Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Методологические основы оценки социально-экономического уровня развития регионов
В процессе формирования новых рыночных отношений возросла значимость исследований регионов, так как любая проблема возникающая в процессе структурных экономических преобразований, тесно связана с воздействием тех или иных региональных условий. Результаты проведения экономических реформ и становления рыночных отношений в стране зависят в первую очередь от социально-экономической обстановки в регионах. Системный анализ выполняет роль каркаса, объединяющего все методы и способы, необходимые для решения проблемы. В комплексное исследование структуры экономики и внутренних взаимосвязей включается изучение их взаимодействия, окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ выполняет роль каркаса, объединяющего все методы и способы, необходимые для решения проблемы. В комплексное исследование структуры экономики и внутренних взаимосвязей включается изучение их взаимодействия, окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ выполняет роль каркаса, объединяющего все методы и способы, необходимые для решения проблемы. В комплексное исследование структуры экономики и внутренних взаимосвязей включается изучение их взаимодействия, окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ необходим, во-первых, для объективной оценки состояния региональной экономики, во-вторых, для выработки эффективных методов государственного регулирования, в-третьих, для достижения сбалансированности территориальной структуры экономики и обеспечения стабильного экономического роста всей страны. Существует множество способов оценки состояния экономики региона, однако еще не выработан единый унифицированный механизм ранжирования регионов, объективно учитывающий не только их экономическое и социальное состояние, но и стартовые условия вхождения в рынок, влияющие на процесс адаптации региона к рыночной среде. Экономическое и социальное положение регионов весьма сложно количественно или качественно отразить в едином показателе или их совокупности. Проблема системного описания каждой региональной ситуации трансформируется в задачу выбора отдельных количественных и качественных параметров, обоснования группировок по критериям региональных интересов и целям регионального развития. Не всегда поддается сопоставимой оценке ситуация в регионе не только методически, но и по параметрам развития. в одних случаях результаты регионального развития оцениваются по валовой продукции промышленности сельского хозяйства, в других - по произведенному валовому региональному продукту, в- третьих – по реальным доходам на душу населения. Пока еще отсутствует и единая оценка эффективности рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; не всегда сопоставимы размещения отраслей производства. При оценке уровня экономического развития регионов необходимо учитывать процессы реформирования налоговой системы, изменения в структуре собственности, степень ухода государства от прямой поддержки отдельных отраслей и предприятий, либерализации внешнеэкономической деятельности и т.д. В связи с этим большое практическое значение приобретает установление мониторинга уровней социально- экономического развития и темпов проведения экономических реформ в регионах, однако методические вопросы региональных исследований остаются слабо разработанными. И в теоретическом, и в практическом плане особенно важно ускорить изучение взаимосвязи структурных сдвигов с уровнем экономического развития регионов, так как совершенствование структуры экономики страны предполагает не только углубление территориального разделения труда, но, прежде всего, сокращение разрыва в уровнях социально- экономического развития регионов, их нестабильности. Оценка состояния региональных экономик позволяет составить целостную картину, выделить проблемы развития территорий и разработать стратегию государственного регулирования и управления ими. Последующий анализ приведет к количественной оценке нестабильности, на основании которой можно сделать вывод о возможности (или невозможности) стабилизации регионального развития за счет внутренних ресурсов территории, о последствиях нерегулируемого развития ситуации, Разработка среднесрочных и долгосрочных программ развития регионов должна основываться на изучении генетической природы экономической отсталости и региональных проблем. Уровень развития можно определять по целому комплексу социально- экономических и экологических показателей, включая качество жизни, т.е. уровень безработицы, жилищные условия, состояние системы здравоохранения, социальная инфраструктура, демографическое показатели, перспективы развития, состояние окружающей среды и т.