Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческий Центр 1 страницаСтр 1 из 19Следующая ⇒
Москва 2004
УДК 316 Л61 ББК 74.6я73 Рецензенты: докт. филос. наук, акад. РАО Г.Н. Филонов; докт. пед. наук Л.В. Мардахаев; докт. пед. наук Л.Е. Никитина. Л61 Социальная педагогика. Методологический анализ: Учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 320 с. ISBN 5-89144-354-6 Работа посвящена вопросам методологии социальной педагогики как области социальной практики, как становящейся научной дисциплины и как образовательного комплекса. С позиций авторской содержательно-функциональной концепции методологического анализа научного знания социальная педагогика анализируется на гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом уровнях, что позволяет представить ее в системном виде. Рассматривается также информационное обеспечение научных исследований в области социальной педагогики. Книга предназначена преподавателям высшей школы, занимающимся подготовкой специалистов в области социальной педагогики и социальной работы, а также исследователям, изучающим различные проблемы социальной педагогики, студентам вузов. ББК 74.6я73
ISBN 5-89144-354-6 Увлекающийся практикой без пауки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Леонардо да Винчи Наука имеет свои законы развития, не всегда совпадающие с практическими требованиями сегодняшнего дня. И ученый не может быть врагом современности, но и не может быть только в современности. Он должен быть впереди, иначе он будет лишь чиновником. Без современности — фантазер, без будущего — тупица. Иван Ефремов ВВЕДЕНИЕ Не приходится спорить о том, что жизнь людей в стране изменилась коренным образом. Изменения коснулись практически всех сторон жизни, преобразив их кардинальным образом на всех уровнях: от индивидуальных условий жизнедеятельности конкретного человека до социальных основ общества. Ушли в прошлое те институты, которые во многом определяли социальную жизнедеятельность людей: КПСС, комсомол, пионерские организации и др. Были разрушены организационные структуры социального влияния на людей, утерян положительный опыт, который накапливался профессионалами на протяжении многих десятилетий. Свято место пусто не бывает... Потребовались новые решения в организации социальной жизни новой России. Как всегда, забурлило народное творчество, появились новые модели (ведомственные и межведомственные, федеральные и муниципальные и т.д.) организации социальных связей между людьми. Значительно вырос спрос на научные рекомендации в области обществоведческих и человековедчес-ких дисциплин. Социально-гуманитарные дисциплины, развивавшиеся в рамках предыдущего общественного строя, оказались в серьезном содержательном кризисе. Исчезли закономерности общественного развития, на исследовании и обосновании ко- торых строились многие науки; привычные формы, направления и пути внедрения рекомендаций стали нерезультативными. Ряд научных дисциплин оказался не способным ответить на те вызовы, которые им предъявили новое устройство современной России и социальная жизнь, с присущим ей в полной мере аксиологическим кризисом1. Однако многие науки и научные дисциплины, занимавшиеся изучением человека и общества, имели мощную методологию, мало зависевшую от идеологического наполнения теоретических знаний. Эта.методология сохранилась во многих общественных науках и дисциплинах и стала той основой, на которой они начали развиваться в иных условиях, формируя свои новые отрасли, разделы, направления. В определенном кризисе, связанном прежде всего с идеологической «начинкой», оказалась и педагогическая наука. Та привычная научная педагогика, которую изучали на протяжении многих лет и применяли в своей работе, была не в состоянии сразу, немедленно выдать готовые рекомендации для работы с людьми в новых условиях. Причины известны: любая наука всегда оперирует научными фактами общественной практики и лишь затем выводит ее закономерности. При изменении научных фактов меняются и закономерности науки (в том числе и педагогики). В этих случаях реализуются ее аналитическая, описательная и объяснительная функции. Однако у любой науки, в том числе и педагогической, есть и прогностическая функция, результаты реализации которой к концу 80-х годов XX века оказались невостребованными. К сожалению, эта функция осталась несколько в стороне от общего пути развития педагогики: были свернуты прогностические научные исследования, ликвидированы специальные лаборатории, сократилось число специалистов, уменьшилось число научных публикаций и т.