Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность социальной организации

Теория организации – относительно новая и быстро развивающаяся научная дисциплина, изучающая современные организации (фирмы, предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, складывающиеся внутри этих организаций, поведение организаций, их связи и взаимодействие с внешней средой. Как наука теория организации дает ответы на вопросы о сущности организации, зачем они нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся. Теория организации изучает общие свойства, законы и закономерности создания и функционирования организаций.

Как самостоятельная научная дисциплина теория организации имеет свой объект и предмет исследования, свой понятийный аппарат. Объект – это то, что исследует та или иная наука, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Объектом теории организации являются организации во всем многообразии, находящиеся на разных стадиях развития, возможности их эволюции, факторы, порождающие необходимость замены одной формы организации другой и т.п.

Среди организационных объектов изучаются материальные, или реальные; детерминированные и вероятностные, то есть однозначно или с определенной степенью вероятности достигающие целей в ответ на определенные воздействия; естественные и искусственные, то есть созданные человеком и прочие.

Предмет же науки определяет то, какие стороны, аспекты, свойства объекта она изучает, чем занимается данная наука. Объективной основой организации являются отношения, возникающие в процессе совместной деятельности людей. Это значит, что предметом теории организации как науки являются организационные отношения между работниками, складывающиеся между людьми в процессе их совместной деятельности в организациях различного типа. Эти отношения возникают при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организаций.

Организационные отношения – это отношения: а) выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов трудовых процессов; б) между людьми, возникающие по поводу совместного труда работников; в) обеспечивающие связи между технической стороной деятельности организации и отношениями собственности.

В рамках предмета исследования теория организации изучает объективные законы процесса выбора связей и формы взаимодействия элементов организации, принципы построения естественно возникающих или сознательно, искусственно сконструированных организаций независимо от их материальной природы.

Слово «организация» происходит от латинского organizo - делать сообща, стройный вид, устраиваю. До сих пор единого понимания термина «организации» не выработано. Однако существующая дифференциация взглядов не вносит неопределенности в познание организации, скорее наоборот, позволяет более полно ее изучить. Многообразие толкований дает основание для существования различных трактовок термина «организация». В одних он употребляется для обозначения процесса, в других - для обозначения явления.

Организация как процесс представляет собой деятельность по упорядочению элементов определенного объекта во времени и пространстве. Это - совокупность действий, ведущих к образованию целого и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Такое толкование термина близко к понятию «организовывать». Организация как процесс регулируется законодательными актами, в частности, законом о труде, процессуальным и уголовным кодексами. Следовательно, организация как структурное образование может быть создана только в результате ее проявления как особого вида деятельности людей по созданию и обеспечению работы организации – объединения людей.

Организационная деятельность представляет собой процесс, состоящий из следующих последовательных, сменяющих друг друга этапов:

- создание организации – ее проектирование и построение;

- функционирование организации – создание условий для ее эффективной работы;

- развитие организации – выявление проблем и осуществление мер по их разрешению в целях совершенствования и повышения эффективности работы организации.

Во втором случае, т.е. при толковании организации как явления, организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. Это физическое объединение реальных элементов для реализации или выполнения определенной программы. В нем присутствуют и сочетаются многообразные связи и человеческие отношения. Как явление организация представляет собой объект, объединяющий группу людей (минимум 2 человека), деятельность которых сознательно координируется и осуществляется на относительно постоянной основе. Организацию характеризует упорядоченность частей, которые образуют единство (целое); обратное воздействие таково, что целое содействует сохранению частей.

В курсе «Теория организации» объектом изучения являются социальные организации, в которых главными элементами являются люди, а важнейшими отношениями выступают социальные и экономические. Независимо от целей – производственных, экономических, политических, образовательных – все они относятся к классу социальных организаций и имеют все признаки открытой, динамической системы.

Таким образом, обязательными требованиями, предъявляемыми к некой группе, позволяющими считать ее социальной организацией, является: наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы; наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы; наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

говоря о социальной организации, мы имеем в виду, что это организация, имеющая отношение к человеку и связанная с человеком и его деятельностью.

Обобщая известные определения, можно сказать, что под социальной организацией понимается любая достаточно устойчивая группа людей, функционирующая на относительно постоянной основе, сознательно координируемая, с регламентированным поведением и действующая ради общих целей и интересов. Ключевыми словами в приведенном определении являются «устойчивая группа людей». Это организация мыслящих людей, объединение которых является не случайным, разовым актом, а связано со стремлением реализовать какие-то общие интересы, добиться общей цели. Другая особенность социальной организации состоит в том, что поведение людей в группе должно быть регламентированным. Регламентация может быть основана на грубой силе и власти лидера группы. Но, очевидно, что чем дальше от истоков общественного развития, тем больше регламентация диктуется общими интересами каждого из объединяющихся в социальную группу людей.

Более точно и полно содержание понятия «социальная организация» может быть раскрыто через выявление ее основных характеристик и свойств. Очевидно, что при всем различии масштабов, сфер и видов деятельности различных организаций у них существует несколько общих характеристик

 

 


 

Рис.1.2. Общие характеристики социальных организаций

Социальным организациям присущ ряд особенностей, которые в принципе не свойственны естественно-природным организациям материального мира. Прежде всего, любая социальная организация создается по заранее выраженной воле людей, по задуманному плану или совпадению взглядов нескольких человек. Любая социальная организация создается по заранее выраженной воле людей, по задуманному плану или совпадению взглядов нескольких человек. Впоследствии она может расти и развиваться не только по их воле, но и с учетом внутренних потребностей отдельных людей и удовлетворения интересов всей организации, а также закономерностей развития, новых вновь приобретенных организацией функций, которые первоначально не предусматривались.

Каждая социальная организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Значение миссии организации состоит в том, что она: 1) представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач; 2) создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные цели; 3) помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их усилия; 4) вызывает понимание и поддержку внешних участников организации (акционеров, финансовых институтов и пр.). Осуществляя свою миссию, организация добивается достижения определенных целей. Социальные организации создаются как искусственные системы именно для того, чтобы объединить усилия многих для достижения общей цели.

Каждая из существующих видов организация имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главной целью является получение прибыли в интересах учредителей. Для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью, для социально-образовательных – удовлетворение потребностей клиентов в информации и знаниях, а получение прибыли – вторичная цель.

Таким образом, важнейшим качеством организации является ее целенаправленность, то есть наличие конечных целей или, по крайней мере, одной цели у совместно работающих людей. Изначально любая организация создается целенаправленно, в нее закладывается желаемая концепция развития событий в требуемом направлении. Деятельность любой организации, ее функционирование направлено на достижение поставленной цели. С этой точки зрения любая социальная организация является целеориентированной. Причем для достижения целей организация использует все виды ресурсов.

Рассмотренные выше особенности определяют тот факт, что в каждой социальной организации наблюдается разделение на организационные структуры и организационные процессы. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, кто докладывает и кому, каковы формальные координирующие механизмы и модели взаимодействия. Характерными чертами структуры организации являются:

- комплексность;

- формализация;

- соотношение централизации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации, или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации.

Под формализацией понимаются заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартными директивами, в то время как другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, действия по решению большинства проблем предпринимаются высшими руководителями, в других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии. Принятые соотношения централизации и децентрализации определяют характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления.

Самой очевидной характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то самое количество людей работало самостоятельно. В небольших организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно отчетливо проследить их функции и цели деятельности.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называют отделами или службами, хотя возможны и другие названия. Как и вся организация, частью которой они являются, подразделения представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется для достижения общей цели. Таким образом, большие и сложные организации состоят из нескольких специально созданных для конкретных целей взаимосвязанных организаций и многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.

