, надзора и контроля для установления соответствия нормам, стан­дартам и правилам безопасности; разработка мероприятий, направ­ленных на смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера.

Законодательно определены следующие основы правового ре­гулирования предупреждения и защиты от чрезвычайных ситуа­ций:

- создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (ст. 4);

- установлены основные принципы защиты от ЧС (ст. 7);

- закреплены обязанности предприятий по предупреждению и защите от ЧС.

Основные из них:

– проводить необходимые меры в области защиты от ЧС по повышению устойчивости функционирова­ния обеспечения жизнедеятельности;

- создавать силы и сред­ства по предупреждению и ликвидации ЧС;

- проводить ава­рийно-спасательные работы;

- финансировать мероприятия по защите от ЧС;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- предоставлять информацию в области защиты от ЧС;

- введены государственная экспертиза, надзор и контроль в об­ласти защиты от ЧС (ст. 26, 27).

В настоящее время в нашей стране в государственной политике в области защиты населения и территорий (ЗНиТ) осуществляется переход от концепции «реагирования и выправления» к концепции «предвидения и предупреждения». В этой связи важное место отводится организации управления рисками и безопасностью в природно-техногенной сфере. Основу этого управления составляет государственная экспертиза.

 

Основными методами экономического управления безопасностью в природно-техногенной сфере являются:

- финансирование – (при ликвидации последствий ЧС) осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, средств органов местного самоуправления и организаций территориальных подсистем, если этих средств недостаточно, то используется целевой резервный фонд Правительства РФ;

- страхование (добровольное и обязательное);

- кредитование.

Единая государственная система предупрежде­ния и ликвидации ЧС (РСЧС). Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 № 1113 утвер­ждено Положение о Единой государственной системе предупрежде­ния и ликвидации ЧС (РСЧС).

Эта система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов ме­стного самоуправления и организаций, в полномочия которых вхо­дит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций. Каждая территориальная подсистема РСЧС вы­полняет задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных территориях.

Федеральные органы исполнительной власти формируют свои подсистемы РСЧС (на­пример, подсистема предупреждения и ликвидации аварий на объ­ектах топливно-энергетического комплекса; подсистема транспорт­ного обеспечения ликвидации аварий; подсистема экологической безопасности и экологического мониторинга и др.).

 
 

 

 


Рисунок 10.3 - Блок-схема распределения полномочий органов государственной власти при решении задач по снижению рисков и смягчению последствий аварий и катастроф

 

Основные задачи этой системы в укрупненном виде можно сформулировать следующим образом:

- предупреждение чрезвычайных ситуаций и обеспечение го­товности всех структур государства к защите населения и тер­риторий в случае их возникновения;

- непосредственная защита, спасение и жизнеобеспечение насе­ления при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами РСЧС в области защиты от чрезвычайных ситуаций, решение которых затрагивает вопросы безопасности предприятий, являются:

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устой­чивости функционирования предприятий (учреждений, организаций) независимо от их организационно-правовых форм;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации;

- прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсис­тем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территори­альный, местный и объектовый. Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, ведомственные комиссии в федеральных органах исполнительной власти;

- на региональном уровне, охватывающем территории несколь­ких субъектов РФ, – региональные центры;

- на территориальном уровне (субъекта РФ) – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне (района, города) – комиссии по ЧС орга­нов МСУ;

- на объектовом уровне (предприятия) – объектовые комиссии по ЧС (в случае необходимости при наличии соответствую­щей материально-технической базы).

Основные задачи объектовых комиссий по ЧС:

- разработка и осу­ществление мероприятий по предупреждению ЧС;

- поддержание в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, органов управления, сил и средств к действиям при ЧС;

- руковод­ство созданием и использованием резервов финансовых и матери­альных ресурсов;

- подготовка к действиям в ЧС.

Органами управления по защите от ЧС на объектовом уровне (предприятия) являются отделы (секторы) или специально назна­ченные лица. Органы повседневного управления РСЧС приведены на рисунке 10.4

Рисунок 10.4 – Перечень органов повседневного управления РСЧС

 

Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС по трем режимам:

1) Режим повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке предполагает осуществление следующих мероприятий: наблюдение и контроль за состоянием потенциально опасных объектов и территорий; планирование выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС; совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям в ЧС; организация обучения населения к действиям в ЧС; создание и пополнение резервов для ликвидации последствий ЧС.

2) Режим повышенной готовности вводится при ухудшении обстановки, при получении информации о возможности возникновения ЧС и предполагает формирование оперативных групп для уточнения обстановки; усиление дежурно-диспетчерской службы; принятие мер по защите населения; приведение в готовность сил и средств для локализации ЧС.

3) Режим ЧС вводится при возникновении ЧС. При этом осуществляются: выдвижение оперативных групп в район ЧС; определение границ ЧС; организация защиты населения; организация работы по повышению устойчивости функционирования объекта экономики; осуществление непрерывного контроля за процессом ЧС.

Силы и средства РСЧС приведены на рисунке 10.5.

Рисунок 10.5 – Силы и средства РСЧС

 

Гражданская оборона. Одним из видов деятельности предприятий по организации защиты от опасностей является работа в области гражданской обо­роны. Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке и защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными задачами ГО являются:

- оповещение населения и обучение его способам защиты от опасностей;

- предоставление населению убежищ и СИЗ;

- обеспечение эвакуации населения и материальных ценностей;

- проведение АСР при ведении военных действий;

- обеспечение населения жильем, медицинской помощью, продуктами питания, одеждой;

- обеззараживание населения, техники, территорий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Гражданская оборона организуется на территории РФ по территориально-производственному признаку. Территориальный принцип заключается в организации ГО на территории субъектов РФ, городов, районов в соответствии с административно-территориальным делением РФ. Производственный принцип заключается в организации ГО в министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Структура ГО приведена на рисунке 10.6.

Службы ГО функционируют на 4 уровнях: федеральном, территориальном, местном, объектовом. Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах создаются:

- служба оповещения и связи;

- служба радиационной и химической защиты;

- противопожарная служба;

- аварийно-техническая служба;

- медицинская служба;

- служба убежищ и укрытий;

- служба материально-технического снабжения;

- служба энергоснабжения и светомаскировки;

- транспортная служба;

- служба охраны общественного порядка.

Рисунок 10.6 – Структура ГО РФ

____ взаимодействие; → руководство

 

Силы гражданской обороны включают в себя:

- Войска ГО РФ – соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО;

- Гражданские организации ГО – формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом, подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основные задачи формирований ГО приведены на рисунке 10.7.

Рисунок 10.7– задачи формирований ГО

 

В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане РФ - мужчины в возрасте от 18 до 60 лет и женщины в возрасте от 18 до 55 лет за исключением:

- военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания;

-инвалидов разных групп;

- беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет;

- женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Формирования ГО классифицируются:

А) по предназначению (общего назначения, специальные, специализированные);

Б) подчиненности (территориальные, объектовые);

В) срокам готовности (постоянной, повышенной, повседневной).

Формирования ГО обычно создаются в виде:

- отрядов (200 – 400 человек);

- команд (50-150 человек);

- групп (15 – 40 человек);

- звеньев (3 – 10 человек).

Приоритетным направление развития РСЧС и ГО является их объединение в единую государственную систему гражданской защиты, предназначенной для решения задач защиты населения и территорий как в мирное, так и в военное время.

Вопрос 2. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности на производстве (трудовое законодательство)

Развитие правового регулирования по вопросам охраны труда в России отвечает общим тенденциям международного права. Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах (1966) предусматривает, что государства должны признавать право каждого на условия труда, отвечающие требованиям безопас­ности и гигиены (ст. 3). Ряд конвенций и рекомендаций Междуна­родной организации труда (МОТ), посвященные вопросам охраны труда, инспекциям труда и требованиям по безопасности и гигиене труда, и отдельные акты, отражающие особенности охраны труда женщин и подростков, приняты в Российской Федерации.

По правовому уровню документы, регулирующие вопросы безопасности труда можно подразделить на законодательные акты, нормативные правовые акты и иные нормативные доку­менты по охране труда федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также ее субъ­ектов.

Законодательство представляет собой совокупность законов страны в какой-либо области права, в частности в области охра­ны труда.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавли­вающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, уста­навливающий комплекс правовых, организационно-техниче­ских, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохра­нение здоровья и работоспособности работников в процессе тру­да, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими вопро­сы охраны труда в Российской Федерации, являются Конституция Российской Федерации и Трудовой Кодекс Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также по­становления, письма, положения и другие документы мини­стерств и ведомств.

