Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. Евтушенко ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Речь построена правильно и грамотно, изобилует интересными фактами, яркими сравнениями, но слушатель равнодушен, безучастен. Что оратор сделал не так? «Третий и последний долг оратора – выразить свои мысли. Но выражение ораторское не довольствуется языком слов; оно требует и языка действий. Язык слов есть слог оратора, язык действий – его жесты, телодвижения, мимика... Язык действий сильнее и разительнее, язык словесный определеннее и точнее... Прекрасный их союз производит чудесное действие», – писал Н. Кошанский. Неписаное правило риторики гласит: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». Успех оратора определяют следующие качества: артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления. Также немаловажное значение имеют внешний вид оратора, виртуозное владение речевым аппаратом. Каналы воздействия на аудиторию следующие:
Человек, стоящий перед залом, должен выглядеть безукоризненно. Поэтому рекомендуется одежда, подходящая к виду речи. Это, как правило, деловой костюм традиционного покроя, влияющий положительно на аудиторию. То же относится к прическе, украшениям, макияжу у женщин. Внешний вид оратора призван подчеркивать его профессионализм, деловые качества. В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным. Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты. Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе и др. Публичная речь заставляет оратора овладеть всем богатством голоса. Если оратор говорит невнятно, шепелявит, тихо, монотонно, слишком громко, то можно сказать, что выступление не запомнится слушателям. Хороший голос – приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный, доверительный, теплый, мелодичный, заботливый, уверенный, дружеский, звучный, окрашенный интонацией. Плохой голос – резкий, хриплый, дрожащий, робкий, отрывистый, крикливый, тихий, бесцветный, ироничный, монотонный, скучный. Каждый звук имеет четыре характеристики: высоту (высокий, низкий), силу (от шепота до крика), длительность (скорость произнесения), тембр (окрашенность). Высота и сила голоса будут меняться в зависимости от условий выступления, вида речи, состояния оратора. Высокий тон быстро утомляет, низкий тон заставляет слушать с напряжением. Нормальный темп речи, когда речь легко усваивается, — около 120 слов в минуту. За чересчур быстрой речью трудно уследить, замедленная речь заставляет слушателей заниматься чем-то другим. Важную роль играет интонация, т.к. она передает внутреннее состояние человека. Оратор должен заботиться о чистоте произношения, о дикции. Идеальная речь складывается из умения точно, четко и логично сформулировать свою мысль, представления о том, кому она предназначена, какова цель выступления, знания языка, его норм и правил -, умения безошибочно выбрать стиль и языковые средства в соответствии с целью, умения преодолеть барьеры, встающие на пути оратора, виртуозного владения речевым аппаратом. – Итак, выступайте только тогда, когда есть что сказать. – Не начинайте речь сразу, спустя 15—20 секунд посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите: «Здравствуйте». – Читая речь по бумажке, читайте так, будто говорите с собеседником. – Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Долгий пристальный взгляд вызывает неприятное чувство. – Говорите выразительно. – Используйте весь словарный состав, исключив канцеляризмы, вульгаризмы. – Возбуждайте внимание слушателей. – Держите паузу. – Соединяйте слово с жестом. Жесты должны быть строго дозированы, точны, мимика доброжелательна. – Меняйте темп речи и тон голоса. Это выделяет отдельные слова, повышает уровень восприимчивости. – Избегайте менторского тона. – Имейте в запасе шутки, анекдоты. – Старайтесь, чтобы начало выступления было необычным, а его конец – запоминающимся. При необходимости резюмируйте. – Создавайте индивидуальный стиль. Делайте свою речь непохожей на другие выступления.
|