![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемные поля и риски в инновационных процессах ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Инновационный процесс - это процесс вероятностный, а поэтому характеризующийся повышенной непределенностью и рисками, неприменимостью жесткого целеполагания, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Данные свойства важно учитывать в управлении. Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления. Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Можно представить следующие типы проблемных полей: 1. Нормативно-правовое поле – государственная и региональная политика, выраженная в документах, определяющих и регулирующих деятельность в сфере образования и науки (федеральные, региональные и локальные акты, регулирующие научно-исследовательскую деятельность); 2. Социально-детерминированное поле – социальный заказ, направленный на решение проблем настоящего, удовлетворение потребностей науки и практики; прогнозирование перспективных направлений педагогических исследований; 3. Методологическое поле – разработка и обоснование методов познания педагогической реальности, ориентированных не только на совокупность требований к описанию исследовательской практики, но и на познавательную установку в отношении педагогической реальности; 4. Предметное поле – разработка проблем в различных областях педагогического знания: общая педагогика, дидактика, частные методики, теория и методика воспитания, социальная педагогика и т.д. 5. Концептуальное поле – разработка и обоснование концепций, теорий, многовариантно описывающих модели педагогического образования: личностно ориентированное образование, деятельностный подход, компетентностный подход и т.д. Проведенные исследования позволили выявить проблемные поля инновационных процессов в современном педагогическом образовании: 1. Несовпадение / отставание нормативно - правового регламентирования, педагогического образования в частности, приводящее к торможению инноваций, запрещению инноваций на период вхождения, недооценке инноваций и т.д.); 2. Системная неопределенность, непредсказуемость инновационных процессов. 3. Смыслообразование инновационных процессов (чрезмерное, порой необоснованное, увлечение новациями в образовании, особенно в образовательной практике, зачастую приводящих к тенденции «новации ради новаций»); 4. Структурные преобразования институционалий педагогического образования 5. Способы, механизмы, подходы к организации образовательного процесса, подготовки педагогических кадров (противоречивость и непоследовательность, системная «неразбериха»); 3 6. Субъектное восприятие инновационных процессов («инновационное уставание», «инновационное самосознание», «инновационное поведение», «инновационное мышление», «инновационная ответственность»); 7. Область оценки качества и экспертизы инноваций, инновационной педагогической продукции; 8. Социальное значение и социальные последствия инновационных процессов (актуализация исследований инновационных процессов через призму социального взаимодействия, отношений, требующих исследования механизмов их формирования); 9. Управление качеством педагогического образования на основе механизма стандартизации (тотальная стандартизация); 10. Концептуально-методологическое обоснование инновационных процессов, в том числе категориальная неопределенность понятий «инновационные процессы», «инновационное пространство», широта и многоаспектность понимания понятия «педагогическое образования» и др.
|