д. Не сумев ответить на срочные вызовы новой социальной среды общества, педагогическая наука, тем не менее, опираясь на свой методологический фундамент, вызвала к жизни новую отрасль — социальную педагогику. Естествен- 1 Известно, что аксиология — учение о ценностях социальной жизни, их природе, содержании, об их связях с социальными факторами и личностной жизнедеятельностью. Изменения в устройстве нового государства, нового общества существенно деформировали эти ценности, сформировали новую их систему, другую шкалу измерений, изучать которую призваны социальные науки. что основой для ее зарождения стали лучшие образцы новых видов деятельности. Если раньше часть функций, связанных с организацией жизнедеятельности человека в социуме, выполняли представители многих профессий, то теперь социально-педагогическая деятельность сосредоточилась в рамках профессионального влияния социального паботника, специалиста по социальной работе, социального педагога разных специализаций, реализуясь в разных секторах социальной сферы. Появились новые профессии, началась подготовка кадров новых специализаций, развернулись новые направления научных исследований. Вот на эти и Другие изменения откликнулась педагогическая наука, в рамках и на методологии которой возникла социальная педагогика. Одной из особенностей возникновения и первоначального развития, социальной педагогики явилось то обстоятельство, что она начала развиваться одновременно во всех качественных состояниях: как область практической (социальной) деятельности, как образовательный комплекс, как научная дисциплина. Иными словами, социально-педагогическая деятельность требовала от науки рекомендаций и использовала их прямо «с листа». Специалисты по крохам разыскивали и собирали литературу и материалы для чтения курсов при подготовке специалистов новых профессий. Спустя более 10 лет такая литература остается редкостью и пользуется большим спросом. Естественно, что такая динамика развития новой профессии предъявила соответствующие требования и к динамике развития научной дисциплины, а лавинообразный рост количества вузов, приступивших к подготовке социальных работников и социальных педагогов, предполагал ускоренное создание научно-методических и учебных пособий и материалов. Другой особенностью развития социальной педагогики стало ее широкое проникновение в разнообразные секторы социальной сферы: образование, культуру и искусство, здравоохранение, спорт, социальную защиту, правоохранительный и воинский социумы, молодежное движение, семью... Содержание деятельности социального педагога в этих секторах во многом совпадало, но зачастую существенно различалось по формам и методам, по условиям реализации. Такое взаимодействие социальной педагогики с другими секторами социальной сферы не могло не привести к ее взаимодействию и с науками об этой сфере. В результате такого взаимодействия установились сложные и прочные связи социально-педагогического знания со знанием других гуманитарных и социальных наук, наук о человеке. Из отрасли педагогической науки социальная педагогика постепенно перерастает в межпредметную научную область, в междисциплинарную научную дисциплину. Оиа становится отраслью социальной науки1. Одной из особенностей социальной педагогики является также особая близость по содержанию деятельности к появившейся одновременно с ней сощтальной работе. Эта близость породила бесконечные споры о взаимоотношениях социальной педагогики и соцшл& шш работы. Диапазон мнений оказался удивительно разнообразным. Так, например* на одном полюсе находятся утверждения, что социальная педагогика — часть социальной работы. К ним примыкают утверждения, что и социальная работа, и социальная педагогика ~- суть одно и то же, а разница между ними заключается лишь в сферах приложения: социальный педагог работает в образовательных учреждениях, а социальный работник — в системе социальной защиты. Существует точка зрения, в соответствии с которой профессии «социальный педагог» и «социальный работник» являются модификациями общей профессии «социальная работа», а социальная педагогика — теоретическая основа этой профессии. Достаточно неожиданными стали утверждения, что «в отличие от социального педагога, имеющего дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом деятельности социального работника может оказаться любой человек, у которого есть те или иные социальные проблемы, независимо от возраста»2; «социальные работники видят своих клиентов в группах взрослых, попавших в трудную жизненную ситуацию и имеющих проблемы, прежде всего среди людей, находящихся за чертой бедности или на грани ее, семей групп риска, бездомных, имеющих судимость, различных получателей социальной помощи, в том числе и одиноких матерей или отцов, ВИЧ-инфицированных и др. 1 См.: Жуков В.И. Сущность и функции социального образования // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 241. 1 Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 285. Направление в обучении социальной педагогике имеет скорее педагогические традиции и преимущественную ориентацию на работу с детьми и молодежью, например, в таких областях, как работа с молодежью, воспитание в приютах и детских домах»-1. Среди других крайних точек зрения — утверждение, что существуют непреодолимые различия между социальной педагогикой и социальной работой по характеру воздействия на людей, по условиям реализации воздействий и др. Серьезное влияние на выработку отношения к социальной педагогике в России оказывают взгляды немецких коллег, которые считают, что «социальная и социально- педагогическая работа должна рассматриваться и пониматься как единая функциональная система общественной помощи <...>. Деление единой области на социальную работу и социальную педагогику возводит искусственные границы, затрудняет совместную деятельность и дальнейшее развитие, является препятствием на пути развития общего поля действия. Это деление — дань истории — произошло частично случайно, а частично по причинам и условиям, которые сегодня уже устарели или не оказывают существенного влияния. Поэтому сегодня не представляется целесообразным ни защита, ни обоснование подобного разделения»^. Разнообразие научных подходов не могло не привести к широкому поиску социальных фактов, исследованию социально-педагогических зависимостей, формулированию выводов и рекомендаций, которые оказывались противоречивыми вплоть до противоположных, весьма приблизительными, условно научными, мифологически окрашенными, т.е. весьма и весьма субъективными3. По утверждению социальных философов4, любая наука (в том числе и социальная педагогика) развивается в един- 1 Студеноеа Е.Г. Историческая динамика терминологии предметно 2 Цит. по: Социальная работа накануне 2000 года: пути и цели про 3 Однако диалектика познания такова, что «всякое новое знание * См.: Селезнев А.М. Социальная философия как методология общественных наук (В помощь преподавателям истории)//Дидактика. 2001.? 6. С. 6—12. гве взаимопредполагающих и взаимоотрицающих проти-эположностей — рационально-логического и эмоциональ-о-ценностного компонентов процесса познания. Если ре-/льтатом развития первого компонента является знание, ритическое и антидогматическое по природе, верифици-уемое и доказательное, то эмоционально-ценностный ком-онент познания способен порождать веру в знание, вплоть о догматической. С одной стороны, такой путь дает мощ-ый стимул для развития науки, а с другой — не менее ощный консервативный рычаг для формирования догма-ических установок, основанных всего лишь на интуиции, моциях и собственной вере исследователя в свою правоту. Если становиться на рационально-логический путь позна-ия закономерных зависимостей социально-педагогической рактики без учета прогностической функции науки, то со-иальная педагогика будет вынуждена «плестись в хвосте» рактики, рождая решение проблем, которые возникли на-[ного раньше, чем она сумела их поставить в качестве своих аучных проблем. В этом случае социальная педагогика будет ишь зеркально отражать сложившуюся практику, объяснять ринятые управленческие решения, базироваться на них и в онце концов повторит тот путь развития наук, который они рошли во времена так называемого общественного «застоя». Если становиться на эмоционально-ценностный путь по-нания, социальная педагогика будет обречена на усиление огматических начал в своем содержании, мифологизацию; остулатов и пропаганду веры в их истинность. Такой путь юзнания не сможет не влиять на рационально-логические; омпоненты социальной педагогики, будет противодейство-ать их научному познанию, выявлению истинных и оши-ючных элементов догматичной веры. Однако рационально-огический путь познания предполагает анализ научными 1етодами постулатов и выводов, рожденных на эмоцио-1ально-ценностном пути познания социальной практики. И, стественно, не всегда эти постулаты и выводы, основан-[ые на эмоциях, интуиции и вере, будут иметь подтверж-, ение при научном анализе. Кстати, о мифах социальной педагогики. Такими счита-этся (или пока считаются, до тех пор пока не получат тучного подтверждения) догматические утверждения, воз-шкшие на эмоционально-ценностном уровне познания юциальной педагогики в области должного, а не сущего. Любые научные попытки проанализировать сущее пока-ывают, что многие предлагаемые постулаты не всегда на- ходят свое место в социальной практике, но они, по мнению отдельных исследователей, якобы «должны» в ней быть. jjot эта вера в то, что сконструированный на эмоциональ-но-ценностном пути познания социальной педагогики постулат, не проверенный научными методами и не имеющий зримого проявления в реальной практике, но якобы имманентно присущий социальным процессам, превращает тот или иной постулат в миф. Естественно, никто не в силах «отменить» эмоционально-ценностную систему