Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мирового транспорта
Транспорт — это особая сфера производства, которую включают в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяйства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукцией транспорта является «перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения». Доля транспорта в ВВП стран мира составляет от 6 до 15%. На мировом транспорте занято более 100 млн человек. География транспорта — отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства. География транспорта отражает его важные особенности как отрасли производства: а) особую форму использования элементов природной среды в качестве естественных путей сообщения или основы для искусственных путей сообщения; б) в основном линейный тип размещения транспорта, глубоко отличный от преобладающих типов размещения промышленности (точечного) и сельского хозяйства (ареального); в) универсальность технико-экономических связей с другими отраслями хозяйства; г) роль транспорта как одной из материальных основ территориально-географического разделения труда; д) специфическое деление на виды (наземный, водный, воздушный транспорт) в отличие от отраслевого деления, типичного для промышленности и сельского хозяйства; е) различия между видами транспорта, связанные с использованием разных естественных и искусственных путей сообщения; ж) специфический характер ценообразования (тарифы, фрахты), влияющий на размещение всего хозяйства, и др. Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной ! системы: 1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта. 2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства. 3. Плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны. 4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей. 5. Базовое состояние отрасли. 6. Развитие внешней торговли. 7. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами. 8. Подвижность населения. 9. Размещение городов, курортов и административных центров. 10. Экологический. 11. Уровень развития производительных сил, в том числе по регионам. 12. Природно-географическая среда. 13. Научно-технический прогресс. Показателями работы транспорта являются грузооборот в тонно-километрах (т/км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро/км). Эти показатели представляют собой произведение объема перевозок (в тоннах или пассажирах) на расстояние (в км). Для целей статистики и международных сопоставлений используется показатель, называемый приведенные тонно-километры (приведенная продукция транспорта), который представляет собой сумму тонно- и пассажиро-километров. Величина того или иного морского или речного порта измеряется его грузооборотом. Под грузооборотом порта понимают количество грузов в тоннах, прошедших через порт в течение определенного времени (обычно года). Важным показателем развития мировой и региональных транспортных систем является их обеспеченность территорий транспортной инфраструктурой. В частности, коэффициент обеспеченности инфраструктурой можно рассчитать по формуле (7.1) А — основные фонды транспортной инфраструктуры, дол.; Р — численность населения района/страны/региона; S — площадь экономически активной территории района; Q — объем продукции, произведенный промышленными и сельскохозяйственными предприятиями на территории района, дол.
|