Конституция РФ гарантирует право каж­дого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), и что труд и здоровье людей охраняется государст­вом (ст. 7). Обязанность государства охранять труд и здоровье ра­ботников в процессе их трудовой деятельности проявляется в пер­вую очередь через систему правовых норм по охране труда и надзо­ру за их исполнением. Основы законодательства о труде в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 17.06.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации», Трудовом кодексе РФ (ТК РФ), утвержденном Феде­ральным законом РФ от 30.01.2001 № 197-ФЗ. (ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).

Основные направления государственной политики в области охраны труда (ОТ), соответствии с Трудовым кодексом РФ, приведены на рисунке10.8. Нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г №399 являются документы, перечисленные в таблице10.1.

Рисунок10.8– Некоторые направления государственной политики в области ОТ

 

Таблица10.1 – Виды нормативных документов охраны труда

Наименование Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
  Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИРМ) Минтруд России
  Отраслевые правила по охране труда (ПОТРО), типовые инструкции по охране труда (ТИРО) Федеральные органы исполнительной власти
  Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России
  Государственные стандарты системы безопасности труда (ГОСТ ССБТ) Госстандарт России, Госстрой России
  Строительные нормы и правила (СНиП), Своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
  Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: Санитарные правила (СП); гигиенические нормативы (ГН); санитарные правила и нормы (СанПин); санитарные нормы (СН) Минздрав России

 

В соответствии с существующим законодательством (ТК, гл.7) правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя является коллективный договор, заключаемый работниками и работодателем. В трудовой коллективный договор включаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда и механизмы её регулирования с учетом инфляции или роста цен;

- выплаты пособий и компенсаций;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпуска;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве и другие вопросы, определённые сторонами.

Основные виды трудовых договоров приведены на рисунке 10.9, основные различия между этими договорами приведены в таблице 10.2.

Рисунок 10.9 – Виды договоров, заключаемых между работником и работодателем

 

Таблица 10.2 – Различия между договорами

Отличительные признак Трудовые договора Гражданско-правовые договора
Приём на работу На определённую должность по штатному расписанию Для выполнения конкретного задания
Оформление приёма на работу Трудовой договор, приказ работодателя Гражданско-правовой договор
Трудовые книжки Оформляются Не оформляются
Оплата труда Регулярно, не реже 2 раз в месяц За результат труда в соответствии с условиями договора
Дисциплина труда Работник подчиняется правилам внутреннего распорядка Работник самостоятельно решает этот вопрос
Условия труда Отвечает работодатель Отвечает работник
Льготы по законодательству Распространяются Не распространяются
Отпуск Предоставляется Не предоставляется
Выходное пособие Выплачивается Не выплачивается
Пособие по временной нетрудоспособности Выплачивается Не выплачивается
Взнос на страхование от несчастных случаев Уплачивает работодатель Уплачивает работодатель, если это предусмотрено договором

 

При приёме на работу работодатель может проводить испытания с целью проверки соответствия работника поручаемой работе (рис. 10.10).

Рисунок 10.10 – Особенности испытаний при приёме на работу

 

Помимо порядка заключения трудовых договоров, в нашем законодательстве четко оговариваются условия и порядок их расторжения. Расторжение трудового договора может быть осуществлено по:

1) инициативе работника (ст. 81 ТК РФ) при ликвидации организации или сокращении численности штата, несоответствии работника занимаемой должности, нарушении работником требований ОТ, предоставлении работником подложных документов, прогул, появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

2) по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ). При расторжении трудового договора по собственной инициативе работник обязан письменно предупредить работодателя за 2 недели до увольнения. По истечении срока он может отозвать заявление и остаться на работе, если на его место не приглашен другой работник. Трудовой договор расторгается в день подачи заявления, если работник выходит на пенсию, поступает на учёбу или работодатель нарушил трудовое законодательство и других подобных причинах;

3) по обстоятельствам, независящим от воли сторон (ст. 83.ТК РФ) – избрание на должность, смерть работника, признание работника нетрудоспособным, призыв работника на военную службу, чрезвычайные обстоятельства, дисквалификация работника, восстановление на работе работника, ранее выполняющего эту работу и т.д.

