Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Другие законы и нормативные акты
Следующим законом, имеющим важное значение в сфере информационной безопасности, является Закон РФ " О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года, № 128-ФЗ (Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года). Статья 17 Закона устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:
Основными лицензирующими органами в области защиты информации являются Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Государственная техническая комиссия при Президенте РФ (Гостехкомиссия РФ). ФАПСИ ведает всем, что связано с криптографией, Гостехкомиссия лицензирует деятельность по защите конфиденциальной информации. (Устаревшие данные: 1 июля 2003 года Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) было упразднено. Указ Президента РФ от 11.03.2003 № 308 " О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации". 9 марта 2004 года Гостехкомиссия России была преобразована в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) Указ Президента России № 314. от 9 марта 2004 — " О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".) Эти же организации возглавляют работы по сертификации средств соответствующей направленности. Кроме того, ввоз и вывоз средств криптографической защиты информации (шифровальной техники) и нормативно-технической документации к ней может осуществляться исключительно на основании лицензии Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, выдаваемой на основании решения ФАПСИ. Все эти вопросы регламентированы соответствующими указами Президента и постановлениями Правительства РФ, которые мы здесь перечислять не будем. В эпоху глобальных коммуникаций важную роль играет Закон РФ " Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 года, № 85-ФЗ (принят Государственной Думой 5 июня 1996 года). В нем, как и в Законе " Об информации...", основным защитным средством являются лицензии и сертификаты. Согласно пункту 2 статьи 9: " Защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические и юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена. Выдача сертификатов и лицензий возлагается на Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Порядок выдачи сертификатов и лицензий устанавливается Правительством Российской Федерации". Еще одна цитата из того же Закона — статья 17 " Сертификация информационных продуктов, информационных услуг, средств международного информационного обмена":
10 января 2002 года Президентом РФ был подписан чрезвычайно важный закон " Об электронной цифровой подписи", № 1-ФЗ (принят Государственной Думой 13 декабря 2001 года, сейчас действует закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ, ред. от 28.06.2014), развивающий и конкретизирующий приведенные выше положения закона " Об информации...". Его роль поясняется в статье 1.
Закон вводит следующие основные понятия:
Согласно Закону, электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
В заключение раздела отметим, что в области информационной безопасности законы реально работают через нормативные документы, подготовленные соответствующими ведомствами. В этой связи очень важны руководящие документы Гостехкомиссии РФ, определяющие требования к классам защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных систем. Особенно выделим утвержденный в июле 1997 года " Руководящий документ по межсетевым экранам", вводящий в официальную сферу использования один из самых современных классов защитных средств. В современном мире глобальных сетей нормативно-правовая база должна быть согласована с международной практикой. Особое внимание следует обратить на то, что желательно привести российские стандарты и сертификационные нормативы в соответствие с международным уровнем информационных технологий вообще и информационной безопасности в частности. Есть целый ряд оснований для того, чтобы это сделать. Одно из них — необходимость защищенного взаимодействия с зарубежными организациями и зарубежными филиалами российских компаний, второе (более существенное) — доминирование на современном этапе развития аппаратно-программных продуктов зарубежного производства. На законодательном уровне должен быть решен вопрос об отношении к таким изделиям. Здесь необходимо выделить два аспекта: независимость в области информационных технологий и информационную безопасность. Использование зарубежных продуктов в некоторых критически важных системах (в первую очередь, оборонных), в принципе, может представлять угрозу национальной безопасности (в том числе информационной), поскольку нельзя исключить вероятности встраивания " закладных" элементов. В то же время, в подавляющем большинстве случаев потенциальные угрозы информационной безопасности носят исключительно внутренний характер. В таких условиях незаконность использования зарубежных разработок (ввиду сложностей с их сертификацией) при отсутствии отечественных аналогов затрудняет (или вообще делает невозможной) защиту информации без серьезных на то оснований. Проблема сертификации аппаратно-программных продуктов зарубежного производства действительно сложна, однако, как показывает опыт европейских стран, решить ее можно. Сложившаяся в Европе система сертификации по требованиям информационной безопасности позволила оценить операционные системы, системы управления базами данных и другие разработки американских компаний. Вхождение России в эту систему и участие российских специалистов в сертификационных испытаниях в состоянии снять имеющееся противоречие между независимостью в области информационных технологий и информационной безопасностью без какого-либо ущерба для национальной безопасности.
|