Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация бухгалтерского учета
Общие вопросы организации бухгалтерского учета Ведение бухгалтерского учета организует руководитель экономического субъекта (ч. 1 ст. 7 закона 402-ФЗ). Руководитель организации может: - возложить ведение бухучета на главного бухгалтера (иное должностное лицо); - заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона); - вести бухгалтерский учет лично (руководители субъектов малого и среднего предпринимательства). Согласно п. 4 ст. 7 закона к главному бухгалтеру предъявляются особые требования: - в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций); - в страховых организациях; - в негосударственных пенсионных фондах; - в акционерных инвестиционных фондах; - в управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов; - в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций); - в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов. К этим требованиям относятся: - наличие высшего профессионального образования; - наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет; - отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики. Требуемое количество бухгалтеров в бухгалтерии определяется в зависимости от объемов вырабатываемой информации по каждому из объектов учета. Расчеты количества бухгалтеров могут быть сделаны на основе типовых норм времени и норм обслуживания на работы по бухгалтерскому учету. В соответствии с расчетным количеством работников бухгалтерии и формируется ее организационная структура. Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер малого предприятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом “О бухгалтерском учете” и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю организации и несет ответственность за обязанности, закрепленные в его трудовом договоре и должностной инструкции. К таким обязанностям, как правило, относится формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению отдельных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который единолично несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в установленном законодательством и нормативными документами порядке, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера производится руководителем организации. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности организации. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно–материальные ценности для организации. Для малых организаций может быть сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер осуществляет и функцию кассира. При смене бухгалтера должен оформляться двусторонний акт сдачи–приемки дел, который подписывается главными бухгалтерами организации — увольняемым и назначаемым. На время отсутствия главного бухгалтера его права и обязанности переходят к заместителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по организации. Главная задача бухгалтерии — способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. Основные функции, выполняемые бухгалтерией: · учет материально–технических ценностей (основных средств, материалов, инвентаря, хозяйственных принадлежностей и т.п.); · учет расчетов по оплате труда (начисления заработной платы, удержания из заработной платы, страховые взносы на социальное, пенсионное и медицинское страхование); · учет затрат на производство (вспомогательного производства, косвенных расходов, простоев, потерь от брака, расходов будущих периодов, незавершенного производства, основного производства); · учет финансовой деятельности (продажи продукции, прибыли, резервов); · учет денежных операций (денежных средств в кассе, на расчетном счете, валютном счете, прочих счетах в банке, расчетов с покупателями и поставщиками, прочими кредиторами и дебиторами, расчетов по налогам и сборам, расчетов по страховым взносам и др.); · составление бухгалтерской отчетности. Организация, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно может установить: · организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования; · форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов; · систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля; · учетную политику. Организация может выделять на отдельный баланс свои филиалы, представительства, отделения.
Учетная политика организации Руководитель организации формирует учетную политику на основе Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”(ПБУ 1/2008). В соответствии с данным положением под учетной политикой организации понимается выбранная ей совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают — только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам или по собственной инициативе. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Учетная политика оформляется приказом (распоряжением и т.п.) по организации и применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа (распоряжения). При этом она применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику приказом (распоряжением) до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица. Изменение учетной политики организации может производиться в следующих случаях: · изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; · разработки организацией новых способов учета (новый способ предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности или меньшую трудоемкость учетного процесса); · существенного изменения условий деятельности организации (реорганизация, изменения вида деятельности). Не считаются изменениями учетной политики принятие способов учета фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от имевших место ранее фактов или возникших впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформлено приказом (распоряжением). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации. Изменения в учетной политике должно быть обоснованы и оформлены приказом (распоряжением). Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение организации, должны быть оценены в стоимостном выражении. Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетной политике ведется на основании выверенных данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета. Для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. При изменении учетной политики бухгалтерская отчетность за отчетный период включает в себя данные за периоды, предшествующие отчетному, откорректированные в соответствии с измененным способом ведения учета. Изменения в учетной политике подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Вместе с приказом (распоряжением) по учетной политике утверждаются также: · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; · формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; · порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; · правила документооборота и технология обработки учетной информации; · порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Формы бухгалтерского учета Сведения из первичных документов группируются, накапливаются и регистрируются в учетных регистрах. Учетные регистры — это специально приспособленные листы бумаги для регистрации и группировки учетных данных. По внешнему виду учетные регистры представляют собой книги (кассовая, главная), карточки (инвентарная, учета основных средств, учета материалов), журналы (свободные листы). По видам производимых в них записей учетные регистры бывают хронологические (регистрационные журнал), систематические (главная книга счетов), комбинированные (журналы–ордера). По степени детализации информации, содержащейся в учетных регистрах, они бывают синтетические (главная книга счетов), аналитические (карточки), комбинированные (журналы–ордера). В зависимости от степени автоматизации учетных работ регистры бывают с ручной и машинной записью. В регистрах учета совершается весь учетный процесс, хранится вся учетная информация. Данные учетных регистров используются для оперативного руководства и управления. По данным учетных регистров составляется отчетность организации. Сочетание различных учетных регистров и технических средств образует разные формы бухгалтерского учета. Они отличаются одна от другой: количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием; взаимосвязью хронологических и систематических, синтетических и аналитических регистров; последовательностью и техникой записи в учетные регистры; степенью автоматизации учетно–вычислительных работ. Форма бухгалтерского учета выбирается организацией самостоятельно, и в течение отчетного периода принятая форма учета не должна изменяться. Могут использоваться следующие формы бухгалтерского учета: - Журнал–Главная (рис. 1. 7); - мемориально–ордерная (рис. 1.8); - журнально–ордерная (рис. 1.9); - автоматизированная (рис. 1.10). Наиболее простой является форма “Журнал–главная ”, так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций по накопительному документу) записывается в книгу “Журнал–главная”, в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга имеет следующий вид:
|