Особо важным пунктом трудового договора является описание рабочего времени и распорядок трудового дня (рис. 5.2.5, 5.2.6). При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессио­нального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждени­ем здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социаль­ную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (статья 184 Кодекса). Виды, объемы и условия предоставления работникам га­рантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подзем­ных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напит­ками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (рис. 10.11), который проводится медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

 

 

Рисунок 10.11 - Рабочее время

Рисунок 10.12 – Виды времени отдыха

 

 

Рисунок 10.13 – Классификация и назначение медицинских осмотров

 

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональ­ных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую про­цесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

Федеральный Закон «Об обязательном социальном страхова­нии от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998) определяет экономический механизм управ­ления риском, устанавливает правовые, экономические и соци­альные основы обязательного социального страхования от не­счастных случаев на производстве и профзаболеваний. Закон оп­ределяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при выполнении ими трудовых обязанно­стей. Согласно этому Закону обязательства по возмещению вре­да работнику (застрахованному) берет на себя Фонд социального страхования (ФСС) (страховщик), который гарантирует их вы­полнение даже при ликвидации или банкротстве предприятия (страхователя). Предприятия ежемесячно перечисляют в ФСС страховые суммы в зависимости от класса профессионального риска отраслей (подотраслей), в соответствии со страховыми та­рифами, размеры которых устанавливаются Федеральными За­конами. Отнесение отраслей (подотраслей) экономики к тому или иному классу профессионального риска осуществляется по Постановлению Правительства.

К другим Федеральным законам (ФЗ), регулирующим от­дельные вопросы безопасности труда, можно отнести ФЗ: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О ра­диационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благо­получии населения» (1999 г.), «Об основах обязательного соци­ального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.).

Основными задачами стандартизации являются: определение единой системы показателей необходимого уровня надежности в зависимости от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в области безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда. Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области. Стандартизация вводится при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандарт - нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. ССБТ является составной частью государственной системы стандартов. Установлены следующие категории стандартов:

- ГОСТ- государственный стандарт;

- РСТ - республиканский стандарт;

- СТП - стандарт предприятия.

Система стандартов безопасности труда – о комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.001-82). Система стандартов безопасности труда, ут­вержденная Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда до введения технических регламентов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» 2002-го года. Шифр (номер) ССБТ в государственной систем стандартизации — 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. ССБТ включает в себя несколько подсистем (табл. 10.3, 10.4).

 

Таблица 10.3 – Подсистемы системы стандартов безопасности труда

Шифр подсистемы ССБТ Наименование и содержание подсистемы
  Организационно-методические стандарты – устанавливают цель, задачи, структуру ССБТ, область распространения, особенности согласования стандартов ССБТ, терминологию, дают классификацию ОВПФ, принципы организации работ по безопасности труда
  Стандарты требований и норм по видам ОВПФ – устанавливают требования по видам ОВПФ и их ПДУ, методы и средства защиты от их воздействия, методы контроля их уровня
  Стандарты требований безопасности к оборудованию – устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля выполнения этих требований
  Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методы контроля выполнения этих требований
  Стандарты требований безопасности к системам защиты – устанавливают требования безопасности к системам защиты от ОВПФ
  Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям – устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям

 

В ССБТ принята следующая система обозначений: ГОСТ 12.Х.ХХХ – ХХ

Таблица 10.4 – Система обозначений в системе ССБТ

ГОСТ 12 Х ХХХ ХХ
Шифр ССБТ в ГСС Шифр подсистемы 0, 1, 2, 3, 4, 5 Трехзначный поряд-ковый номер стандарта подсистемы от 001 до 999 Две последние цифры года утверждения или пересмотра стандарта. Например, для 1999 г. - 99

 

Т.о требования по охране труда содержат следующие документы:

- Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях;

- Стандарты (ГОСТ ССБТ, ОСТ, Стандарты предприятий);

- Организационно-методические документы (межотраслевые и отраслевые методические указания, руководства, рекомендации);

- Правила и нормы (по охране труда, нормы безопасности, межотраслевые правила безопасности, санитарные нормы и правила, гигиенические нормы, правила устройства и безопасной эксплуатации);

- Организационно-распорядительная документация (Приказ по предприятию о распределении функциональных обязанностей по охране труда среди руководящего состава, Приказы о назначении ответственных лиц за исправное сотсояние и безопасную эксплуатацию объекта повышенной опасности);

- Инструкции по ОТ (Инструкция по безопасности труда, Типовая отраслевая инструкция для работников предприятия, участков и конкретных рабочих мест по профессиям и отдельным видам работ).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал