Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логико-педагогическая структура лекции
1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями. 2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу. 3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы. Даются ответы на вопросы.
Лекции подразделяются на следующие типы: - по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие; - по содержанию: академические и популярные; - по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные; - по месту в системе учебного процесса: предваряющие самостоятельную работу студентов и завершающие определенный этап самостоятельной работы; - по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.
Конспект лекции должен содержать: - тему (точно сформулированную); - цель и задачи; - список литературы обязательной и дополнительной; - текст содержания (с выделением основного и второстепенного); - задания для самостоятельной работы.
Этапы подготовки лекции: 1. Изучение программы и учебников. 2. Составление списка литературы. 3. Изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка. 4. Выбор типа композиции. 5. Написание плана. 6. Составление текста лекции с вычленением в нем главного в помощь слушателям. 7. Подбор наглядности. 8. Составление подвижного плана, который можно и нужно использовать во время лекции.
Форма подачи: - голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии); - мимика и жесты; - репетирование (перед зеркалом и с магнитофоном) с хронометрированием времени на всю лекцию и ее отдельные части.
После начала лекции: - сообщить тему и мотивировать ее значение; - четко выделить цель и задачи лекции; - помочь студентам записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотацией и заданиями). Правила при чтении лекции: - читать по плану; - читать с дифференцированием (подробнее и под запись то, что хуже освещено в учебниках); - выделять интонационно каждый вопрос; - в каждом вопросе вычленять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить увлекательно), трудное и простое (изложить значимо); - четко давать формулировки; - термины четко проговаривать, расшифровывать и записывать на доске; - доводить каждую истину до убеждения каждого студента, избегать нужного тона, заунывности и равнодушия; - чувствовать и понимать реакцию аудитории; - использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса. Активизировать деятельность студентов на лекции можно следующими способами: 1. Переходом с репродуктивного уровня изложения материала, т.е. использования объяснительно-иллюстративного, образно-ассоциативного, повествовательного изложения, на продуктивный уровень, т.е. к проблемному, диалогическому, персонифицированному изложению. Проблемность в лекции может быть содержательной и методической. 2. Первый шаг - усвоение студентами репродуцируемой (готовой) информации на первом и втором уровне (узнавания и воспроизведения) на основе самостоятельного чтения методически грамотно подобранных источников. Второй шаг - переход от репродуцируемой информации к прогнозируемой, т.е. создаваемой студентом на основе опережения ее поступления. Главное - методически грамотно вычленить, обозначить и сформулировать проблемы, над решением которых предстоит потрудиться студентам до лекции. Лекционная форма не может быть заменена никакой другой: - при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам; - новый учебный материал по конкретной теме не нашел отражения в существующих учебниках; - отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения; - по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции; - важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов.
|