д. без глубокого изучения проблемной ситуации региона, возможно, программа развития замкнется на борьбе не столько с ее последствиями. В свою очередь, ретроспективный анализ не должен ограничиваться изучением экономической и социальной динамики, так как эффективность региональной политики складывается под воздействием географических, демографических, культурно-психологических факторов, политико-юридических норм общества и др. Для совершенствования методов анализа и оценки экономического развития регионов необходимо следующее: Ø Применение общих методов анализа и оценки эффективности социально-экономического развития страны и её территорий; Ø Сбор и обработка исходной информации на единой методической основе; Ø Обоснование взаимосвязи между показателями развития отдельных отраслей производства и всего хозяйства региона; Ø Разработка обобщающих показателей, отражающих взаимосвязи в развитии материального производства и непроизводственной сферы того или иного региона всей страны; Ø Оценка результатов после реализации различных вариантов с позиции поставленных целей. Обоснование прогнозов и выбор стратегии устойчивого экономического развития региона предполагают использование системы методик, позволяющих не только оценить экономическое и социальное развитие региона, наметить основные пути его развитие на перспективу, но и выбрать методы государственного регулирования и стимулирования, которые задействовали бы мотивационный механизм и привели бы к повышению доходной части бюджета региона. Для этого предлагается следующая схема поэтапного обоснования стратегии развития региона: (1) анализ экономических и социальных процессов с целью повышения эффективности управление развитием региона; на этой стадии дается оценка достигнутого уровня экономического и социального развития региона; (2) обоснование прогноза и выбора стратегии экономического и социального развития региона согласно методам регулирования регионального развития; (3) разработка концепции и выбор методов государственного и рыночного регулирования регионального развития; (4) прогноз финансовых ресурсов региона, поиск путей укрепления и расширения доходной части бюджета; (5) выявление новых источников доходной части бюджета для привлечения дополнительных средств с использованием многообразия форм собственности активности предпринимателей, иностранных инвесторов и участия внебюджетных фондов. Если решающим условием объективности анализа и диагностики региональных ситуаций, в частности состояния их нестабильности, считать много аспектную, комплексную характеристику быт оценены, по мнению В.Г.Алиева7, с помощью следующих интегральных показателей: 1) экономическая эффективность, оценивающая процессы жизнедеятельности населения (включает индикаторы безработицы, уровня заработной платы и квалификации рабочей силы, состояния окружающей природной среды и социальных условий); 2) деловая жизнеспособность, необходимая для оценки предпринимательской активности хозяйствующих субъектов-предприятий и организаций всех форм собственности (появление и закрытие предприятий, рост торгового сектора, инвестиционная активность); 3) потенциал роста, позволяющий оценить соотношение процессов развития и воспроизводства; 4) налогово - фискальный показатель, характеризующий уровень местных налогов, их мобильность, дефицит бюджета территории, его дотационность и др. Регион, как любая социально-экономическая система, находится в постоянном развитии. Пока не выявлены основные причины, вызвавшие дестабилизацию системы в данный момент, невозможно говорить о вариантах выхода из сложившегося положения. В этой связи возникает необходимость в постоянном пересмотре критериев для получения объективных результатов оценки состояния. Совершенствование и использование новых методов и средств количественной оценки социально- экономических ситуаций в сочетании с альтернативными вариантами экономического и социального развития регионов даст возможность сделать наиболее эффективный выбор. Мировой опыт территориального управления свидетельствует о необходимости использования в подобных целях не единого показателя и даже не системы показателей, а совокупности комплексных ситуаций. Их поиск становится одной из главных задач оценки обще региональной ситуации. Что имеет наибольшее значение для региона, какие события (сегодняшние и ожидаемые) нужно отслеживать, какие внешние тенденции следует учитывать -вот в чем состоят задачи анализа социально- экономического состояния региона. Системный анализ каждой региональной ситуации трансформируется в задачу поиска оптимального набора отдельных количественных и качественных параметров, важнейший из которых- развитие отраслей материального производства, особенно промышленности и сельского хозяйства, представляющих материальную базу для комплекса социальных мероприятий. Однако разработка методики оценки регионального развития не может ограничиваться только экономической оценкой, она тесно связана с наукой, техникой, культурой, бытом и всеми другими видами человеческой деятельности. Связать экономической прогноз региона с другими социальными прогнозами и создать долгосрочную комплексную социально- экономическую программу его устойчивого развития- такова суть эффективной территориальной организации производства.
|