исследователя, противостоять ей, опровергая ее лишь на основе субъективного несогласия с чьей-то точкой зрения. Никто не может «отменить» и результаты научного исследования мифологизированных постулатов. Совсем не факт, что все они окажутся доказанными, истинными. И тогда — налицо диалектическое противоречие, служащее источником развития социальной педагогики, но которое может иметь различные следствия. В сфере теоретической дискуссии это противоречие, с одной стороны, может привести к обогащению содержания социальной педагогики как научной дисциплины и образовательного комплекса (а через них и социально-педагогической практики благодаря возникновению различных, отличающихся друг от друга научных теорий, методик, моделей, технологий и т, д.), а с другой — может лишь усилить противостояние научных точек зрения и тенденцию к дифференциации научного знания в ущерб тенденции к интеграции. В сфере научных исследований это противоречие приводит к образованию в социальной педагогике различных школ, в одной из которых, например, преобладает рационально-логический путь решения социально-педагогических проблем, в другой может преобладать эмоционально-ценностный путь познания, весьма, кстати, продуктивный, основанный на силе человеческого воображения, прогностических функциях сознания. Надо ли говорить, что научным школам будет трудно взаимодействовать между собой. И не здесь ли кроется одна из причин разобщенности исследователей новой отрасли социального знания? В сфере деятельности научных школ это противоречие может привести к научным конфликтам между людьми, формулирующими мифологизированные постулаты, и людьми, «осмелившимися» их проверять научными методами, а также к конфликтам между людьми, чьи выводы строятся на логических конструкциях^, и людьми, которые пытаются внедрить в логические конструкции эмоционально сформулированный, но непроверенный аргумент, или даже со^ всем отвергнуть эти конструкции,, не предлагая замену. На личностном уровне такое противоречие может иметь негативные последствия для. человека, который" обращается к социальному педагогу/., Было бы серьезной ошибкой заменять нормативно-рационалистические приемы и методы познания иррациональными. Вольное или невольное сужение арсенала методов и приемов познавательной и практической работы противоречит содержанию социально-педагогической деятельности, чреват» субъективистским искажением результатов и возможностью нанесешж ущерба человеку1. Тем не менее, все следствия диалектического противоречия являются источником развития социальной педагогики. Правы социальные философы, которые утверждают, что в данной ситуации есть действенное средство; постоянна подвергать существующую систему общественных ценностей непрерывному рационально-логическому осмыслению. Только такая позиция может предохранить науку, в том числе и социальную педагогику, от превращения в слепую веру, в подобие модной светской религии, догмы которой не подлежат никакой корректировке, не говоря уже о возможности перестройки. Кроме того, постоянное использование этого средства позволяет исследователям учитывать и реализовывать обе тенденции развития социальной практики и научного знания о ней: дифференциацию и интеграцию. Небольшой срок существования социальной педагогики как научной дисциплины породил веер мировоззренческих позиций и результатов научных исследований, задача ученых сегодня — сохранить все полученные результаты. Бережное отношение к полученным выводам о разных сторонах социально-педагогической практики, к социально-педагогическому знанию и их интеграция а научно обоснованную теорию зависят от научной этики исследователей, которые должны не противопоставлять разные точки зрения друг другу, не отстаивать слепо позиции своей научной школы, а объединять полученные результаты. Рационально-логическому анализу имеющихся представлений о социальной педагогике и посвящена эта книга. В первую очередь в ней анализируются вопросы, имеющие См.: Социальная педагогика / Под рея.. Б.А. Никитина, М-, 2000; С. 36. важное значение для уточнения мировоззренческих основ социальной педагогики. Она посвящена методологическому анализу ее сущности, содержания, качественных состояний, функций, понятийно-терминологического аппарата, объектно-предметной и задачно- целевой сфер связей, технологий и методов. Эти и некоторые другие элементы логической структуры научною звания и процессы его формирования находятся в поле внимания методологии науки. Такой подход отличает данную работу от ряда других специальных научных исследований1. Опираясь на позицию В.В. Краевского, отметим, что в настоящей работе в некоторой степени соединены материалы о методологии социальной педагогики и материалы по ее методологий. Нельзя не согласиться с мнением И.А. Майзель о том, что знание отнюдь не таят в себе источник собственного существования, но представляет собой запечатленный срез безостановочного познавательного щюцесса, идеальный сгу-с*кж познавательных усилий людей. Научная.деятельность генерирует знание, точнее — особый тип знания, именуемый научным знанием. Благодаря ей наука представляет со- & о& динамичный футгкционирующий организм, существующий в той мере, в еакой имеет место рождение знания, его созидание, производство2. Материал данной книги отражает то направление в исследованиях, которое связано с интеграцией научного знания в единую теорию социальной педагогики путем использования уже имеющихся исследований. Такие попытки вызывают неоднозначную реакцию у научной общественности. Так, например, Г.Н. Штинова считает, что «уже не-однократно предпринимались попытки концептуально объединить все подходы в рамках одной теории. Такие попытки тае только пока безуспешны, но, на наш взгляд, и нецелесообразны, поскольку направлены на умозрительное соединение совершению разнородных социальных феноменов»3. 1 О различиях методологического и специально-научного анализа тюдробно пишет известный методолог педагогики академик РАО Й-В. Краевский. См.; Методология научного исследования. СПб-, 2001, " г. 1.7. С 14^20. 2 См.: Майзель ИЛ Научная деятельность как предмет исследования // 3 Штинова Т.Н. Сопоставительный анализ различных концепций со-
К сожалению, она не приводит какие-либо аргументы в качестве доказательств «безуспешности» или «нецелесообразности» интеграционных процессов в науке, а занимает позицию углубления дифференциации (в ущерб интеграционной функции науки) социально-педагогического знания, утверждая плодотворность существования двух разных социальных педагогик. Кроме того, стоит все же признать, что человек живет одновременно в различных социальных условиях, зачастую не подозревая или не задумываясь об этом. С глубокой благодарностью автор книги относится ко всем практическим социальным педагогам и социальным работникам, профессорско-преподавательскому составу соответствующих кафедр вузов страны, исследователям проблем социальной педагогики, чьи идеи были привлечены для данной работы. В ряде случаев в тексте прямо указываются использованные источники, в других случаях применяются общие положения, уже устоявшиеся в социальной педагогике (хотя их, конечно, еще очень немного). Особую благодарность автор выражает сотрудникам Института педагогики социальной работы Российской академии образования, профессорско-преподавательскому составу кафедры социальной педагогики Московского государственного социального университета, специалистам Москвы, Екатеринбурга, Казани, Самары, Санкт-Петербурга, Тамбова и представителям других научных школ, работающим в области социальной педагогики. Опора на их работы, потребность в учете и бережном отношении к полученному социально-педагогическому знанию обусловила обильное цитирование и значительное количество подстрочных примечаний, а также примечаний в конце книги (затекстовых), содержащих в некоторых случаях комментарий автора, но в основном перечень источников информации по рассматриваемым вопросам и работ, авторы которых в той или иной мере затрагивают тему данной монографии. В тексте сноски на примечания, данные в конце книги, оформлены цифрами с закрывающейся круглой скобкой. Это еще обусловлено возможностью «разговора» с читателем по нескольким темам одновременно, широкого информирования об имеющихся исследованиях и некоторых их результатах, представленных в систематизированном виде. Кроме того, подобный подход отвечает научной этике автора, которую можно охарактеризовать так: «Каждый акт передачи существенной и оригинальной информации из одной работы в другую фиксируется при этом, как правило, в научном аппарате новой работы в виде ссылок, списка использованной литературы и т.д. Работа, пренебрегающая этим правилом, с достаточным основанием может рассматриваться как противоречащая этике и закономерной логике единого научного процесса»1. Данная работа позволит исследователям, изучающим различные проблемы социальной педагогики, получить систематизированное знание в области методологии, значительно сэкономить время на поиск научных проблем для исследования, повысить методологическую культуру исследовательской работы11. Монография может способствовать повышению научного уровня преподавательской и научно-методической работы преподавателей высшей школы. Автор надеется, что данная работа может также оказаться полезной и для практических социальных педагогов и социальных работников, руководителей органов управления социальной сферой при планировании и определении перспектив развития социально-педагогических институтов в различных видах социума. Price D. Ethic of scientific publication // Science. 1964.? 144. P. 3619.
.13
I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В 90-е ГОДЫ XX И В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: КРАТКИЙ АНАЛИЗ Возникновение в России новых профессий «социальный работник», «специалист по социальной работе» и «социальный педагог» происходило в условиях фундаментальных, глубинных и кардинальных изменений всей системы государственных и общественных отношений в конце 80-х — начале 90-х годов XX века. Столь глобальные изменения не могли не сказаться на специфике процесса становления новых профессий, на особенностях их дальнейшего развития. В последние годы многие исследователи обратились к осмыслению исторических корней социальной работы и социальной педагогики в России, изучению особенностей развития социально-педагогической деятельности (в разных ее формах) в разные исторические периоды развития государственности, изучению закономерных зависимостей и цро-тиврречий этой деятельности. Появились монографии, хрестоматии, диссертационные исследования и другие публикации по отдельным проблемам истории социальной педагогики2*. Анализ полученных исследователями результатов позволяет утверждать, что социальная педагогика имеет все основания для своего дальнейшего развития: историко-педагогичес-кие (знания, накопленные на предыдущих этапах развития государства и общества); социально-политические (потребности общества и его социальный заказ); научно-практические (разнообразный опыт социально-педагогической деятельности субъектов социума — людей и социальных институтов); научно-теоретические (совокупность в различной степени систематизированных знаний, обобщаемых до уровня теоретического знания) и т.д. Не претендуя на анализ причин возникновения социальной педагогики и используемых периодизаций ее истории, остановимся на новейшем времени ее развития. Обобщение результатов научных исследований в области социальной педагогики за последние десятилетия позволило условно выделить периоды в ее развитии1. Временные границы первого периода — периода эмпирического развития социальной педагогики — ориентировочно могут быть определены рубежом 80—90-х годов XX века, т.е. до появления социальной педагогики как специальности, как научной дисциплины, как вида профессиональной деятельности. Советское общество в то время находилось в состоянии, позже названное «периодом застоя». Это состояние заставляло исследователей и практиков искать пути решения накапливающихся проблем в направлении совершенствования социальной среды, советского макро- и микросоциума. В связи с тем что в науке такая задача не могла быть поставлена по политике-идеологическим причинам, были предприняты попытки поиска решения проблем на смежных направлениях, в частности, в направлении усиления и практической реализации социальной функции педагогики. Такое положение привело к преобладанию воспитательной проблематики? в педагогической науке, к появлению в теории воспитания -социально-педагогической тематики с явно выраженным уклоном в «социальное воспитание». В этот период, по сути, социально-педагогическая деятельность была «распылена* среди специалистов других профессий (учителей, врачей, партийных работников, медиков, организаторов культурно-досуговой и спортивно-массовой работы и др.). Обобщение опыта такой экспериментальной и эмпирической работы, осмысление его с научных позиций приводило к появлению научных работ по соци& чьно-педа-гогической проблематике. Иными словами, шла кропотливая работа по поиску путей решения социальных проблем общества педагогическими средствами как в условиях собственно образовательно-воспитательных систем, так и в непедагогических институтах социума3'. Ио данным банка диссертационных исследований в период с 1970 по 1988 год включительно (19 лет) было защищено 39 диссертаций, из них 22 — на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Таким образом, среднегодовой коэффициент составил 2, 05.
|