Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Археология знания.






Фуко Мишель (1926-1984) - французский историк, философ, теоретик литературы. Преподавал в университетах Парижа, Клермон-Феррана, Варшавы, Уппсалы, Гамбурга etc. С 1970 г. - профессор в Коллеж де Франс. Основные работы: " Рождение клиники. Археология взгляда медика" (1963), " История безумия в классический век" (1972), " Слова и вещи. Археология гуманитарных наук" (СПб., 1994), " Археология знания" (Киев, 1996), " Надзирать и наказывать" (1975), " История сексуальности" (1976), " Пользование удовольствиями" (1976), " Забота о себе" (1984), " Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности" (1996).

М. Фуко предпринял попытку создать особую дисциплину, " археологию знания", предметом которой должны были стать исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры.

Эти предпосылки, по мнению Фуко, определяются господствующими семиотическими отношениями, или отношениями " слов" и " вещей". Истоки этих отношений не следует искать ни на эмпирическом уровне (на уровне языка, схем восприятия и воспроизведения, ценностей), обуславливаемом базовыми кодами культуры, ни на уровне теорий философского или научного объяснения. Отношения " слов" и " вещей" расположены между эмпирическим и теоретическим уровнями, в " основополагающем" пространстве, предшествующем " словам, восприятиям и жестам". Продуцируемый этой областью порядок признается как очевидный, сопрягается с пространством и временем и связывается с тем, что та или иная культура считает для себя истинным. Однако в связи с действием скрытых структур сознания происходит " проблематизация" каких-либо вещей, фокусирующих на них особое внимание.

7. Основные направления казахстанской социологии.

7. Социология для Казахстана не стала новшеством современности. Можно отметить фундаментальные основы формирования социологической мысли Казахстана XX в. Первым основным пластом выступают наследие Абая Кунанбаева и Шакарима Кудайбердиева как самобытных мыслителей эпохи. В их мировоззрении отразились лучшие традиции восточной философии и теории познания человека и общества Ими заложены духовные и нравственные начала в развитии казахского общества. Призыв к общечеловеческим ценностям. Значение их учений, взглядов и творчества имеют характер устойчивых принципов общественного сознания, которые обретают особую актуальность в период перехода казахского общества на новый этап развития. Их традиционные взгляды составляют именно ту нравственную основу, на которой будет строиться социологическая мысль Казахстана всего XX в.

Вторым культурным остовом можно назвать представителей казахской национальной интеллигенции конца XIX - начала XX в. Начиная с Ш.Валиханова и Ы.Алтынсарина формируется целая плеяда казахской интеллигенции. Отличительным моментом этого нового слоя в традиционном казахском обществе является синтез национальных форм мировоззрения казахов и демократических взглядов, полученных в результате светского российского образования. Сочетание классических знаний запада, демократических идей российских вольнодумцев в условиях царского режима. Традиционных основ учения Востока и миропонимания кочевой культуры сформировала здесь особую форму казахского менталитета.

В начале XX в. институционализация социологических знаний была прервана командно-административной системой. В апреле 1922 г. в СССР запрещено преподавание социологии как учебной дисциплины и исследования ее как науки. Разработки ученых по социологии были зачастую завуалированы под философские или исторические исследования. Лишь в короткий период «хрущевской оттепели» социология получила возможность своего существования. В эти годы вышли в свет первые научные труды казахстанских авторов по результатам социологических исследований. Этот период отмечен научной деятельностью таких ученых как М.Аженов, Ж.Абдильдин, Н.Соскин, А.Нысанбаев, Л.Байдельдинов, У.Искаков, Н.Джангильдин и др., которые внесли большой вклад в разработку теоретических и практических вопросов социологии советского периода.

Начало 90-х гг. в социологической науке отмечено ее вторым рождением. Этому способствовала институционально-организационная основа становления, которая отразилась в открытии отделений, кафедр социологии в ВУЗах, социологических служб.

В КазГУ им.Аль-Фараби с 1988 г. действует социологическое отделение, которое предлагает студентам, исследователям и аспирантам программу профессиональной подготовки и научной специализации. Оно соединяет отечественную интеллектуальную традицию с многообразием западных социологических теорий и исследовательских методов.

Характер и уровень преподавания соответствует международным стандартам ВУЗовской профессиональной подготовки специалистов в различных областях социологии.

