![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория размещения В. Лаунхардта
Следующая теория размещения хозяйства была разработана В. Лаунхардом. В отличие от И. Тюнена, он исследовал оптимальное размещение отдельных промышленных предприятий относительно источников сырья и рынков сбыта. Главным фактором размещения производства у В. Лаунхардта, так же как и у И. Тюнена, являются транспортные издержки. Издержки производства принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового, или локационного, треугольника (рис. 4.1). Рис. 4.1. Локационный треугольник В. Лаунхардта Пусть требуется найти пункт размещения нового металлургического завода. Известны: пункт добычи железной руды - точка А; пункт добычи угля - точка В и пункт потребления металла - точка С, транспортный тариф равен t (на 1 т/км); расходы руды на выплавку 1 т металла составляют a, расход угля - b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1; ВС = S2; AВ = S3. Возможным пунктом размещения металлургического завода может быть, в принципе, каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В этих случаях суммарные затраты на перевозку всех необходимых грузов для потребления 1 т металла будут равны: (bS3 +S1)t - при размещении завода в точке А; (aS3 + S2)t - при размещении завода в точке В; (aS1 + S2)t - при размещении завода в точке С. Наилучшим пунктом размещения завода из рассмотренных трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый пункт размещения может не совпадать ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М. Расстояния от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: АМ = r1, ВМ = r2, СМ = r3 Транспортные издержки при размещении металлургического завода в точке М будут равны Т= (аr1 + br2 + r3)t. Выполнение требования Т > min дает точку оптимального местоположения предприятия. Данная задача имеет два решения. Геометрический метод нахождения точки размещения в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся как а: b: с). Затем вокруг построенных таким образом треугольников описываются окружности, точка пересечения которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод применим для случая, когда соотношения расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном случае (например, когда S1> S2 + S3) точка минимума транспортных затрат будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника. Механическое решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом веса руды, угля, металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство соответствующие вершины локационного треугольника. Искомая точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через вершины локационного треугольника. К концам нитей подвешены грузы (Qa, Qb, Qc), пропорциональные а, b, с. Весовой треугольник В. Лаунхардта — одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач. Изложенный метод нахождения оптимального размещения предприятия применим и для большего числа точек (видов сырья), при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.
|