Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблематика исследования способностей






Первая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант развития способностей. Вторая проблема связана с выявлений взаимосвязи межу специальными и общими способностями. С ней теснейшим образом связана проблема (третья) создания методов измерения способностей. Четвертой важнейшей проблемой психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности и деятельности человека.

Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные проблемы способностей и др.

Определение понятия «способность»

Способность, будучи одной из наиболее общих психологически понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально – психологической особенностью человека (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн). Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей.

Способностиэто индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности.

Разработка проблемы способностей в отечественной психологии связана с именами трех крупнейших ученых Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева.

Б.М.Теплова интересовали общие проблемы способностей. Именно он выделили те три признака способностей, которые положены в основу большинства определений, предлагаемых в учебниках по психологии. Кроме того, он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей). Рассматривая связь между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, Теплов подчеркивал, что они несводимы один к другому, а находятся в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, в свою очередь, сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками.

С.Л.Рубинштейн активно разрабатывал вопрос о соотношении способностей и одаренности. Он предложил трактовку способности как обобщения психических процессов и деятельности. Он утверждал, что способности существуют и проявляются в конкретных видах деятельности, а не в чистом виде, как это предполагали многие ученые за рубежом.

С работ Б.Г.Ананьева началось исследование уровней способностей. Ему принадлежат первые в отечественной психологии подходы к сущности и структуре таланта и гениальности. Ананьева также интересовали вопросы взаимосвязи способности и характера, способности и личности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал