Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Бурное развитие психологического реализма, которое наблюдается второй половине XIX века, проявилось и в драматургии. Интерес к человеческой личности во всех её состояниях заставил писателей искать средства для их выражения. В драме основным таким средством явилась стилистическая индивидуализация языка персонажей, и ведущая роль в развитии этого метода принадлежит именно Островскому. Пьеса «Гроза» явилась свидетельством того, что Островский пошел по пути отказа от идеализации купечества и патриархального быта; в ней автор сосредоточил внимание на драматизме жизни купеческого сословия как следствии перемен, подтачивающих изнутри казавшиеся вечными и незыблемыми сами основы, на которых держался этот мир. Конфликтная ситуация возникла в результате попытки личности жить в соответствии с запросами души, не подчиняясь старым догмам и традициям + внутренний конфликт героини, которая понимает, что преступает моральный закон.Кроме того, Островский в психологизме предпринял попытку пойти дальше, по пути предоставления своим героям максимально возможной свободы в рамках авторского замысла – результатом такого эксперимента явился образ Катерины в «Грозе». Создавая драму трагедийного типа (Овчинина), Островский в качестве исходного момента использует ситуацию классицистической трагедии, основанной на конфликте между долгом и чувством. Полюбив сильно, глубоко, самозабвенно, Катерина решается на страшный грех, изменяя своему мужу, и идет навстречу чувству с сознанием неизбежной расплаты за это. Поэтому сама любовь к Борису воспринимается ею как беда, как трагедия, с которой одновременно связано что-то светлое и абсолютно новое: «Я умру скоро. <...> Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! <...> Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю». Стремление к свободе в любви оказывается в противоречии с патриархальным укладом, она тоже считает это чувство греховным= внутренняя борьба = социально-бытовая трагедия. Катерина полюбила придуманного ею же Бориса, на деле оказавшегося слабым. Борис ради сестры терпит издевательства Дикого, будучи заранее уверенным, что ни он, ни сестра не получат от дяди ни копейки. Таких людей жизненные испытания не закаляют, а лишь сильнее пригибают к земле, В Катерине же любовь вызывает эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей вольной и полететь, раскинув крылья. Она мечтает быть свободной в своих чувствах и поступках, избавиться от домашней кабалы, где «все как будто из-под неволи». Островский создал трагедию нового типа (Овчинина), где финал предрешен не только особенностями характера двух женских натур, не только мучительной борьбой между чувством и долгом, но и, прежде всего, обостренной совестью, которой наделена Катерина и которая заставила ее признаться в грехе, своим судом себя судя. В пьесе показан мир простой женщины, ее духовные интересы, связь с религией. В трагедии ставится проблема нужности духовных интересов, проблема быта и комформности, стереотипности поведения. Катерина понимает, что совершает грех, но по-другому не может. Драматично положение не только Катерины, но и других персонажей: Кулигина, чьи благородные усилия не находят поддержки, Тихона и Варвары, которой пришлось убежать из города, Бориса, ибо любовь к Катерине не принесла ему счастья.
|