![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Время: 2 часа.
Мотивационно-воспитательная характеристика темы: Знание функционального значения различных отделов ЦНС необходимо при дальнейшем изучении теоретической и практической медицины для понимания нервных механизмов регуляции физиологических функций, связанных с определенными нервными центрами, для определения топографии поражений ЦНС, ведущих к нарушению различных функций организма. Особенно большое значение полученные знания имеют в неврологической практике. Учебная цель: Уяснить роль различных отделов ЦНС (спиной мозг, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг) в регуляции соматических и вегетативных функций, в проведении чувствительной информации и в осуществлении рефлексов . Содержание занятия
Вопросы для самоподготовки: 1. Спиной мозг. Нервные центры и проводящие пути спинного мозга. Его роль в осуществлении соматических и висцеральных рефлексов. 2. Функциональное значение ствола мозга. Двигательные и вегетативные центры продолговатого мозга, моста, среднего мозга, ретикулярной формации. 3. Функции мозжечка. Его роль в регуляции двигательных и вегетативных функций. 4. Функциональное значение промежуточного мозга (таламус и гипоталамус). 5. Лимбическая система мозга. Её роль в осуществлении поведенческих и вегетативных реакций. 6. Значение базальных ядер (стриопаллидарной системы) и коры больших полушарий в регуляции двигательных и вегетативных функций. 7. Кольцевое взаимодействие корковых и подкорковых нервных структур. Домашнее задание: Зарисовать схемы восходящих и нисходящих путей ЦНС, обозначить локализацию нейронов.
Самостоятельная работа на занятии: Составить обзорную таблицу функционального значения различных отделов ЦНС по следующей схеме:
Вопросы для самоконтроля: 1. Какова функциональная роль: а) задних корешков спинного мозга? б) передних корешков спинного мозга? 2. Какие пути спинного мозга проводят болевую и температурную чувствительность? 3. Какие сегменты спинного мозга содержат центры, иннервирующие слюнные железы? 4. Какие сегменты спинного мозга ответственны за регуляцию работы сердца? 5. Центры каких защитных рефлексов расположены в продолговатом мозге? 6. В каких отделах ЦНС располагается ретикулярная формация? 7. Какова функция ретикулярной формации? 8. Какое влияние оказывает ретикулярная формация на кору больших полушарий? 9. В регуляции каких функций участвует мозжечок? 10. Какова функциональная роль передних и задних бугров четверохолмия? 11. Какие структуры таламуса ответственны за формирование чувства боли? 12. В чём различие специфических и ассоциативных ядер таламуса? 13. В чём проявляется интегративная деятельность гипоталамуса? 14. Какова биологическая роль лимбической системы? 15. На какие функции оказывает влияние стриопаллидарная система? 16. Какое влияние оказывает кора больших полушарий на подкорковые структуры (таламус и ретикулярную формацию)? Тестовый контроль: 1. В спинном мозге замыкаются дуги всех перечисленных рефлексов, кроме: 1) мочеиспускательного; 2) локтевого; 3) выпрямительного; 4) подошвенного; 5) сгибательного. 2. Какие из перечисленных рефлексов относятся к бульбарным рефлексам? 1) коленный; 2) рефлексы позы; 3) слюноотделительный; 4) кашлевой; 5) зрачковый; 6) выпрямительный; 7) рефлекс дефекации. 3. Укажите пути проприоцептивной чувствительности: 1) кортикоспинальный; 2) спиноталамический; 3) клиновидный пучок Бурдаха; 4) нежный пучок Голля; 5) вестибулоспинальный; 6) спиномозжечковый вентральный; 7) спиномозжечковый дорзальный. 4. Какие отделы ЦНС обеспечивают интеграцию соматических и вегетативных функций? 1) спинной мозг; 2) ретикулярная формация ствола мозга; 3) специфические ядра таламуса; 4) лимбическая система мозга; 5) КБП; 6) гипоталамус. 5. Какие из перечисленных рефлексов замыкаются на уровне среднего мозга? 1) коленный; 2) зрачковый; 3) выпрямительный; 4) слюноотделительный; 5) статокинетический; 6) глазодвигательный. 6. Какие расстройства могут наблюдаться у больных с поражением в области гипоталамуса? 1) неустойчивая поза; 2) резко повышенный аппетит; 3) нарушение речи; 4) сердцебиения, повышение артериального давления; 5) гипергинезы. 7. Наиболее ярким проявлением при полной блокаде ретикулярной формации будет: 1) гиперрефлексия; 2) коматозное состояние; 3) нарушение координации движений; 4) нистагм; 5) диплопия. 8. При поражениях базальных ганглиев могут быть следующие проявления: 1) резкие нарушения чувствительности; 2) патологическая жажда; 3) гиперкинезы; 4) гиперсекреция АКТГ; 5) гипертонус. 9. У больного двусторонняя гиперплазия коры надпочечников. Наряду с другими обследованиями Вы будете проводить обследование головного мозга. Какая область Вас будет особенно интересовать? 1) ствол мозга; 2) мозжечок; 3) височная кора; 4) гипофиз; 5) эпифиз. 10. Какой уровень ЦНС регулирует простые непроизвольные ответные двигательные реакции на действие звуковых раздражителей? 1) спинной мозг; 2) продолговатый мозг; 3) средний мозг; 4) лимбическая система; 5) КБП. Ответы: 1– 3; 2– 2, 3, 4; 3– 3, 4, 6, 7; 4– 4, 5, 6; 5– 2, 3, 5, 6; 6-2, 4; 7- 2; 8-3, 5; 9-4; 10- 3. Ситуационные задачи:
Ответы:
Литература: А) Основная: 1. Физиология человека. Учебник. /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2003, с.113-198 2. Физиология человека. / Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И.Циркина.- СПб: СОТИС, 1998, 2000, 2002, с 50-75. 3. Физиология человека..Учебник. /Под ред. В.М.Смирнова. М.: Медицина, 2002, с.114-178 4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии /Под ред.С.М.Будылиной, В.М.Смирнова- М: Издательский центр «Академия», 2005, с205-207; 229-231 5 Физиология человека / под. ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько/ М., 1998, т 1, с.134-177 Б) Дополнительная: 1 Основы физиологии человека. /Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб, 1994, т.1, с.116-127 .2 Физиология человека. /Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985, с.115-147. 3 Физиология человека. /Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса, - М.: Мир, 1996, т.1, 4.Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. К.В.Судакова- М, 2002, 5.Основы физиологии человека / Под ред. Н.А.Агаджаняна- М: изд-во РУДН, 2001, с.57-110 6.Орлов Р.С., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология. Учебник- ГЭОТАР-Медиа, 2005, с.194-231 7.Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций /Под ред. К.В.Судакова – М., Медицина, 2000, с.166-173 Тема 9 (15) Итоговое занятие по разделу «Физиология ЦНС. Нервная регуляция функции организма»
|