![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идентификаторы, константы, выражения
Идентификаторы в Object Pascal - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, классов, свойств, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину. Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Напомню, что буквой считается также символ подчеркивания, поэтому идентификатор может начинаться этим символом и даже состоять только из одного или нескольких символов подчеркивания. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор. Примеры правильных идентификаторов: MyProgramIsBestProgram external ALPHA date_27_sep_39 _beta Примеры неправильных идентификаторов: 1 Program // начинается цифрой block#l // содержит специальный символ My Prog // содержит пробел mod // зарезервированное слово В качестве констант в Object Pascal могут использоваться целые, вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак непределенного указателя NIL. Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение в диапазоне от -2 63 до +2 63. Следует учесть, что, если целочисленная константа выходит за указанные границы, компилятор дает сообщение об ошибке. Такие константы должны записываться с десятичной точкой, т. е. определяться как вещественные числа. Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом е или е, за которым могут следовать знаки '+' или '-' и десятичный порядок. Символ е (е) означает десятичный порядок и имеет смысл 'умножить на 10 в степени'. Например, 3.14Е5 - 3, 14 умножить на 10 в степени 5; -17e-2 -минус 17 умножить на 10 в степени минус 2. Если в записи вещественного числа присутствует десятичная точка, перед точкой и за ней должно быть хотя бы по одной цифре. Если используется символ экспоненциальной части е (в), за ним должна следовать хотя бы одна цифра десятичного порядка.< Только для версий 4...6. Для версии 1 диапазон от -32536 до +32535. Для версии 2 и 3 от -2147483648 до +4294967294 > Шестнадцатеричное число состоит из шестнадцатеричных цифр, которым предшествует знак доллара $ (код символа 36). Диапазон шестнадцатеричных чисел - от $ffffffffffffffff до $7FFFFFFFFFFFFFFF (для версии 4...6). Логическая константа - это либо слово false (ложь), либо слово true (истина). Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы: 'z' - символ " z"; 'Ф' - символ " Ф". Если необходимо записать собственно символ апострофа, он удваивается: '''' - символ " '" (апостроф). Допускается использование записи символа путем указания его внутреннего кода, которому предшествует символ # (код 35), например:
#97 - символ " а"; #90 - символ " Z"; #39 - символ " '"; #13 - символ " CR". Строковая константа - любая последовательность символов (кроме символа CR - возврат каретки), заключенная в апострофы. Если в строке нужно указать сам символ апострофа, он удваивается, например: 'Это - строка символов'; Строка символов может быть пустой, т. е. не иметь никаких символов в обрамляющих ее апострофах. Строку можно составлять из кодов нужных символов с предшествующими каждому коду символами #, например, строка #83#i2i#i09#98#ii#i08 эквивалентна строке ' Symbol '. Наконец, в строке можно чередовать части, записанные в обрамляющих апострофах, с частями, записанными кодами. Таким способом можно вставлять в строки любые управляющие символы, в том числе и символ cr (код 13), например: #7'Ошибка! '#13'Нажмите любую клавишу...'#7. Конструктор множества - список элементов множества, обрамленный квадратными скобками, например: < 1, 2, 4..7, 12> < > В Object Pascal разрешается в объявлении констант использовать произвольные выражения, операндами которых могут быть ранее объявленные нетипизированные константы, имена типов и объектов, а также следующие функции от них:
Например: const MaxReal = Maxint div SizeOf(real); NumChars = ord('Z') - ord('a') + 1; Ln10 = 2.302585092994; Ln10R = 1 / Ln10;
|