Вертикальное разделение труда возникает из-за необходимости координировать деятельность организации, разделенной на подразделения. Оно отграничивает работу по координированию действий от самих действий. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда.

Важной особенностью социальной организации является ее существование в определенной среде и взаимосвязь организации и среды. Среда не только создает организацию, но любая организация живет и функционирует в окружении среды, испытывает на себе воздействия среды и в свою очередь оказывает влияние на среду. Являясь внешней характеристикой организации, среда в значительной степени определяет ее свойства, то есть внутренние характеристики.

Социальная организация включает следующие части:

1. Первая часть – человек и индивидуальные качества, которые он привносит в организацию.

2. Вторая часть – формальное распределение функций, обычно называемое формальной организацией. Формальная организация представляет собой модель взаимосвязанных работ, которые составляют структуру системы.

3. Третья часть – неформальная организация.

4. Четвертая часть – стиль управления. Стиль работы руководителей разного уровня определяется в первую очередь теми требованиями к управляющим данного уровня, которые обуславливаются формальной организационной структурой управления и соображениями неформального характера.

5. Пятая часть – физическая среда, окружающие условия, в которых совершается работа.

Названные нами части имеют стратегическое значение. Они соединены в единую конфигурацию, называемую организационной системой. Взаимодействие основных частей осуществляется посредством связующих процессов.

К числу связующих процессов относятся коммуникации, баланс и принятие решений.

1. Коммуникации представляют собой механизм, связывающий части организации в единое целое. В современной теории рассматривается сеть коммуникаций. Коммуникации – это метод, благодаря которому возможно взаимодействие различных частей системы. Вместе с тем, коммуникации выступают как контролирующий и координирующий механизм, связывающий центры принятия решений в системе. Любая организация состоит из частей, осуществляющих коммуникационные связи между собой, получающих сообщения из внешнего мира и хранящих информацию. Все эти коммуникационные функции обеспечивают целостность организации.

2. Баланс как связующий процесс, относится к уравновешивающему механизму, посредством которого различные части системы сохраняются в гармонично структурной связи друг с другом.

Баланс бывает двух разновидностей – полуавтоматический и инновационный. Обе эти формы действуют для обеспечения целостности системы в изменяющихся условиях, внутренних и внешних по отношению к системе. Первая форма баланса, полуавтоматическая, относится к постоянным свойствам системы, т.е. сама система проявляет встроенные склонности к поддержанию устойчивых состояний. Инновационный баланс – это творческие балансирующие усилия. Потребность в инновации возникает в том случае, когда адаптация к изменению находится вне области действия существующих программ, разработанных с целью сохранения баланса в системе. В этом случае должны быть разработаны новые программы, чтобы система сохранила внутреннюю устойчивость.

3. В организации имеют место два основных класса решений – это принятие решения о производстве и принятие решения об участии в системе.

Принятие решения о производстве является в значительной степени результатом взаимодействия между индивидуальным поведением и требованиями организации. Индивидуальные решения об участии в организации отражаются на таких проблемах как взаимоотношения между благами, предоставляемыми организацией и требованиями, ею выдвигаемыми. Принятие решения об участии сосредотачивает внимание на причинах того, почему люди остаются в организации или покидают ее.

Принятие решения обычно трактуют как внутренние переменные в организации, которые зависят от работ, индивидуальных ожиданий и побуждений и организационной структуры.

Существует множество организаций, в которых функционирует человек. Насколько разнообразна и разнонаправленна его материальная и духовная деятельность, настолько многообразны и социальные организации. Их объединение в группы или классификация затруднено, поскольку, несмотря на разнородность, им необходимо будет руководствоваться общими принципами, нормами, правилами в целях наиболее рационального построения организаций и их эффективного сознательного использования.

Многочисленные параметры, которые используются для описания организаций, предопределяют их большое разнообразие и вызывают необходимость группировки. Для этого используются различные критерии, то есть признаки, на основании которых производится классификация. Нет единства во мнениях не только относительно критериев, но и их количества. Существуют мнения, что организации следует классифицировать по одному наиболее существенному признаку, либо предлагается система критериев. Так, Р.Мертон предлагал различать первичные и вторичные организации. К первичным он относил семейные общности, небольшие группы людей, где имеется непосредственное взаимно заинтересованное взаимодействие при решении общих задач. К вторичным – более широкие группы людей или организации, состоящие из многих или нескольких первичных групп, образующих для решения общих задач и выполнения функций, в которых заинтересованы малые – первичные группы как элементы вторичной организации.

Ряд авторов дифференцирует социальные организации по способу возникновения, выделяя искусственные и естественные. К искусственным, относят организации, созданные человеком по определенному плану и проекту для выполнения намеченной цели. Естественные в отличие от искусственных возникают самопроизвольно. Такие группы людей всегда объединяет нечто материальное или духовное. Однако предложенное деление не следует признать удачным, так как часто возникает вопрос о том, к какому типу относить, например, искусственную организацию, в рамках которой действуют естественно возникшие образования.

Близок по смыслу критерию разграничения организаций на искусственные и естественные критерий деления организаций на формальные и неформальные. При этом под формальными понимаются организации, которые спроектированы и формальным образом, путем письменных или устных предписаний официально зарегистрированы, после чего начинают работать. Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Процесс управления относится только к созданию и функционированию формальной организации.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальны (неофициальные) отношения между членами коллектива. Неформальными являются все другие организации, самопроизвольно организующиеся внутри формальных организаций с целью решения каких-либо более ограниченных задач. Неформальные организации работают без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми. Отношения между членами неформальной группы (организации) формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Влияние неформальных организаций и отношений, складывающихся в них, может контролироваться и даже использоваться на пользу основным целям формальной организации. Главная проблема состоит в том, чтобы понять, как и почему функционирует неформальная организация. Если знать базовую мотивацию функционирования неформальной группы, тогда появляется вполне реальная возможность разработки соответствующей стратегии поведения.

Неформальные организации одновременно могут быть похожими и непохожими на формальные. В связи с этим, можно выделить некоторые признаки, характеризующие неформальные организации:

1. наличие социального контроля за членами неформальной организации, то есть установление и укрепление норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения;

2. сопротивление переменам. В неформальных организациях как правило наблюдается тенденция к сопротивлению переменам, что объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшего существования неформальной организации;

3. наличие неформальных лидеров. Отличие такого лидера от лидера формальной организации состоит в отсутствии у него делегированных ему официальных полномочий. Опору неформального лидера составляет признание его группой. Сфера его влияния может выходить за административные рамки формальной организации. Основная функция неформального лидера состоит в оказании помощи своей группе в достижении ее целей и в поддержании и укреплении ее существования.

Существуют и другие подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Чаще всего в теоретических работах для этого предлагается использовать критерии форм собственности, отношения к прибыли, организационно-правовой формы, размеров, отнесения к секторам экономики.

Наиболее распространенными являются социально-экономические организации, которые реализуются в виде учреждений, компаний, фирм и т.п. Продукция таких организаций – это товары, услуги, информация или знания. Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-экономические, социально-образовательные и другие виды организаций.

По критерию формы собственности организации могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

По отношению к прибыли выделяют коммерческие организации, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и некоммерческие, то есть не стремящиеся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, хотя эти организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

По организационно-правовым формам организации объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством страны, устанавливающим формы, в которых могут функционировать коммерческие и некоммерческие организации.

По размерам или масштабам деятельности различают организации крупные, средние и мелкие. Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как численность занятых, объем продаж, оборот, размер уставного капитала и т.п. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации и ее отнесения к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кровеносные сосуды | Тема: Заболевания, связанные с характером питания, пищевые отравления различной этиологии и их профилактика
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал