![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы: основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития. Согласно этому документу, стратегической целью на 2015-2020 годы является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). В концепции обозначены основные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития: 1. развитие человеческого потенциала России; 2. создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; 3. структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; 4. закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов); 5. расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда; 6. переход к новой модели пространственного развития российской экономики. 2013 -2020 г. – второй этап концепции – планируется рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики. Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются: ожидаемой новой технологической инновационной волной в ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления; повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе; наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы; интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения; преодолением в основном ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей; возрастанием требований к экологическим параметрам производства. Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают следующее: в области развития человеческого потенциала: распространение стандартов здорового образа жизни; переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам; внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения; выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья; распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда; создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления; установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2, 2 раза); в области создания высококонкурентной институциональной среды: адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации; обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков; снижение инфляции до 3 - 3, 5 процента в год; в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития: интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса; расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста; обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами; в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях: масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства электроэнергии на атомных электростанциях; расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири; завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг; транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых; внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно- логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг; переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия; опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли; в области укрепления внешнеэкономических позиций России: обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС; формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве; расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона; превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства; превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту; в области сбалансированного пространственного развития: комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны; снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов; обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов; развитие на инновационной основе центров экономического роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе, формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России. На втором этапе планируется достижение следующих целевых макроэкономических индикаторов (2020 год к 2012 году): увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года; рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 процентов; рост производительности труда - 171 - 178 процентов; снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 процентов; рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 процента; рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 процента; расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 процента валового внутреннего продукта; расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6, 5 - 7 процентов валового внутреннего продукта; расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6, 7 - 7 процентов валового внутреннего продукта. Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества. За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, согласно концепции, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 году валовой внутренний продукт может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3, 8 раза, а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности достичь 51 тыс. долларов США (в ценах 2005 года).
Раздел 5. Региональное планирование
|