Между тем наше социологическое мышление понесло огромный ущерб в связи с политикой изоляции от западной общественной науки. Мы не смогли три великих открытия обществознания, совершенных в ХХ в. К числу их относим развернутую теорию личности, связанную с неофрейдистским направлением. Речь идет о теории мотивации, о структуре личности, о соотношении сознательного и подсознательного. Второе крупное открытие связано с появлением факта многообразия форм цивилизации и культур. Третье открытие было совершено в самой социологии. Имеется в виду теория человеческих отношений, которая оказалась важным стабилизирующим фактором современного производства. Эти открытия не нашли полного отражения в учебниках.

Помимо этого, мы отмечаем, что на пороге ХХІ в. в мировой социологической науке наметился новый неклассический этап развития, в теоретической основе которого лежат указанные выше достижения обществоведческой науки.

Перед социологической наукой Казахстана стоят новые задачи в связи с новым объяснением факторов формирования новой картины мира, основанной на синтезе восточной и западной представлений, на основе строго рационального познания и полета свободной фантазии и интуиции.

Новые задачи также связаны с кардинальными изменениями во взглядах на движущие силы общественного развития, систему общественных отношений, понимания роли природных и общественных, социо-культурных, духовно-идеологических компонентов, объективных и субъективных условий и факторов социологического развития.

Результаты исследований последних лет казахской социологии явились началом утверждения нового парадигмального подхода в современной социологии.

В работах М.Тажина, Р.Кадыржанова, Б.Кудайбердинова, М.Козыбаева, Е.Арына и т.д. разработаны проблемы социологической структуры казахского общества, современных процессов реформирования, его социологических аспектов, социального поведения, систем ценностей индивида.

Исследования новых измерений человеческого развития предполагают изучение человека как цель и средство. Человеческое развитие рассматривается как увеличение возможности выбора для людей в экономической, социальной, политической, и культурной сферах.

8. Постсовременные социологические парадигмы.

8. Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе». Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены.

По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя». Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика.

В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями.

Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А. Рэдклифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций.

Парадигма понимания, или социологии действия, связана с именами М. Вебера и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гарфинкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий.

Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау и получила распространение в американской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что социальное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детерминировано простыми биологическими реакциями и представляет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведением с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реальность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социально-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процесса. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а массам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любого индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (инстинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борьбой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен).

В другой классификации социологических парадигм, о которой упоминает российский социолог В.П. Култыгин, парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три — натуралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук. Типичными представителями этой парадигмы являются, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, практикуются математические и эмпирические методы исследования.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естественных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты социальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодология и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто исследовательской деятельности социолога с социально-критической и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являются К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс.

По мнению Г.Е. Зборовского, современную социологию можно представить как мозаичное панно, отражающее различные по масштабам, цветовой гамме, конфигурации составляющие, но в этом панно можно выделить упорядоченную структуру, в которой соединяются социологические теории, парадигмы и метапарадигмы. Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретическая характеристика родственных парадигм; объектом исследования мстапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. В качестве примера метапарадигмы можно назвать неклассическую социологию, теоретическими составляющими которой выступают парадигмы символического ингеракционизма, феноменологии, этнометодологии, обмена. В теоретической социологии выделяются пять метапарадигм: классическая, неоклассическая, постклассическая, неклассическая, постнеклассическая. Формирование классической метапарадигмы приходится на конец XIX — начало XX в. и соответствует классическому этапу развития социологии, а последующие четыре метапарадигмы возникли в XX в., существуют и развиваются на современном этапе теоретической социологии. В классификации Зборовского каждой метапарадигме соответствуют определенные социологические парадигмы и теории.

Задания:

1. Дайте критический анализ теории структурного функционализма Т. Парсонса.

2. Охарактеризуйте специфику символического интеракционизма как социологической парадигмы. Чем эта парадигма отличается от других, вам известных?

3. В чем принципиально отличается объект и методы исследования феноменологической социологии от других социологических парадигм?

4. Найдите информацию об экспериментах Г. Гарфинкеля, проанализируйте их и объясните результаты.

5. С позиции представленных современных социологических теорий дайте ответ на вопрос: Как возможен социальный порядок общества?

6. Приведите примеры применения современных теорий в анализе социальных явлений и процессов в современном Казахстане

Список рекомендуемой литературы: 2, 5, 7, 24, 26, 27, 31, 35


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал