![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое государство
Правовое государство — не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать гуманистическое начало, справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма существования народовластия. Формирование и в конечном счете завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой Правоохранительных органов. В юридической литературе последних лет называют ряд других признаков правового государства. К ним можно отнести следующие: 1) сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов; 2) разделение властей, т. е. недоступность подмены выполнения функций одной государственной подсистемы (законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, органы судебной власти) другой; 3) наличие развитого гражданского общества; 4) создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каким-либо одном звене или институте; 5) верховенство и прямое действие конституционного закона; 6) установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 7) формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формировавшем и выражением законодательной воли в законах; 8) соответствие внутреннего законодательства,, общепризнанны!» нормам и принципам международного права; 9) правовая защищенность всех субъектов социального общения. Произвольных решений кого бы то ни было; 10) возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; 11) соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; 12) единство прав и обязанностей граждан; 13) взаимная ответственность государства и личности. Для правового государства определяющим является признак разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Теория разделения властей — общечеловеческая ценность, которая в той или иной мере может использоваться в государствах любого исторического типа. Представляя собой завоевание передовой человеческой мысли она может быть направлена против авторитаризма в государственное строе, служить целям развития демократии в государственном управлении. В обыденном сознании сложилось такое представление о правовое государстве, в котором существуют сбалансированные власти: законодательная, исполнительная и судебная при провозглашенном суверенитет народа. В современных условиях конституции буржуазных и большинства развивающихся стран содержат, как правило, оба отмеченных начала. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
|