![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция №14
Тема: Проектирование детских садов-яслей. План лекции: 1. Общие положения проектирования. 2. Генплан. 3. Объемно-планировочные и конструктивные решения. 4. Отделка помещений. 5. Противопожарные требования.
Обратить внимание особенность проектирования детских садов-яслей. Знать основные требования при проектировании детских садов-яслей. Уметь рассказать об особенностях проектирования детских садов-яслей. Общие положения проектирования. В дошкольных учреждениях дети получают физическое, интеллектуальное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также необходимые для их возраста знания и умения. Сеть дошкольных учреждений формируется из детских дошкольных учреждений общего типа. Классификация детских дошкольных учреждений представлена в табл. 1. Возрастные группы детей в детских дошкольных учреждениях и количество детей в группах должно приниматься по действующему на данных период Положению о соответствующем дошкольном учреждении или по табл. 2. Количество и соотношение разных возрастных групп в здании следует определять по демографическим данным региона строительства. Таблица 1
Таблица 2
Наиболее массовыми типами дошкольных учреждений являются детские ясли-сады. Их максимальная вместимость не рекомендуется более 14 групп или 350 мест. Учитывая перспективную тенденцию сокращения групп детей ясельного возраста и особенно 2-й группы раннего возраста, рекомендуется предусматривать проекты детских садов с помещениями групповых ячеек для детей дошкольного возраста, которые могут использоваться при необходимости для размещения ясельных групп. Обучение детей шестилетнего возраста, особенно с ослабленным здоровьем, может организовываться на базе детских дошкольных учреждений. В этом случае в дошкольном учреждении может предусматриваться 1 - 2 первых класса с численностью групп 25 человек. Комплексы детских дошкольных учреждений создаются с целью более рациональной организации воспитательных и административно-хозяйственных функций в учреждении, получения разнообразных архитектурно-композиционных решений жилой застройки, более эффективного использования территории. Комплексы дошкольных учреждений следует проектировать на основе централизации пищеблока, постирочной, служебно-бытовых, медицинских помещений, а также помещений для физкультурных и музыкальных занятий детей. Эффект, получающийся от кооперации пищеблока и постирочной на несколько дошкольных учреждений, позволяет включить в состав комплексов дополнительные общевоспитательные помещения (плавательный бассейн, залы для занятий). Вместимость и структура комплекса дошкольных учреждений должна определяться заданием на проектирование по согласованию с органами просвещения и здравоохранения. Создание комплексов наиболее целесообразно при средней и высокой плотности жилой застройки, когда происходит сокращение селитебной территории и парное размещение дошкольных учреждений. Комплексы детских дошкольных учреждений принципиально могут решаться по трем вариантам: -в виде нескольких отдельно стоящих или соединенных переходом зданий (корпусов) с групповыми ячейками для детей разных возрастов (ясельных и дошкольных) и блоком зальных и административно-хозяйственных помещений; -в виде одного здания блочной структуры, объединяющего центральным блоком с залами и административно-хозяйственными помещениями два учреждения по 8, 10, 12 или 14 групп; -в виде взаимосвязанной системы дошкольных учреждений на весь микрорайон, в которую входят центр дошкольного воспитания, встроенные или пристроенные к жилым домам помещения групповых отделений для ясельных детей, оздоровительных дошкольных групп, помещений кратковременного пребывания детей и предприятие централизованного обслуживания. В первом варианте рекомендуется в отдельно стоящих зданиях размещать раздельно ясельные и дошкольные группы при вместимости зданий с ясельными группами - не более 100 мест; зданий с дошкольными группами - не более 200 мест. В зависимости от климатических условий здания с групповыми ячейками могут соединяться отапливаемыми переходами с административно-хозяйственным блоком. Зальные помещения могут размещаться как в зданиях с дошкольными группами, так и в блоке административно-хозяйственных помещений. Во втором варианте возможны модификации, когда, по существу, два самостоятельных здания объединяет только блок служебно-бытовых помещений с пищеблоком и постирочной или с помещениями для занятий - прежде всего, залов для музыкальных и гимнастических занятий, плавательного бассейна. Третий вариант строится на принципе максимальной централизации общих помещений для занятий физкультурой, музыкой, изобразительным творчеством в дошкольном центре; процессов приготовления пищи и стирки белья в предприятии централизованного обслуживания; децентрализации, интеграции с жильем помещений детских групп, особенно ясельных и младших дошкольных. Детские дошкольные учреждения вместимостью менее 140 мест рекомендуется проектировать главным образом для сельских населенных пунктов и поселков городского типа. В сельских населенных пунктах может предусматриваться сезонное увеличение вместимости учреждений, объединение детских дошкольных учреждений общего типа с начальными или малокомплектными школами, а также с жильем для персонала при вместимости дошкольного учреждения менее 25 мест. В сельских населенных пунктах с числом жителей менее 500 человек рекомендуется применение кооперированных типов учебно-воспитательных зданий «школа - детский сад». Для малых и отдаленных деревень рекомендуется совмещение детского сада на 12 мест с жилым домом усадебного типа, в котором размещается квартира обслуживающего персонала. При этом возможно квартиру обслуживающего персонала размещать в мансарде или блокировать с помещениями детского сада. В сельской местности рекомендуется строить, как правило, стационарные дошкольные учреждения, рассчитанные на полное удовлетворение потребности в местах. Однако там, где имеют место ярко выраженные сезонные колебания потребности, в зависимости от характера сельскохозяйственного производства сезонное увеличение вместимости рекомендуется производить за счет строительства летних павильонов, в которых размещаются только помещения групповых ячеек. При этом суммарная вместимость павильонов не должна превышать 50 % вместимости основного здания. Возможная организация сезонного расширения за счет использования в летнее время помещений террас, а также мансард на втором этаже. В период летних полевых работ каждая групповая ячейка может быть разделена на две. Зимой мансарды и террасы используются как игровые пространства. Специализированные дошкольные учреждения предназначены для воспитания детей с недостатками физического и умственного развития (с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). В этих учреждениях наряду с общественным дошкольным воспитанием дети получают раннюю коррекцию дефекта, что преодолевать в школьном возрасте бывает уже чрезвычайно трудно. Специализированные дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития относятся к органам просвещения и образования. Основными направлениями их работы является: психолого-педагогическая диагностика, коррекция и компенсация развития, подготовка детей к дальнейшему обучению в общеобразовательной или специальной школе. Специализированные дошкольные учреждения подразделяются на пять профилей. Ввиду относительно небольшой потребности в зданиях каждого профиля рекомендуется проектирование универсальных зданий, в которых возможно размещение учреждения необходимого профиля, а также совмещение разных профилей в зависимости от конкретной потребности. Максимальная вместимость специализированного дошкольного учреждения может быть не более 8 групп - 120 мест в одном здании. Допускается также предусматривать дошкольные отделения в школах-интернатах соответствующего профиля. Группы кратковременного пребывания дошкольников являются новой формой обслуживания и предназначаются для 4-х часового пребывания детей, родители которых заняты неполный рабочий день. Эти группы предполагают в основном кооперативные формы обслуживания, рекомендуются в молодежных жилых комплексах, районах-новостройках, имеющих повышенную потребность в дошкольных учреждениях. Помещения для таких групп должны размещаться в первых этажах жилых домов. Таблица 3
* В дошкольных учреждениях на одну группу допускается две подгруппы: ясельная на 10 мест, дошкольная на 15. Таблица 4
* В павильонах на одну группу допускается две подгруппы: ясельная на 10 мест, дошкольная на 15. Таблица 5
Генплан Земельный участок - неотъемлемая часть детского дошкольного учреждения. Участок предназначен для игр, занятий и отдыха детей, что способствует укреплению их здоровья, нормальному росту и развитию. Участки детских дошкольных учреждений общего типа размещаются, как правило, на обособленных земельных территориях. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в городах - 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах при одно- и двухэтажной застройке - 500 м. Участки специализированных дошкольных учреждений рекомендуется размещать в зеленой зоне селитебной территории или в пригородах. Радиус обслуживания их не нормируется, но рекомендуется, чтобы он не превышал 30-минутной транспортной доступности. Выбор участка для строительства детского дошкольного учреждения должен производиться с учетом обеспечения необходимых санитарно-гигиенических требований, инсоляции и аэрации территории. Для обеспечения условий инсоляции необходимо здание на участке размещать в пределах допустимых секторов ориентации согласно его градостроительной маневренности и выдерживать необходимую величину разрыва между дошкольным учреждением и затеняющим объектом, определяемую с помощью графика-диаграммы. По условиям шумозащиты размещать дошкольные учреждения следует в местах, где уровень шума не превышает 45 дБА, а для специализированных учреждений - 60 дБА. Оптимальным для детских дошкольных учреждений является размещение их внутри квартала при обеспечении удобных подходов к зданиям со стороны прилегающих транспортных коммуникаций. Если конкретные градостроительные условия не позволяют осуществить это требование, необходимо обеспечить защиту детских дошкольных учреждений от транспортных и иных уличных шумов различными градостроительными средствами (экранами, выемками, кавальерами и т.д.), устройством звуко- и пылепоглощающего озеленения из густолистных древонасаждений, елей и иных пород деревьев с плотной кроной. При надлежащей плотности посадок ширина защитной полосы должна быть не менее 20 м, а расстояние между полосой озеленения и стенами здания должно быть не менее 10 м. Следует иметь в виду, что густолиственные деревья эффективны по звукозащитным свойствам в возрасте не менее 25 лет, а ели - в возрасте от 15 лет при круглогодичной зеленой кроне. На территории со сложным рельефом рекомендуется строить здания блочной композиции, что дает возможность не только сохранить рельеф, но и интереснее и живописнее решить планировку участка при наименьших затратах на строительство и благоустройство. При этом рекомендуется размещать групповые площадки в пределах площади застройки здания: на крышах-террасах, под зданием, на элементах рельефа - земляных террасах, сохраняемых склонах (рис. 10). Для дошкольных учреждений сельской местности вместимостью от 25 до 50 мест, объединенных с начальной школой на 40 и 80 учащихся, размеры земельных участков рекомендуется принимать соответственно 0, 4 и 0, 7 га. Площадь земельных участков сельских детских дошкольных учреждений общего типа с увеличением мест на летний период следует принимать по максимальной вместимости учреждений. Рис. 1. Варианты решения зданий яслей-садов для размещения на рельефе (ЦНИИЭП градостроительства) а - с перепадом объемов в полэтажа на уклонах 10 - 35 %; б - террасного типа на уклонах 35 - 60 % На земельных участках детских дошкольных учреждений следует размещать площадки: групповые; для занятий физкультурой; для выращивания овощных и ягодных культур; для содержания животных и птиц (в сельской местности); хозяйственную. Участок детского дошкольного учреждения должен иметь четкое функциональное зонирование, при котором групповые площадки лучше максимально приближать к выходам из помещений этих групп, пути следования детей не должны проходить через хозяйственную площадку. При объединении дошкольных учреждений с начальной или малокомплектной школами групповые площадки детей ясельного и дошкольного возраста желательно изолировать от школьных. Озеленение является важным компонентом благоустройства и средством формирования благоприятных оздоровительных условий на участке, оказывает непосредственное влияние на температуру воздуха, его влажность, солнечную радиацию, способствует ослаблению отрицательных факторов окружающей городской среды. В связи с этим основное требование к участку дошкольного учреждения - озеленение должно составлять не менее 50 % его территории. При строительстве новых зданий необходимо максимально сохранить существующие зеленые насаждения. В площадь озеленения участка включается площадь зеленых насаждений, газонов, цветников, огорода-ягодника и травяное покрытие групповых и физкультурных площадок. Площадь озеленения участков дошкольных учреждений должна составлять не менее 16 м2 на одно место, в том числе зеленых насаждений, газонов и цветников - не менее 7 м2, в комплексах детских яслей-садов - не менее 14 м2. При озеленении участков специализированных учреждений нужно использовать как можно больше растений различных пород и сортов, так как они также являются для детей учебным материалом. Умственно отсталым, глухим и слабослышащим детям растения помогают в овладении речью; слепым и слабовидящим детям - способствуют накоплению предметных представлений. На участках учреждений для слепых и слабовидящих детей рекомендуется высаживать породы растений с ярко выраженными запахами, которые способствуют ориентации при ходьбе. Для слабовидящих детей яркие цветы также помогают в ориентации. На участке специализированных учреждений рекомендуется в зоне озеленения предусматривать реабилитационные площадки: аэросолярий и площадку для занятий на специальных тренажерах. Реабилитационные площадки следует размещать на защищенном от ветра, солнечном и в течение большей части дня не находящемся в тени месте, в непосредственной связи с медицинскими помещениями. По периметру участка рекомендуется устраивать зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1, 5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м. Во избежание излишнего затенения помещений кустарник рекомендуется высаживать не ближе 5 м от здания, а деревья - не ближе 10 м. При озеленении допускается посадка фруктового сада. Не разрешаются деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками или засоряющие территорию при цветении, а также привлекающие большое количество насекомых. Группы деревьев и кустарников рекомендуется располагать на открытом газоне, в местах пересечения дорожек, у площадок, возле плескательного бассейна и в других местах, требующих затенения. При озеленении участка нужно максимально использовать его площадь, правильно распределить различные виды цветочных композиций; цветник-рабатка, представляющий длинную неширокую полосу (грядку), располагается вдоль дорожек по одной стороне или по обе; миксбордер - широкая полоса с 4- или 5-рядным размещением декоративных растений; партер - цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный цветами; мавританский газон - многолетние травы и однолетние цветущие растения. Основными элементами участка являются групповые площадки, предназначенные для проведения игр и занятий на свежем воздухе. Они могут проектироваться как изолированными друг от друга, так и объединяться по 2 - 3 в игровые пространства. Их оборудование должно учитывать возрастные особенности деятельности детей. При размещении групповых площадок должна обеспечиваться их удобная связь с выходами из соответствующих групповых ячеек и с общей физкультурной площадкой, должны исключаться пересечения путей движения различных групп. Площадь групповых площадок в расчет на одно место в детских дошкольных учреждениях общего типа рекомендуется принимать не менее, м2: в ясельных группах - 7, 5, в дошкольных - 7, 2; в специализированных дошкольных учреждениях - 10. В детских дошкольных учреждениях общего типа игровые площадки для детей дошкольного возраста допускается размещать за пределами участка. Для организации полноценного воспитательно-оздоровительного режима на участках дошкольных учреждений необходимо предусматривать игровое оборудование, способствующее физическому развитию детей и соответствующее их возрастным особенностям. На участках должно быть оборудование: для спокойных игр, для подвижной деятельности, для сюжетно-ролевых игр, для игр с водой, малые архитектурные формы. Для обеспечения необходимых условий инсоляции и солнцезащиты на групповых площадках рекомендуется создавать две контрастные по режиму радиационные зоны - открытую и затененную. Для изоляции групповых площадок применяется зеленая изгородь из кустарников в одну полосу шириной 0, 75 - 1 м. Расстояние между посадками в зеленой изгороди зависит от породы растений и величины их кроны. Рекомендуемая высота зеленой изгороди групповой площадки 0, 8 м. В учреждениях для детей глухих, слабослышащих, умственно отсталых, с нарушением опорно-двигательного аппарата желательно ориентировать физкультурные площадки продольной осью в направлении север-юг, а для слепых и слабовидящих детей - продольной осью с востока на запад. Оборудование физкультурной площадки необходимо окрашивать и размещать таким образом, чтобы оно контрастно воспринималось на окружающем фоне. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий. Здания детских дошкольных учреждений общего типа разрешается проектировать не более трех этажей. Этажность здания дошкольного учреждения общего типа выбирается в зависимости от вместимости, природно-климатических и градостроительных условий применения, а также архитектурно-композиционного решения жилой застройки. Одноэтажные здания дошкольных учреждений рекомендуется проектировать, как правило, небольшой вместимостью - до 150 мест для сельской местности. В таких зданиях лучше достигается непосредственная связь групповых помещений с участком, однако удлиняются внутренние коммуникации, велика площадь застройки. В одноэтажных зданиях труднее выполняется условие компактности, появляется необходимость использования верхнего света. Двухэтажные здания для дошкольных учреждений вместимостью свыше 150 мест в наибольшей степени отвечают необходимым функциональным требованиям, являются наиболее типичными и распространенными в массовом строительстве. Трехэтажные здания дошкольных учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями. Они обладают определенными эксплуатационными технико-экономическими преимуществами перед одно- и двухэтажными зданиями, обеспечивая сокращение площади застройки, расходов на отопление. Как правило, они обладают более компактной объемно-планировочной структурой, короткими горизонтальными связями между помещениями. Здания яслей-садов могут быть разноэтажными (в указанном интервале этажности). В зданиях детских дошкольных учреждений следует предусматривать: групповые помещения, помещения для физкультурных и музыкальных занятий детей, медицинские и служебно-бытовые помещения, пищеблок. Постирочные в зданиях детских дошкольных учреждений следует проектировать с учетом возможности централизованной стирки детского белья на фабриках-прачечных. К первой группе помещений относятся: групповые ячейки, количество и тип которых определяется назначением, вместимостью и комплектацией учреждения; помещения для музыкальных, физкультурных и специализированных занятий с детьми (зал для музыкальных и гимнастических занятий, плавательный бассейн, логопедический кабинет, класс предметно-практического обучения и др.), медицинские помещения. Между этими помещениями должна быть удобная функциональная связь, обеспечивающая более короткий путь для детей внутри здания. Ко второй группе помещений относятся: служебно-бытовые помещения, пищеблок и постирочная, технические помещения. Наиболее прогрессивной формой организации административно-хозяйственного обслуживания является его полная или частичная централизация на микрорайон или жилой район. В первую очередь это должно касаться организации централизованной стирки белья на фабриках-прачечных, что улучшает воздушный режим помещений, исключает лишний шум в помещениях. Там, где отсутствует возможность использования коммунальных предприятий для стирки белья, рекомендуется проектирование специальных предприятий централизованного обслуживания дошкольных учреждений, на которых осуществляется приготовление пищи и стирка детского белья.
|