Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция - Субъекты МЧП.






Субъекты МЧП можно разделить на две категории:

  • Основные
  • Неосновные

К основным относятся: невластные образования, которые вступают в международные отношения, и в любом случае отношения между этими невластными образованиями регулируются нормами МЧП, такие как

юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, ТНК, субъекты федеративных государств или территориальные единицы унитарных государств. Они в любом случае попадают под действие МЧП, если вступают в международные отношения. Именно поэтому эти субъекты считаются основными, то есть они всегда, вступая в невластные международные отношения, будут субъектами МЧП.

К неосновным относятся: государства, государственноподобные образования, международные межправительственные организации, а также народы и нации, ведущие борьбу за независимость. это такие участники, которые не всегда являются участниками МЧП, а лишь иногда, когда вступают в МО с основными субъектами МЧП.

Эти отношения называют диагональными. Эти диагональные отношения уже регулируются нормами МЧП, а отнюдь не публичного.

Вот именно поэтому вот эти три субъекта являются не основными. Они вступают в основном в публично-правовые отношения, во властные, но иногда вступают в невластные отношения. Когда они вступают в невластные отношения, их рассматривают, как невластные субъекты, потому что в частном праве действует принцип равенства. Таким образом, они не всегда являются субъектами МЧП. Основные субъекты всегда будут субъектами МЧП, а не основные субъекты только в конкретных определенных случаях при наличии диагональных отношений.

 

Теперь перед нами стоит задача рассмотреть правовое положение всех этих субъектов в МЧП.

 

Правовое положение государства. Государство – суверенное образование. Все государства равны в международных отношениях, в публично-правовых, в межгосударственных отношениях. Никто не имеет права вмешиваться в их дела. Там особый порядок разрешения споров, которые возникают, особый порядок отношений в публичном праве: и экономических, и политических, и культурных, и т.д. И говорят, что государство в этом случае пользуется иммунитетом, когда оно выступает в качестве такого властного субъекта. Речь идет о трех видах иммунитетов.

1) Судебный иммунитет. Содержание его сводится к простой формулировке: государству нельзя предъявить иск. Если вы посмотрите наш УПК, АПК, там об этом четко сказано, что к иностранному государству иск предъявить нельзя. Возможно такое предъявление только в том случае, если государство на это согласилось. То есть государство пользуется судебным иммунитетом.

2) Иммунитет под обеспечение иска. Если вы подаете иск в арбитражный суд, то вы можете обратиться с ходатайством о том, чтобы там обеспечили иск: арестовали счет ответчика по делу, запретили бы отчуждать его имущество, потому что все прекрасно знают, что если иск предъявили, а ответчик знает, что решение будет не в его пользу, он быстро все деньги со счета спустит, имущество продаст, и потом вы получаете решение в свою пользу, а что от него толку, когда с ответчика ничего невозможно взять.

Так вот, в отношении государства тоже может возникнуть вопрос об обеспечении иска. Скажем, где-то приняли иск к государству и в обеспечение иска начинают предпринимать какие-то действия, например, арестовывают морские суда, имущество, которое находится за границей. Вспомните ту же историю, как наш парусник оказался во французском порту и как фирма «Ноге» пыталась наложить арест на этот парусник, как они арестовали счета посольства. Но ведь из этого ничего не получилось, потому что счета посольства были освобождены, наши протестовали, дипломатические акции были и т.д. Одним словом, это тоже не разрешается.

2) Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения. Скажем, несмотря ни на что иск к государству был предъявлен, решение было вынесено и теперь речь идет о том, чтобы это решение исполнить. Так вот, тоже государство пользуется иммунитетом от исполнения иностранного судебного решения.

Наконец, тесно связан с этими тремя видами иммунитетов также иммунитет государственной собственности, то есть считается, что имущество государства нельзя арестовать, отчуждать каким-то принудительным путем, налагать на него арест и т.д.

Но государство вступает в частноправовые отношения, в диагональные отношения, тогда все эти иммунитеты вступают в противоречие с основными специальными принципами МЧП, Например, равенство.

Наши специалисты в области МЧП очень длительное время придерживались теории так называемого абсолютного иммунитета, в настоящее время в юридической науке развиваются теории, предусматривающие ограничения государственного имммунитета, при его вступлении в частноправовые отношения.

За рубежом во второй половине 70-х годов в ряде развитых экономически государств были приняты соответствующие законы, согласно которым государство, вступающее в коммерческие отношения, никакими иммунитетами не пользуется, что справедливо.

 

Следующий субъект МЧП – это международные межгосударственные организации. В основном они вступают в трудовые отношения, потому что им надо штат сотрудников набирать. Ведь международные межгосударственные организации коммерческой деятельностью как таковой не занимаются. Достаточно редкие случаи.когда они практически вступают в международные частноправовые отношения.

Но ведь эти межгосударственные организации пользуются точно такими же иммунитетами. Обычно в уставах этих организаций прямо предусматривается статья, где-то в конце устава, говорящая об иммунитетах и привилегиях, и там говорится об иммунитетах и привилегиях должностных лиц, дается перечень, какие должностные лица пользуются этими иммунитетами и привилегиями. Это, как правило, генеральный секретарь и его заместитель. Потому говорится, что это привилегии и иммунитеты дипломатические, то есть им предоставляют конкретно ввиду должностного положения дипломатические иммунитеты и привилегии, а для самой организации предусматриваются иммунитеты и привилегии на территории государства, где находится их штаб-квартира.

Эти иммунитеты и привилегии прямо перечисляются. Обычно заключается соглашение с государством, в котором находится штаб-квартира, и в соответствии с этим соглашением дается перечень, от чего они освобождаются, какие у них привилегии и иммунитеты. Есть, например, соглашение с США об иммунитетах и привилегиях ООН на территории США, и с другими есть точно такие же. То есть организация тоже может отказаться в каких-то конкретных случаях от этих иммунитетов и привилегий. То есть положение весьма сходное с положением государства. Поэтому в отношении межгосударственных организаций редко эти вопросы возникают.

Важно отметить, что в отношении международной организации договор с государством, в котором она располагается (напр. о перемещении ее членов и т.п.), если организация межправительственная будет регулироваться МПП, а если неправительственная – то МЧП (даже в случаях, когда они абсолютно одинаковы).

Договоры с фирмами, в любом случае, будут регулироваться МЧП.

 

 

Третий субъект – это нации, которые борются за независимость. Это временный субъект. Они до достижения суверенитета, то есть до достижения независимости соответствующей нации являются субъектами. В качестве носителя этих прав, иммунитетов и привилегий являются органы управления или руководящие органы: повстанческие, еще какие-то, как, например, у движения сопротивления Палестины. Палестинская организация освобождения тоже считается органом, который представляет вот это не существующее до сих пор палестинское государство. Или есть еще крупная межгосударственная организация Исламская конференция. Она считается единственной межгосударственной организацией, которая построена на религиозном принципе.

 

 

Правовое положение юридических лиц. Правовое положение юридических лиц в разных государствах, определяется по законодательству государства, где оно образовано.

В некоторых странах используется иной метод. Там определяется правоспособность юридических лиц по закону местонахождения руководящего органа.

Третий возможный вариант – это определение статуса юридического лица по месту его деятельности. Надо сказать, что если первые два варианта широко известны праву разных государств в течение длительного периода времени, то последний появился где-то после Второй Мировой войны, и связано это было с деятельностью транснациональных корпораций, то есть когда оказывалось, что юридическое лицо учреждено в одном государстве, а всю свою деятельность ведет в каком-то другом государстве.

Именно в законодательстве практически всех арабских государств указано, что правоспособность юридического лица определяется по закону места его деятельности.

 

Регистрация юридических лиц:

нормативно-явочный порядок. Нужно представить необходимые документы и зарегистрироваться в специальном органе - торговые и промышленные палаты. Иногда формальности сведены к минимуму.

- разрешительный - есть специальный орган, который уполномочен выдавать разрешение - министерство и др. До тех пор, пока разрешение не выдано, юридическое лицо не считается созданным.

Вопрос о его национальности - это то, какому государству принадлежит юридическое лицо. По принципу домицилия, - это место, где находится управляющий центр юридического лица; в соответствии с принципом резиденции, - это место, где совершаются основные операции. Разные государства придерживаются разных критериев при определении национальности юридического лица:

- инкорпорация - юридическое лицо подчиняется законодательству того государства, где оно зарегистрировано.

- критерий оседлости - место нахождения управленческого центра.

- доктрина центра эксплуатации - закон места осуществления основной деятельности.

- доктрина контроля - тот, кто владеет этой фирмой (имеет контрольный пакет акций), несмотря на то, что эта фирма зарегистрирована в той или иной стране.

При осуществлении деятельности возникают два вопроса: во-первых, о признании правосубъектности иностранного юридического лица и, во-вторых, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

Правосубъектность иностранных юридических лиц обычно признается на основании двусторонних договоров. Вопрос о допуске иностранного юридического лица к хозяйственной деятельности на территории государства решается законодательством этого государства.

 

Разные принципы определения национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельно­сти юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

«Коллизия коллизий» — это понятие, используемое в МЧП для обозна­чения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в раз­ных правовых системах имеют различное регулирование.

Существование «коллизии коллизий» обусловлено наличием в зако­нодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки.

«Коллизия коллизий» проявляется как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколь­кими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регу­лирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в усло­виях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где призна­ется принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на тер­ритории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо за­регистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на тер­ритории России.

Преодоление «коллизии коллизий» в большинстве случаев осуществ­ляется путем заключения международных договоров, содержащих нор­мы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе.

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и другим иностран­ным юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или иностранным, необходимо дать дополнительные характеристики относитель­но национальности.

 

Совместные предприятия. Существуют две очень различных категории СП. К первым относится СП, образуемое по международному договору. Вторая категория – это СП, образуемое по внутреннему законодательству.

Основа образования первых – это межгосударственное решение. Вот два каких-то государства решили создать СП. Они заключают межгосударственный договор и приложением к договору является устав этого СП. В уставе весь его статус, его правовое положение, его сфера деятельности, образование органов управления – всё, как и в остальных СП, то есть устав обычно построен на тех же принципах, что и устав любого юридического лица.

В большинстве стран не разделяют совместные и национальные предприятия, но в странах, где такое разделение существ есть предел для иностранцев - 49%. Запрещены иностранные инвестиции в обороне, космической промышленности, связи, безопасности и первичном рынке ценных бумаг. Могут быть установлены и льготы: налоговые, гарантия защиты от конфискации, свобода вывоза готовой продукции.

Пути создания СП:

1 найти партнера за границей, внести свой взнос, зарегистрироваться.

2 покупка акций уже существующего предприятия (это более продуктивный путь).

 

Причем никаких ограничений не поставлено у нас и в отношении процента иностранного капитала. Поэтому у нас могут быть зарегистрированы по российскому праву и СП, и предприятия со стопроцентным иностранным капиталом. На территории Российской Федерации они никаких льгот не имеют, пользуются таким же режимом, как и российские юридические лица.

 

Транснациональные корпорации. Имеется основная холдинговая фирма которая начинает образовывать дочерние предприятия за рубежом. Эти дочерние предприятия или филиалы регистрируются по праву соответствующего государства и являются юридическими лицами по праву этого государства. Кроме того, могут быть еще промежуточные звенья в структуре ТНК. Иногда они образовывают конторы по сбыту, которые занимаются сбытом, или они занимаются снабжением. Иногда такие промежуточные звенья образуются по определенным регионам.

ТНК представляет собой практически новое явление на международной арене, образования, которые появились объективно в силу развития интеграционных связей, в силу экономической интеграции, в силу развития рыночных отношений, и поэтому они представляют собой определенное единство и являются самостоятельным субъектом МЧП, субъектом, который по значимости иногда равен государству, потому что бюджет ряда ТНК оказывается значительно больше, чем бюджет отдельных государств.

 

Следующий субъект – физические лица. Правовой режим иностранца всегда определяется внутренним законодательством.

Обычно говорят о наличии трех режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный. Когда говорят о национальном режиме, то предполагают, что иностранцы обладают тем же объемом прав и обязанностей, которые имеют собственные граждане. Но самое интересное, что в законодательстве многих государств говорится о национальном режиме для иностранцев. Мне представляется, что это чистая декларация, политическое заявление, которое не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Национальный режим все-таки может существовать, по моему мнению, в отдельных областях правового регулирования

Далее – режим наибольшего благоприятствования. Это договорный режим. Обычно предусматривается в договорах в виде формулировки, что граждане и юридические лица данного государства будут пользоваться на территории другого государства таким же режимом, который имеют граждане и юридические лица наиболее благоприятствуемой нации.

Конечно, иностранцы в каждом государстве пользуются именно специальным режимом. Этот режим обычно или в законах оговаривается, иногда даже в конституциях о нем говорится. Как правило, принимается один закон или несколько законов, в которых регламентируются эти вопросы о правовом режиме иностранцев в соответствующей стране.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал