Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема : Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса

Гигиена детей и подростков – это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Гигиену детей и подростков составляет 3 основных раздела:

1. Дошкольная гигиена – гигиена детей младшего возраста в периоды, предшествующие поступлению в школу.

2 .Школьная гигиена - гигиена детей и подростков, учащихся общеобразовательных школ (в том числе школ-интернатов, школ с продленным днем), а также ПТУ и т.п..

3. Гигиена молодежи – гигиена учащихся Высшей школы (т.е. студентов), вечерних школах рабочей молодежи и работающих на производстве.

Основными проблемами исследования и изучения в области гигиены детей и подростков являются в настоящее время:

1.Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.

2.Гигиена учебного процесса в детских и подростковых учреждениях.

3.Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков.

4.Гигиена трудовой деятельности детей и подростков.

5.Санитарное благоустройство детских и подростковых учреждений.

Выделяют 5 групп здоровья детского населения.

Первая группа – дети, не имеющие хронических заболеваний, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие(здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа – не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно(более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа – имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации.

Четвертая группа – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.

Пятая группа – больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, значительным снижением функциональных возможностей.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подростков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач, участковый педиатр) При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

1.Общая заболеваемость

2.Инфекционная заболеваемость

3.Индекс здоровья – процент длительно или часто болеющих.

4.Распространенность и структура хронических заболеваний

5.Процент лиц с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

6.Распределение по группам здоровья.

Физическое развитие современных детей характеризуется следующими особенностями:

- грациализацией телосложения (уменьшением всех широтных и обхватных размеров тела, тазового размера);

- дефицитом массы тела;

- низкорослостью;

- замедлением темпов полового созревания;

- отставанием биологического возраста от календарного;

- снижением динамометрических показателей и силовых возможностей.

Методика современного исследования физического развития. Программа исследования включает известный минимум признаков, обязательный для комплексной характеристики физического развития различных возрастно-половых групп. Из морфологических признаков детей и подростков измеряют: длину тела (рост), массу тела и окружность грудной клетки(в состоянии покоя). Из функциональных признаков определяют: жизненную емкость легких (спирометрия), мышечную силу кисти рук (динамометрия) и экскурсию грудной клетки. Для выявления биологического уровня развития у детей и подростков определяют степень развития зубной системы и стадии полового созревания

Методика оценки физического развития. Наиболее простой, эффективный и достаточно информативной признана в настоящее время методика оценки физического развития с помощью шкал регрессии по росту и центильных таблиц. Особенностью данной методики является то, что для сравнения со стандартами используются только два показателя: длина тела и масса ребенка (подростка). В основе сравнения лежит известное корреляционное соотношение между длиной тела и массой. Эту зависимость и отражают шкалы регрессии, где при изменении базового признака(длины тела) на единицу приводится соответствующее изменение сопряженного с ним признака (массы тела).Для оценки физического развития используются региональные оценочные таблицы физического развития.

Для оценки физического развития средний медицинский работник должен установить возраст обследуемого, измерить длину и массу его тела и сравнить эти показатели с границами нормальных вариантов массы тела по росту для детей (подростков) данного возраста и пола.

Ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков получило название акселерация. Суть её состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается несколько раньше, чем у предыдущего.

Децелерация - измельчение человеческой расы (процесс противоположный акселерации).

Гигиена учебных занятий в школе.

Учебные занятия – серьезный труд для детей(особенно для детей младшего школьного возраста), они предъявляют большие требования к организму ребенка.

Немалую трудность для учащихся начальной школы представляют:

1)статистическое напряжение, которое они испытывают при сидении за партой. Сидение- это не пассивной состояние, а активный процесс, направленный на преодоление силы тяжести и поддержание головы вертикальном или слегка наклоненном положении. При этом ряд мышечных групп – шейных, затылочных, спинных, мышц тазового пояса – находятся в состоянии постоянного напряжения.

2)процесс овладения письмом. Написание букв требует тонкой координации движений пальцев правой руки и осуществляется в основном мелкими червеобразными мышцами кисти.

3)большая нагрузка на орган зрения (особенно в связи с овладением навыками чтения).

4)обучение ребенка в школе связано с активной деятельностью ЦНС. Учебные занятия требуют высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания, иногда быстрой их смены.

В процессе самой учебной деятельности создаются достаточные предпосылки для возникновения утомления. Утомление – это естественное следствие всякой более или менее напряженной и длительной работы. Это физиологический процесс, сопровождающийся снижением полноценности функции не только работающего органа. Субъективно утомление выражается в чувстве усталости.

Выраженными признаками переутомления являются следующие:

1)стойкое снижение умственной и физической работоспособности;

2)выраженные нервно-психические расстройства(нарушение сна, чувство страха, истеричность, различные фобии);

3)стойкие вегетативные нарушения(аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);

4)снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться:

1.С учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков.

2.Учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

3.Должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения..

Адаптация детей к началу обучения в школе.

Поступление в школу – один из наиболее ответственных моментов в жизни ребенка как в физиологическом, так и в социальном отношении. В жизни ребенка начинается качественно новый этап, достаточно резко меняется привычный образ жизни. Возникает необходимость адаптации.

Различают 2 аспекта адаптации:

- физиологическая адаптация – комплекс сдвигов в организме, характеризующих переход системы на новый, более высокий и устойчиво сохраняющийся уровень функционирования. Эти изменения касаются главным образом высшей нервной деятельности, обеспечивающей успешность учебной работы;

- социально-психологическая адаптация заключается в усвоении школьных норм поведения, налаживании социальных контактов с учителем, одноклассниками.

Факторы, влияющие на успешность адаптации:

1.Уровень функциональной готовности детского организма

2.Соответствие уровня биологического развития паспортному возрасту ребенка

3.Состояние здоровья ребенка

4.Микросоциальные семейные условия.

5.Предварительное пребывание детей в детском саду.

6Содержание обучения и методика преподавания.

7. Роль учителя.

Гигиенические принципы построения режима дня. Режим дня определяется распорядком дня, т.е. распределением определенных видов деятельности человека во времени, удовлетворение потребностей во сне и пище.

Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры головного мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы.

Прием пищи, личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для приема пищи, утреннего и вечернего туалета, переодевания детей, умывания перед едой.

Правильный режим питания предусматривает соблюдение физиологических норм суточного и разового объема пищи, который строго соответствует возрасту ребенка, уровню его физического развития и состоянию здоровья

Воспитание детей раннего возраста должно быть направлено на развитие органов чувств, пассивной и активной речи, формирование движений. В раннем детстве решающую роль в развитии ребенка играет общение со взрослым. Детей дошкольного возраста отличает ярко выраженная потребность в движениях, для них характерны двигательная активность, совершенствование и усложнение речевой функции и мыслительной деятельности, овладение сложными двигательными навыками. Игровая деятельность – эффективное средство воспитания. В играх дети познают окружающий мир. Игры способствуют также развитию органов чувств, формированию сложных процессов умственной деятельности, произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, памяти.

Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса. Для учащихся 5-11 классов не следует вводить 5-дневную учебную неделю. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут. Прием в школу ведется с 1 сентября 7-го года жизни. Учебные занятия в школах должны начинаться не ранее 8 ч, без проведения нулевых уроков. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков – 40 мин. число уроков в день не более 5- в начальной школе и не более 6 – в основной школе. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 мин. в начальной школе сдвоенные уроки не проводятся. В 10-11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. Продолжительность перемен между уроками – 10 мин., большая перемена -30 мин.

Гигиена физического воспитания детей и подростков. Физическое воспитание – организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Средствами физического воспитания являются подвижные игры, физические упражнения, ходьба, бег, спортивные игры, физический труд, воздействие естественных факторов природы (солнечные лучи, воздух и вода).

Физическое воспитание детей и подростков направлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, рациональных гигиенических навыков. Вместе с тем основное значение физического воспитания - это достижение оздоровления детей и подростков.

Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются:

· наличие оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;

· дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;

· систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоничному развитию, охране и укреплению здоровья;

· создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий физкультурой и спортом.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Гигиена труда | Условия и образ жизни – 50-55%.
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал