Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитательная функция родителей
Целостность и системность воспитательного процесса предполагают превращение всех родителей в активных и сознательных участников гуманного демократического воспитания подрастающего поколения. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания, характер жизни и производительность труда трудовых коллективов. У семьи как коллектива есть свои характерные черты и многообразные функции. Она—часть общества, базисный коллектив среди других трудовых и общественных коллективов. Здоровая семья тысячью невидимых нитей связана со множеством 'других коллективов: трудовыми, школой, детским садом,, клубами, внешкольными учреждениями, организациями по месту жительства, различными обществами, с другими семьями. Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в общей системе общественных отношений. Семье свойственно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций всеми членами, ответственное их исполнение. Среди них хозяйственно-организаторская, культурная, гражданская, родственная и осуществление дружеских связей. Все они объединяются, концентрируются в функции воспитательной — главной, центральной функции семьи. От того, как понимают родители воспитательную функцию, как налажено исполнение всех семейных обязанностей, как складываются взаимоотношения, зависят направленность и характер семейного воспитания. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Каковы отношения, каков характер жизни, таково и семейное воспитание. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим, что предъявляет самые высокие требования к их личности, образу жизни, исполнению всех семейных обязанностей. В системе нравственных, организационных отношений знание родителями педагогических методов становится важным инструментом взаимодействия с детьми. В неорганизованных, безнравственных отношениях педагогические методы утрачивают свою воспитательную силу. Эффективность воспитания в семье во многом зависит от того, насколько она осознает себя частью общества, гражданской ячейкой, участвующей в активном обновлении жизни. В семье формируется неформальное мнение по самым острым и животрепещущим вопросам общественной жизни, проявляется непоказное отношение к жизни, подлинное нравственное лицо членов семьи. Необходимо, чтобы семья, в ее своеобразии и разнообразии, поднималась до самых высоких общественных идеалов, интересов и требований в гражданском, правовом, нравственном, эстетическом отношениях. Семья — социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Все это — основная питательная и воспитательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе. Ребенок вырастает человеком и гражданином, если нравственный климат семьи гармонирует с моральной атмосферой в обществе. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются органически связанные между собой сферы долга, любви и интереса. Отсутствие активной, содержательной. жизнедеятельности в этих сферах лишает семью возможности эффективного положительного воспитательного влияния на детей. Гипертрофия внимания к одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты, и если все семейные отношения сводятся лишь к исполнению обязанностей, то ребенок испытывает недостаток любви. Слепая и всепоглощающая любовь, потакания капризам приводят к формированию эгоистических черт личности. Стремление родителей постоянно развлекать ребенка формирует в нем потребность в бездумных развлечениях, психологию потребительства. Гармоничное взаимодействие всех сфер, осуществляемое родителями, способствует возрастанию авторитета, делает процесс воспитания в семье полноценным и целостным, формирующим духовно здоровую, нравственную личность. Рассмотрим более подробно каждую, из сфер, ее воспитательные возможности, содержание и механизмы действия. Содержанием сферы долга является ответственность.взрослых и детей за характер жизни и нормальное функционирование семьи. Сознание и чувство долга требуют от всех членов семьи проявления стремления лучше работать и учиться, активно действовать в общественной жизни, заботливо, сдержанно и бережно относиться друг к другу. Долг обязывает к выполнению всех бытовых, трудовых дел, к овладению художественной культурой, к здоровому отдыху и трезвой жизни. Привычное, нравственное сознание детей и родителей в духе долга и ответственности формируется в повседневной бытовой деятельности на основе взаимной требовательности и уважения. Активное общение в сфере долга обеспечивается обсуждением предстоящих заданий, взаимопомощью и взаимопроверкой качества выполнения порученного дела и т. п. В сферу долга следует вовлекать даже маленьких детей при условии посильности поручений. Чем меньше детей в семье, чем,.меньше хозяйственно-бытовых проблем и забот, тем больше родителям следует уделять внимания организации бытовой деятельности и общения на коллективных принципах разделения труда. Снабжение продуктами, уборка помещений, чистка книг, одежды и обуви, приготовление пищи, уход за животными — во всех этих делах у каждого члена семьи должно быть поручение, свой долг и ответственность. Чувство долга, воспитанное в семье, легко переносится ребенком в другие сферы жизни. Оно становится основой ответственного отношения детей к учению и труду, их дисциплинированности и инициативности в общественных организациях, во время службы в армии, в работе/на производстве. В сфере долга своеобразными средствами семьи осуществляется начальное гражданское, духовно-ценностное, трудовое, нравственно-волевое воспитание. Сфера долга тесно переплетается со сферой интереса. Общий семейный интерес объединяет и сплачивает родителей и детей в дружный коллектив на основе совместной увлекательной деятельности. Интерес следует активно вводить в сферу долга. Ребенок, участвуя в разнообразных игровых ситуациях, с интересом относится к выполнению домашних учебных заданий, проявляет заинтересованность в добросовестной бытовой работе. Выполнение долга и обязанностей в этом случае не только основывается у него на волевых усилиях, самопреодолении, но и ассоциируется с приятными эмоциями и переживаниями. Вместе с тем главное заключается в том, чтобы увлекательность, рожденная чистым интересом, свободным внутренним побуждением, сливалась, соединялась у ребенка с чувством ответственности и долга. Свободный интерес проявляется у членов семьи друг к другу, к делам каждого на производстве, в школе, общественных организациях и самодеятельных объединениях, к состоянию духа, отношениям со знакомыми и друзьями. С этим естественным интересом к делам и жизни близкого человека тесно связан интерес членов семьи к общественной жизни и труду. Родители и дети принимают участие в работах по восстановлению и реставрации памятников старины, в субботниках по охране природы, озеленению городов и поселков, в смотрах, митингах и собраниях, в оказании помощи ветеранам труда и войны, в организации общественных музеев, выставок самодеятельного искусства, коллективов художественной самодеятельности, в обществах и «неформальных» объединениях. Проявляется большой интерес к самостоятельному творчеству в области искусства или техники, способные ребята вместе с родителями занимаются в кружках, студиях, секциях. Свободный интерес ребенка поддерживается в семье созданием практических условий для продолжения дома занятий, начатых в кружке, для творчества и изобретательства. Во многих семьях обсуждаются совместно прочитанные книги, просмотренные телепередачи, кинофильмы, театральные постановки, экспозиции музеев и выставок, прослушанные в концертах или дома музыкальные произведения. Все это дает обильную духовную пищу для заинтересованного и воспитательно-эффективного общения членов семьи. Важно поддерживать интерес детей к коллекционированию: собиранию марок, этикеток, открыток, монет, значков и т. п. Нельзя допускать, чтобы в душе ребенка возобладало стремление к накопительству, использованию предметов коллекционирования для наживы. Определяющим началом должно быть стремление к познанию, к красоте, к духовному обогащению себя и окружающих. Укреплению воспитательных функций способствует совместный интерес к физкультуре и спорту. У взрослых он нередко организуется физзарядкой, оздоровительными мероприятиями. Дети же приобщаются к занятиям в секциях, спортивных школах, к участию в соревнованиях. Скрепляет семью и делает ее воспитательно-сильной совместный интерес к активномуотдыху: к труду на садово-огородном участке, к туристским походам, длительным прогулкам в лес и к реке, к катанию на коньках, лыжах, велосипеде, лодках, а также играм в бадминтон, волейбол, шахматы. Свобода интереса обеспечивает разумный досуг, развивает индивидуальность, приобщает детей к общественной жизни и творчеству, оказывает воздействие на формирование их профессиональных интересов. Сферы долга и интереса не могут существовать вне отношений внутрисемейной любви, которая придает всей жизни семьи особый, неповторимый колорит, черты индивидуальности, формирует в ребенке тонкие человеческие чувства и качества, гуманную сущность личности. Существует любовь родственная, общественная, к человеку, к животным и ко всему живому. Если в семье преобладает слепая и бездумная, бездуховная любовь, то на ее почве вырастает групповой эгоизм, пренебрежение к другим людям, жестокость по отношению к животным. Любовь перерождается в животное чувство самосохранения. Нормальная родственная любовь развивает в ребенке любовь к людям. Родственная любовь и гуманизм, как сообщающиеся сосуды, неразрывно связаны между собой, взаимно очищают, облагораживают и обогащают друг друга. Родственная любовь.проявляется как обостренное, эмоционально окрашенное, уважительное и заботливое отношение членов семьи друг к другу. Она активно стимулирует внутрисемейное общение и деятельность, направленную На облегчение и улучшение жизни близких, приносит глубокое удовлетворение и обеспечивает семейное Счастье. Родители и дети стремятся не к личному удовольствию, а к доставлению блага любимому, е'сли нужно — ценой самопожертвования. Это рождает и укрепляет подлинную, высшую человеческую любовь в душе ребенка. Родственную любовь способны пробуждать в детях лишь те родители, бабушки и дедушки, которые глубоко и искренне любят друг 'друга. Любовь воспитывается только атмосферой любви, которая органично впитывается ребенком и направляет его эмоционально-волевые отношения в жизни. Родственники в семье проявляют любовь самоотверженной помощью, заботой и душевной тревогой за близкого человека, спонтанно прорывающейся нежностью и сдержанной лаской, скромностью и стыдливостью, верностью и преданностью, сочувствием и состраданием, принципиальностью, требовательностью, справедливостью, устойчивостью и непримиримостью к порочным слабостям, душевной открытостью, прямотой, чистотой, безграничным доверием. Активная, деятельная любовь к людям выражается у детей чувством ответственности за другого человека и за все живое, чувством долга перед обществом и перед самим собой. Подлинный гуманизм, ответственная и деятельная любовь родителей к детям предполагают проявление ими справедливости и требовательности, предоставление ребенку самостоятельности и условий для самоутверждения. Демократизм и гуманизм развивают в детях те родители, которые сами живут общественными интересами, проявляют душевную чуткость и отзывчивое.» к людям на работе, на улице, дома, которые непримиримы к носителям общественных пороков, принципиальны и требовательны к себе и к окружающим людям. Гуманизм, как и родственная любовь, питается той атмосферой, которую творят родители в семье. Таким образом, развитие всех основных сфер жизни семьи в их органическом взаимопроникновении и взаимодействии между собой позволяет наиболее эффективно осуществлять ее воспитательную функцию. Каждый гражданин правового государства участвует в воспитании подрастающего поколения. Взрослые всегда на виду у детей, тщательно и глубоко изучаются ими. Пример поведения граждан вносится школьниками в копилку житейской мудрости. Каждый гражданин в условиях обновления общества обязан быть в общении с детьми на уровне высоких моральных требований к человеку, сознавать ответственность за воспитательные последствия своего поведения и деятельности. Гражданин участвует в воспитательном процессе постоянным, систематическим самосовершенствованием и общественно полезной деятельностью вместе с детьми в соответствии с общими нравственными законами, организуя и совершенствуя жизнь. Тогда высоконравственный результат воспитания явится сам собой как неизбежное следствие этой жизни.
Вопросы и задания:
1. В чем сущность и основные пути формирования авторитета педагога? 2. Раскройте основное содержание деятельности директора школы по организации общешкольного воспитательного коллектива. 3. Каковы основные функции организатора внеклассной, внешкольной воспитательной работы? 4. Расскажите о педагогической сущности, воспитательных функциях и планировании работы классного руководителя. 5. Каковы воспитательные функции учителя, воспитательные возможности организационных форм, технических средств обучения? 6. Раскройте содержание, «механизмы» воздействия и взаимодействия основных сфер реализации воспитательной функции семьи.
Литература для самостоятельной работы: 1. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985. 2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 3. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М., 1983. 4. Макаренко А.С. Книга для родителей // Пед. соч.: В 8 т. Т. 5. М., 1983.. 5. Педагогический поиск. М., 1987. С. 205—369. 6. Щуркова Н.Е. Вы ста^и классным руководителем. М., 1986. Лекция 12. Методы воспитания, педагогическое общение,
|