Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и формы делового общения.






По характеру и содержанию общение бывает формальным (деловое) и неформальным (светское, обыденное, бытовое).

Деловое общение — это процесс речевой взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредст­венный речевой контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей, чем косвенное, результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения. В нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере без потерь для обеих сторон). В обычном дружес­ком общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуют­ся определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

- деловая беседа – речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

- деловые переговоры – основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон.

- деловые совещания – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

- публичные выступления – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и использованием ораторских приемов.

3. Под национальным характером понимается то, что приобретается, получается в процессе контактов внутри определенного сообщества людей на протяжении их многовековой жизни. Это традиционные формы реакции народа на окружающий мир, установившиеся нормы поведения идеятельности.Отношение к труду имеет исключительно важное социальное значение и обуславливается не только сознанием, волей, желанием людей, а предопределяется теми объективными требованиями, которым подчиняется человек, то есть является субъектно-объектным отношением. Для прaвильного понимания сущности отношения к труду необходимо, прежде всего, осмысление роли сaмого трудa в жизни человекa и обществa. Первоначально описательное понятие национальный характер использовалось в литературе о путешествиях с целью показать образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали, прежде всего, темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого.

С. М. Арутюнян определяет национальный характер как «своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры» [2].

Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. На уровне бытового сознания существование у каждого народа национального характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой. Особенно часто эта мысль возникает во время пребывания, даже самого краткого, в чужой этнической среде. Оно укрепляет убеждение в том, что люди этой общности во многих отношениях сильно отличаются от нашей: об этом свидетельствуют черты их жизни и быта, порой даже внешний облик людей, их поведение и пр. Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа, и даже его истории.

Характер этноса — это не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Психолог И. С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны» [3]. Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национальных характеров. Но немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда. Русское трудолюбие носит азартный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-то трудовой задачи, а затем спад трудовой активности, т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. А труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, и поэтому не способствовал развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

Для более полного представления своеобразия конкретной нации важно учитывать не только основные черты ее национального характера, специфики образа жизни и манер поведения, но и особенности ее образа мышления — менталитета.

 

В разные периоды времени существовало различное ценностное отношение к труду. Варварское общество, например, к производительному труду относилось крайне противоречиво. В реальности, в которой война, нападения и грабежи были обычными событиями, вырабатывались героические примеры подражания и наиболее почетным свободного человека делом, приносящим ему признание, считалось военное.

В эпоху Римской империи в господствующем обществе стало популярным мнение о природной низости людей, занятых физическим трудом. Человек, обращенный в политику, ценился выше. Правда, некоторые мыслители (Эпиктет, Сенека) боролись со сложившимся отрицательным представлением о труде.

В христианстве тягчайшим грехом объявлялась праздность. Отношение к труду определялось через оценку пригодности земных действий как средства приближения к Богу.

В эпоху Реформации не только признается достоинство труда, низость праздности. Труд рассматривается как призвание человека. Протестантская этика открыла неисчерпаемую поэзию в трудовой деятельности. Одновременно осуждается праздный образ жизни. Готовность к преобразованию жизненного устройства воспринимались как моральный долг. Однако осознание труда как ценности еще не выражало до конца внутренний мир человека данной эпохи.

Труд представлял высокую цель земного существования. Полученная прибыль откладывалась в виде накоплений и не предполагала удовлетворение гедонических потребностей человека.

Таким образом, в эпоху Реформации произошло переосмысление человеческой природы и места труда в ней. Начал вырабатываться человек — носитель другого характера, нежели в предшествующие периоды. Он стал свободным.

Отношение к труду зависит от культурных, лингвистических, мировоззренческих факторов, так как они связаны между собой неразрывными звеньями.

Целесообразным будет дать определения основным терминам, выражающим отношение к труду в иностранном и русском языковом сознании через призму поговорок и пословиц, которые рассматриваются в данной статье.

По Э. Тейлору, культура — синтез знания, верования, обычаев, морали, законов, искусства и других привычек и способностей, приобретенных человеком как членом общества. На сегодняшний день в мировом культурологическом знании нет, не только единого понимания культуры, но и общего взгляда на способы ее исследования.

Язык — отражение культуры, в котором есть и реальный мир, и общественное сaмосознание обществa, его ментaлитет, нaциональный характер, образ жизни, обычаи, традиции, система ценностей, мировоззрение.

Пословицы и поговорки — плоды нашего прошлого и передаются из уст в уста от поколения к поколению. Они лучше всего отражают мировоззрение, культуру, а именно, ценность труда в различных народах.

Пословицы — это краткие устные высказывания, восходящие к народному творчеству. Пословица в широком смысле определяет свойства людей и явлений, дает им оценку и предписывает, как надо действовать: «в гостях хорошо, а дома лучше»; «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «а horse that will not carry a saddle must have no oats» (лошадь, не желающая носить седло, не получит овес), «аs you make your bed, so you must lie on it» (как постелешь свою постель, так и будешь спать на ней) и т. д. Пословица содержит мысль. Это самая краткая, и одновременно завершенная логически, художественно, поэтический вид фольклора.

Поговорки, в отличие от пословиц, содержащих в общем виде народную мудрость, больше подходят для оживления речи и выражения эмоций. Им присущ конкретный особый смысл. И если пословицы — постоянны, то поговорки разрешают некоторые разновидности своего состава и не всегда «выражают законченное суждение», являясь «мостами», «переходами» от фразеологизма к пословице: «Мал, да удал»; «на безрыбье и рак рыба», «аs busy as a bee» (занятой, как пчела), «вusiness before pleasure» (сначала работа, потом отдых) и т. п.

Бытом, условиями труда, обрядами, фольклорными традициями, особенным взглядом на мир определяется национальный характер пословиц и поговорок различных народов. Их универсальность, как отражение фольклора, позволяет представить национально обусловленные отличия в мировосприятии, в системе ценностных ориентаций, в частности в отношении к труду, если таковые имеют место.

Сравнивая западный фольклор с русским, в первом, обнаруживается «реальность» действий и большая конкретность мышления. В русских же пословицах и поговорках небольшая точность, все, о чем рассказано — безумно красиво, слишком ужасающе, абсолютно нереалистично. Богатство воображения русского человека и прагматичная сдержанность иностранца влияет и на выбор постоянных эпитетов, определяющих предметы, средства и действия.

Труд в России не приносит ни статуса, ни независимости, ни богатства. И пусть многие из пословиц убеждают в его необходимости: «без труда не выловишь и рыбки из пруда», но едва ли не преобладают другие: «работа не волк, в лес не убежит», «всех дел не переделаешь», «от работы не будешь богат, а будешь горбат», «от трудов праведных не нажить палат каменных» [2]. В сказках отобразилась мечта русских — исполнение желаний без труда: «по щу­чьему велению», с помощью «скатерти-самобранки». Да и главный труженик — крестьянин не был уважаем. Самое большое наказание для дворянских детей — превращение в крестьянина, когда мальчика одевали в крестьянскую одежду и отправляли в кухню, а для дворовой девки — быть выданной за крестьянина [1].

Напротив, труд в западном фольклоре представляется как традиционное, «рутинное» действие, лишенное всякого романтического флера. А лентяй — отрицательный герой, осуждаемый и порицаемый обществом.

В американских пословицах и поговорках мужчина, в основном, увлеченный, сильный, трудолюбивый; превозносится его рaботоспособность, могущество, уcердие.

В русском же фольклоре мужчина, часто, ленивый, голодный и лежащий на печи.

Образ женщины в разных культурах также отличен. Примеры из русского фольклора: «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай!», «Рада бы я пряла, да лень напала», «Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, а все языком». В этих и других высказываниях женщина приобретает образ глупой, ленивой, cонной, болтливой, легкомыcленной, любящей погулять особы.

Таким образом, в русских пословицах труд предстает как более изнуряющее и тяжелое занятие, чем в американских. В них присутствует тематика того, что нет необходимости слишком усердно трудиться и спешить выполнять работу; в американских же пословицах и поговорках наоборот - «трудиться надо, чтобы что-то получить», «лень ведет к нищете и голоду», «работник оценивается по труду». Большая часть русских пословиц и поговорок отражает достаточно скептическое отношение к целесообразности труда, что объясняется социально-историческими предпосылками. Конечно, неправильно было бы судить об отношении к труду целой нации, основываясь лишь малой части языкового сознания, как американского, так и русского народа.

И все-таки, почему так различна ценность труда в двух странах? Очевиднa связь с историей, культурой нaродов и глaвное c хaрaктером сaмого трудa в России и на Западе — принудительного в первой и cвободного во втором.

Еще в советское время труд был исключен из области естественных, необходимых потребностей человека, ему присвоили идеологические, духовные функции. Люди трудились не для того, чтобы удовлетворить свою нужду, обеспечить семью, а для Родины, воспевали ее своим усилиями, за что она их отличала, ставила памятники при жизни.

На Западе, наоборот, не что иное, как труд определял статус человека в обществе. В условиях новых открытий, при нехватке рабочей силы, решающую роль играли не статус и прошлые заслуги, а личные характеристики, навыки. Рабочий всегда был и остается уважаемой фигурой в американском обществе. «Не бери работников, если можешь сделать работу сам» — гласил афоризм из альманахов 1830 года [6].

Таким образом, рассмотрение труда как главной добродетели определило процветание западного общества сегодня. Что касается России, без изменения отношения — от труда как порока к труду как важнейшей ценности, невозможен рассвет, шаг вперед в то уверенное будущее, которое так желает россиянин.

4. основные принципы и понятия дисциплины «психология и этика делового общения»

Важнейшие принципы психологии

 

Общая психология и все составляющие ее отрасли руководствуются следующими важнейшими принципами, или исходными положениями:

1) принцип детерминизма — признание взаимосвязи и взаимообусловленности психических явлений как друг с другом, так и с окружающей материальной средой. С этих позиций, в частности, обосновываются: тесная связь сферы подсознания и сознания человека; единство его внутренних психических состояний и поведения; взаимозависимость психики и окружающей человека внешней природной и социальной среды;

2) принцип системности — трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации. Этот принцип позволяет выделять особые типы темпераментов, характеров людей, такие, например, как стабильный и нестабильный, интровертный и экстравертный, меланхоликов и сангвиников и т.п.;

3) принцип развития — признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому; этот принцип определяет возможность корректировки, совершенствования как индивидуальной, так и групповой психики.

Из содержания этих принципов вытекают представления о возможности целенаправленного воздействия на психику человека, возможность ее изменения, корректировки, совершенствования научными методами, в том числе и теми, которые разрабатывает психология и этика делового общения. Без глубокого понимания этих основополагающих принципов психология в целом и деловая этика в частности в значительной мере потеряли бы свое практическое значение.

Однако в нашем курсе речь пойдет не столько об этих и других абстрактных общепсихологических принципах, сколько о вытекающих из них практически ориентированных, профессиональных, психологических знаниях, которые могут непосредственно обеспечить повышение эффективности той или иной формы хозяйственной деятельности.

 

Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

 

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

Психология и этика делового общения представляет собой отраслевую социально-психологическую науку, нацеленную на обеспечение эффективного делового общения на разных уровнях хозяйственной и социальной жизни.

Как и всякая наука, психология и этика делового общения опирается не только на комплекс специфических принципов, рассмотренных выше, но и на связанный с ними категориальный аппарат, определенный комплекс ключевых, базовых понятий, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения учебной дисциплины.

 

Категории «психология личности» и «психология общения»

Основная категория изучаемой нами учебной дисциплины — психология личности. Под этой категорией понимается совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют их индивидуальность. Эта категория в значительной степени заимствуется нашим курсом у общей психологии. Она содержит информацию об источниках психической активности человека, ее свойствах, состояниях и формах проявления в условиях деловой активности. Без глубокого понимания этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами самосовершенствования и управления человеческими ресурсами в условиях хозяйственной деятельности.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю достаточно ясно понять степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, именно эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Другая важнейшая категория нашего курса — психология общения. Именно в процессе общения, происходящего по формулам «Я — Ты», «Я — Мы», «Мы — Они», обнаруживаются основные свойства и состояния личности, проявляется ее характер. Общепризнанно, что разнообразные процессы взаимодействия и общения людей являются важнейшими предпосылками их социального становления, а также что высокий уровень делового общения является решающим условием успешного производства.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения современный руководитель должен уметь пользоваться новейшими технологиями общения, основанными на глубоких психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами по работе может возникнуть напряженность или даже острая конфликтная ситуация, например, из-за неуважения чувства собственного достоинства одного из участников взаимоотношений. Или, например, неумелое, небрежное пользование словом при передаче тех или иных деловых сообщений может привести к значительным информационным потерям и, следовательно, к серьезным сбоям в выполнении служебных обязанностей.

Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Современная психологическая наука, а также входящие в нее различные отрасли профессиональной психологии, в том числе и психология делового общения, располагают целым арсеналом конкретных рекомендаций по надежному обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги, презентации и т.п. В дальнейшем изложении вы найдете различные рекомендации подобного рода.

 

Категория «психология рабочей группы»

Психология рабочей группы, команды или трудовой группы — также важнейшая категория психологии и этики делового общения. Деловая активность сегодня невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в ходе формирования и жизнедеятельности любой группы с необходимостью возникают и действуют такие психологические явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые коллективные «мы — чувства» и т.д. Современный менеджер должен не только учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании.

 

Этические правила и нормы

Неотъемлемым качеством человеческой активности является ее организованность, упорядоченность. Действенные регуляторы этой активности — выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти неписаные законы приобретают специфический характер.

Это относится и к деятельности рабочих групп и организаций. Их деятельность становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации или группы. Своды подобных правил называют обычно профессиональной этикой. Давно существуют своды нравственных правил для врачей, учителей, представителей других профессий, имеющих дело с людьми. Одной из важнейших форм профессиональной этики стала и этика делового общения, поскольку главным фактором здесь также являются люди.

Жизнь убедительно показала, что беспредельный эгоизм в деловых отношениях может не только повредить, но и разрушить их. Существенно важно строить их на нравственных регуляторах, при постоянно включенном механизме внутреннего контроля.

Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Практика делового общения разработала с этой целью немало профессиональных кодексов чести предпринимателя, банкира и т.п.

Жизнь постепенно убеждает, что бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном счете более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения. Конкретное содержание нравственных норм делового общения, делового этикета рассматривается в главах 14, 15.

Опираясь на анализ психологии личности, рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные проблемы:

1) овладение методами психологической диагностики, прежде всего умением анализировать собственные психические состояния, а также приемами описания психологических особенностей других субъектов делового общения, как отдельных работников, так и рабочих групп, организаций;

2) выработка умений и навыков изменения, корректировки психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий, в том числе способов психологической защиты.

На этой основе обеспечивается решение, например, таких практических проблем, как самосовершенствование, саморазвитие личности самого руководителя, так называемый самоменеджмент; поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и " использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.п.

5. Эффективность общения во многом зависит от личности партнеров.

Каждый из нас имеет какое-то свое представление о личности. Чаще всего

личность ассоциируется с популярностью, публичным «имиджем», силой

воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т. д. У одних

людей эти качества проявляются более отчетливо, у других — менее.

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду

закреплена в понятии индивид. Понятие «индивид» характеризует человека

как носителя определенных биологических свойств. Появляясь на свет как

индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и

процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он

становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в

систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя

сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В

свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют

неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его

индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один

из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности

его развития как социального существа.

Основоположником психодинамической теории личности, также

известной под названием «классический психоанализ», является австрийский

ученый 3. Фрейд.

По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются

врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая

биологическая энергия — либидо (от лат. libido — влечение, желание). Эта

энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение)

и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется

в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности

бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие

основную часть либидо, человеком не осознаются.

Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли.

Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и

агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно). Что касается

внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью

субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира,

истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только

описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать

более или менее точную информацию о личности человека.

Основные психологические свойства отдельных «элементов» личности

часто называют чертами характера. Эти свойства формируются у человека в

раннем детстве. Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции

личности:

1) ид («оно») — главная структура личности, состоящая из

совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид

функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

2) эго («я») — совокупность преимущественно осознаваемых

человеком познавательных и исполнительных функций психики,

представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго

— это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в

соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия

между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между

ними;

3) суперэго («сверх-я») — структура, содержащая социальные нормы,

установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую

энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут

привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия

напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные

«защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и

скрывают истинное содержание мотивов поведения.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно

рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от

негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации,

устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта

самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные.

Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна

«передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального

благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет

активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения

восприятия реальности, или самообманом. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот

некоторые из них:

вытеснение - перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих

страдания. В результате действия вытеснения человек перестает осознавать

причины, вызывающие тревогу, а также не помнит травматических прошлых

событий. В итоге человек, страдающий от ужасающих личных неудач,

благодаря вытеснению, делается спокойным;

проекция - процесс, посредством которого личность приписывает

собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким

образом на них вину за свои недостатки или промахи. Именно этот защитный

механизм вызывает чувство одиночества, изолированности, зависти,

агрессивности;

замещение - переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к

менее угрожающему;

отрицание - стремление избежать новой информации, несовместимой

со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в

игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это

как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы.

Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом

необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть

восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая

информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания;

регрессия - возвращение в состоянии стресса к ранним или более

незрелым формам поведения и удовлетворения;

реактивное образование - подавление неприемлемых побуждений и

замена их в поведении на противоположные побуждения. Незадавшаяся

любовь оборачивается ненавистью. Влечение к лицу противоположного пола

порой является под маской подчеркнутого безразличия или агрессивности;

сублимация - замена неприемлемых сексуальных или агрессивных

побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации. Основными формами сублимации З. Фрейд считал художественное

творчество и интеллектуальную деятельность, утверждая, что вся культура

человечества – продукт сублимации либидо.

У каждого человека есть свой набор защитных механизмов,

сформированных в детстве.

Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть

система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных

механизмов - с другой, а структура личности представляет собой

индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных

блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического

психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие

представители этого направления были учениками 3. Фрейда. Однако было

бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым,

более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это —

качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических

положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является

швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные

психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей

готовые первичные идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны,

например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы

культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что

архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в

виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и

религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека — наполнить

врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В

структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого

составляет «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение

человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или

коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках

данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность

способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и

искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего

наблюдателя.

Основными элементами личности являются психологические свойства

отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также

часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа «персона»

(маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы

выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» — это наши истинные

психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа

«анимус» (дух) — быть мужественным, твердым, смелым; защищать,

охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) — нежность,

мягкость, заботливость.

В аналитической модели выделяют три основных концептуальных

блока, или сферы, личности:

1. Коллективное бессознательное — основная структура личности, в

которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества,

представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2. Индивидуальное бессознательное — совокупность «комплексов»,

или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.

Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю

свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно

связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3. Индивидуальное сознательное — структура, служащая основой

самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения,

благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную

деятельность. Целостность личности достигается за счет действия архетипа

«самость». Главная цель этого архетипа — «индивидуация» человека, или

выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому,

что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры

психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость

жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две

установки такой интеграции:

экстраверсия — установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить

врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект);

интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные

переживания (на субъект).

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и

интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено

различной.

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации:

мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование

одного из которых придает своеобразие экстравертивной или

интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга

можно выделить восемь подтипов личности.

В качестве примера приведем характеристики двух типов личности:

1. Экстраверт-мыслительный — сфокусирован на изучении внешнего

мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший

ученый.

2. Интроверт-мыслительный — заинтересован в понимании

собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами,

ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической теории, личность — это совокупность

врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется

как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также

экстравертированной или интровертированной установок личности.

6. Способности - это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные знания и умения человека, сформированные на базе его врожденных задатков и как единое целое определяющие его возможности в успешном овладении тех или иных деятельностей (трудовая, учебная, творческая). Способности можно характеризовать по их проявлению.
Уровень способностей зависит от трех факторов:
1. от качества отдельных элементов знаний и умений, которыми располагает индивид (верные-неверные, твердые-нетвердые), от их объединение в единое целое, от качества структуры этого целого. В одних случаях целое может напоминать хорошо организованную библиотеку, в другом - склад книжной макулатуры;
2. от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которой рождается ребенок;
3. от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Сейчас достаточно общепризнанно, что способности - это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней. Б.Теплов «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности».
Люсьен Сэв определяет способности как совокупность «актуальных потенциальностей», врожденных или приобретенных, дающих возможности совершать какой бы то ни было акт, на каком бы, то ни было уровне. В таком значении термин получает неизмеримо более широкое применение, чем при своем обычном употреблении. Он указывает, что наиболее важной прогрессивной функцией личности является развитие способностей.
Существует очень много способностей. В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно историческое происхождение.
Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и для животных, особенно высших. Например, такими способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и животных - это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности., это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.п. В процессе развития биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфических человеческих способностей.
Эти специфические способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь они подразделяются на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и т.д.
К общим способностям относят те, которые способствуют успеху человека в различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Под специальными способностями подразумевают те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рада и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.
Большинство исследователей полагаю, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях более высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.
Платонов различает 4 основных рода способностей по двум основным критериям: элементарные и сложные, общие и особенные (специальные).
Элементарные общие способности - основные формы отражения свойственные всем людям, но выраженные по-разному у различных личностей - способность человека совершать предметные действия.
Элементарные особенные способности - ловкость, храбрость, внимательность - особенные, так как не каждый обладает ими.
Сложные общие особенности - профессиональные способности, образовавшиеся в процессе разделения труда.
Сложные особенные - музыкальные, математические.
В числе критериев классификации способностей есть и такой, по которой они делятся на две подсистемы:
1- актуальные - способности, уже проявляющиеся в деятельности
2- потенциальные - способности ещё не проявляющиеся в деятельности, но предполагаемые на основе наличия способностей к близким по структуре видам деятельности.
Способности, как и характер, и личность в целом, и проявляются, и формируются в деятельности, поэтому они являются саморазвивающимся процессом. Вне деятельности существуют только потенциальные способности. В деятельности они проявляются и становятся актуальными. Не все способности и не у всех личностей развиваются равномерно. В каждой способности заложена не у всех одинаково выраженная «способность второго порядка», а именно, - способность к её развитию. Не следует отождествлять способности и способности к их развитию, или подменять первое вторым.
Наиболее отчетливо способность к развитию способностей проявляется в возможности формирования таланта как высшей способности к творчеству в определенной деятельности.
К числу способностей человека относятся способности, проявляющиеся в общении и взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными и формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средства общения, без умения адаптироваться в обществе людей, взаимодействовать с ним, налаживать хорошие взаимоотношения в различных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными.
У человека выделяют различные уровни развития способностей. В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов. Для того чтобы, некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимают анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать определенные характеристики развития слухового восприятия, которые могут выступать в качестве основы развития музыкальных способностей. А задатки интеллектуальных способностей проявляются, прежде всего, в функциональной деятельности мозга - его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и т. д, т.е. то, что И. Павлов назвал генотипом - врожденными особенностями нервной системы.
Следует отметить, что наличие тех или иных задатков у человека не означает, что у него разовьются те или иные способности. Строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является только предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие и какие возможности будут предоставлены для развития его задатков. Таким образом, развития задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Способности в значительной степени формируются в процессе конкретной деятельности человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал