Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и задачи учета на предприятии
Учет - необходимая информационная база менеджера. Его главная цель - предоставление достоверной информации о ходе и результатах деятельности фирмы, которая кладется в основу принятия управленческих решений. Важнейшие задачи учета: - сбор, обработка и отображение первичных данных о хозяйственной деятельности, - систематизация данных с целью получения и обобщения итоговой информации о хозяйственной деятельности, - создание исходной информационной базы для планирования и осуществления контроля за выполнением планов. Различают три вида хозяйственного учета: - оперативный, - статистический, - бухгалтерский. Оперативный - сбор текущей информации (учет явок, простоев оборудования, запчастей, запасов и т.д.). Данные его используются для текущего управления фирмой. Статистический - изучение и контроль наиболее типичных хозяйственных процессов с помощью статистических методов. Он обеспечивает фирму данными о состоянии и движении производственных фондов и другими информационными материалами. Бухгалтерский учет - постоянный, непрерывный, сплошной, достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю деятельность фирмы и всех ее подразделений. Данные бухучета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия Анализ лежит посредине между контролем и планированием в " кольце управления". Им заканчивается один цикл управления (анализ результатов) и начинается следующий (анализ исходной позиции). Ясно, что в практической непрерывной коммерческой деятельности эти два вида анализа сливаются. Анализ итогов хозяйственной деятельности фирм рекомендуется проводить последовательно по следующей схеме: 1. Определение цели анализа (обзор имущественного и финансового положения и уровня доходов). 2. Выбор исходного материала (балансы, счета прибылей и убытков, отчеты о состоянии дел, годовые отчеты фирмы и конкурирующих организаций, таблицы биржевых курсов, сообщения экономической прессы, отчеты о собраниях пайщиков). 3. Получение первого представления об объекте анализа (анализ публикаций о фирме и отрасли, производственная программа). 4. Сбор числовых данных путем разложения итогов деятельности фирмы по источникам (обычный итог производственной деятельности, обычный итог финансовой деятельности, внеплановый итог). 5. Оценка сводного баланса движения имущества и капитала, сравнительного баланса. 6. Исследование причин полученного в балансе результата, разработка прогноза развития на перспективу, формирование заключения. 7. Отражение результатов в форме отчета. Основные разделы анализа: - анализ имущественного положения (обзор структуры средств предприятия и его инвестиционной деятельности) по следующим важнейшим показателям: доля основных средств в совокупном капитале, доля оборотных средств, норма инвестиций в обороте, квота инвестиций (брутто-инвестиции на объем производства); - анализ уровня доходов по следующим показателям: рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупного капитала, уровень дивидендов, соотношение биржевого курса и дивидендов, влияние на уровень дивидендов дохода с оборота, скорости оборота, структуры капитала, скорость возврата инвестиций, влияние заемного капитала на увеличение доходов с собственного; - анализ финансового положения по следующим показателям: ликвидность, уровень динамической задолженности (число лет, необходимых для погашения взятых кредитов за счет собственных средств), уровень задолженности, уровень обеспечения основных средств собственными средствами и долгосрочным заемным капиталом, доля заемных средств, доля собственных средств. Анализ дополняется прогнозами: - ожидаемых изменений, ограничений; - интересов связанных групп (клиентуры, кадров, руководства, собственников, госвласти, финансистов, компаньонов); - препятствий; а также SWOT-анализом (оценкой внешних и внутренних факторов деятельности фирмы) (рис.41).
Рис. 41. Структура SWOT-анализа
В результате анализа должны быть сделаны выводы: - как реагировать на прогнозы; - на ожидания связанных групп; - по использованию возможностей; - по предотвращению опасностей; - по укреплению сильных сторон и их использованию; - по усилению слабых мест, которые следует учесть в стратегических и годовых планах.
|