Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 17. Советское государство и право в условиях нарастания кризиса социализмаСтр 1 из 3Следующая ⇒
1. Особенности развития государственного механизма. На октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 года Хрущев Н.С., с именем которого ассоциировалась попытка реформирования тоталитарной политической системы, был снят с высших партийных и государственных постов. Метод снятия Хрущева Н.С. в историко-юридической литературе квалифицируется как заговор. В результате заговора к власти пришла партийная группировка, возглавляемая Брежневым Л.И., который занял пост Первого секретаря ЦК КПСС. С уходом Хрущева завершается период либерализации общественных отношений и начинается длительный (20-летний) период умеренной политики советского государства, который впоследствии назовут периодом «застоя». В рамках данного периода развернулся всеобъемлющий кризис социализма, который захватил все сферы: экономику, политику, идеологию, государственно-правовое развитие. Характеризуя развитие государственного механизма в условиях нарастания кризиса социализма, необходимо выделить ряд специфических особенностей. Во-первых, это отказ от тех нововведений в государственном управлении, которые были предприняты во время реформ Хрущева Н.С. Хрущевские преобразования в государственном аппарате по многим позициям были пересмотрены и государственный механизм вернулся в основном к тому, что было в начале 50-х годов. Здесь определенная консервативность брежневского руководства была налицо. Некоторые историки называют данные шаги брежневского руководства контрреформами. Хотя ряд попятных шагов был обоснован. Так, указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1964 года было ликвидировано явно субъективистское разделение краевых и областных Советов депутатов трудящихся, а также общественных организаций на промышленные и сельские. Второй особенностью развития государственного механизма являлась его дальнейшая бюрократизация, которая в рассматриваемый период характеризовалась рядом специфических черт: 1. Бюрократия значительно выросла количественно. С 1960 по 1967 год аппарат центральных органов управления вырос более, чем в 2 раза, с 1245 тыс. до 2663 тыс. человек, а общая численность управленцев превысила 18 млн. человек. 2. Кадры управленцев отличались в основном низким профессиональным уровнем. Высшее образование имели лишь 45%, а специальное управленческое образование 1%. 3. Бюрократическая машина, можно сказать, ржавела. Не компетентность и профессионализм, а «управляемость», личная преданность, протекция и семейственность — вот что стало главным критерием отбора кадров управленцев. Нарастала коррупция. Шел процесс сращивания дельцов «теневого бизнеса» с ответственными работниками партийного и государственного аппарата в центре и на местах. 4. Так называемая стабильность, несменяемость кадров, когда в руководящих креслах, особенно высших эшелонах, сидели 70-летние старцы (некоторые авторы этот слой управленцев называют «геронтократией»), их круговая порука и безответственность способствовали тому, что слой правящей номенклатуры превращается в особую касту со своими особыми правами и привилегиями. Третьей особенностью развития государственного механизма было внесение в него некоторых изменений, связанных с принятием 1977 году новой Конституции СССР. Механизм государственной власти, закрепленный в Конституции, в основном повторяет Конституцию 1936 года. К некоторым изменениям относится удлинение срока полномочий Советов (полномочия Верховного Совета СССР, союзных и автономных республик были увеличены с 4 до 5 лет, местных советов — с 2 до 2, 5 лет), переименование Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов. Единственным новым органом, который вошел в структуру государственного механизма по Конституции СССР 1977 года, было образование комитетов и групп народного контроля в центре и на местах. Народный контроль создавался как средство борьбы со злоупотреблениями должностных лиц и органов управления. В целом он себя зарекомендовал с положительной стороны, хотя и не мог решить данную проблему.
|