Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Латинская Америка






 

 

8. 1. Колониальные империи в Латинской Америке

 

Американский материк был открыт для завоевания и последующей эксплуатации в 1492 году генуэзцем Христофором Колумбом, мореплавателем, достоявшим на испанской службе. Именно он и. стал первым колонистом. Вначале X. Колумб основал на Гаити колонию Нови-дад (Рождество), а затем и город Санто-Доминго. В 1494 г. Испания и Португалия заключили между собой договор о разделе сфер влияния с демаркационной линией в районе островов Зеленого Мыса. Их конкистадоры (завоеватели) захватывали земли местного населения и объявляли их владениями Испании или Португалии. Первыми военные удары испанцев ощутили на себе индейские племена Вест-Индии (Кубы, Гаити, Пуэрто-Рико). Конкистадоры жестоко расправлялись с местным населением, не желавшим признавать их власть и религию. Истребляя местное население, испанцы завозили в покоренные страны негров-рабов из Африки для работы на плантациях ив рудниках.

 

Со второго десятилетия XVI в. началось испанское завоевание Мексики. Небольшой вооруженный отряд под командованием Эрнана Кортеса разгромил древнейшее государство ацтеков, а затем расправился и с его союзниками. Коренное население Мексики в значительной мере подверглось истреблению, что коренным образом " изменило этническую структуру государства.

 

Далее последовало завоевание Южной Америки: Перу, Боливии, Нили; Аргентины, Уругвая и других стран.

 

Драматическим событиями насыщена история завоевания Венесуэлы, народ которой неоднократно с оружием в руках восставал за свою независимость.

 

Колониальная администрация Латинской Америке формировалась исторически по мере завоевания территорий. Структура колониальной империи была довольно сложной и сочеталась с единой католической верой, а также с централизованной системой политического управления. Во главе структуры колоний стоял испанский король, так как земли принадлежали ему. Практически же общее руководство осуществляли Торговая палата, а затем, - созданный при короле Совет по делам Индий (" Индии" - так официально назывались испанские колонии), первый в мировой истории специализированный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, назначал высших чиновников, был верховной апелляционной инстанцией для колониальных судов.

 

Непосредственно в самих колониях руководство осуществляли вице-короли. Они командовали вооруженными силами, издавали местные законы, руководили администрацией, закрепляли земли и индейские общины за испанскими переселенцами, контролировали сбор налогов. К концу XVIII в. в Латинский Америке было создано четыре вице-королевства; Новая Испания, Новая Гренада, Перу, Рио-де-ла-Плата. В колониях, имевших меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номинально подчинялись вице-королям, но практически пользовались административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий. В провинциях, на которые делились колонии, руководство администрацией, судом, церковью осуществляли губернаторы. Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке замещались исключительно выходцами из числа испанской феодальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (3-6 лет).

 

Огромную роль в управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Испанские короли обладали правом назначения на церковные должности, в результате чего церковь стала частью колониального аппарата, хотя использовала при этом свои средства для воздействия на население колоний.

 

В связи с большой отдаленностью от Испании на территориях колоний стали образовываться государства, постепенно приобретающие политическую самостоятельность.

 

Испанская администрация, стремясь тщательно регламентировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них большое количество законодательных актов. В 1680г. был издан Свод законов королевства Индий - первый в истории официальный сборник колониального права. Колониальное законодательство закрепляло систему феодальной поземельной собственности и личной зависимости, а также сословное деление общества. Индейцы, т. е. коренное население Латинской Америки, а также негры и лица смешанного происхождения были неполноправны; по существу, они были рабами в колониях.

 

Надо отметить, что колониальная система Португалии была более децентрализованной, так как португальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм.

 

 

8. 2. Освободительные войны в колониях

 

В конце XVIII - начале XIX веков испанские и португальские колонии переживали предреволюционную ситуацию. Этот процесс ускорялся из-за борьбы за независимость США. Недовольство царило не только среди индейцев, метисов, негров. Основной оппозицией колониальному режиму были крупные землевладельцы, а также местная буржуазия, которая начала набирать политическую силу и вес.

 

Большое влияние на освободительное движение оказала Великая французская революция и ее конституционные документы. В 1806 г. на Гаити произошло восстание негров-рабов, в результате которого было провозглашено независимое государство Гаити.

 

Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска Наполеона I вторглись в Испанию и был свергнут законный король Фердинанд VII. Таким образом создалась благоприятная обстановка для выступления патриотических сил, поскольку новый испанский король был воспринят как узурпатор. В 1810 г. начались антииспанские выступления в столицах испанских колоний. К 1815 г. испанской короне удалось вновь восстановить свою власть в Латинской Америке за счет распространения на колонии Кадисской конституции 1812 г., принятой в Испании.

 

Уже на первом этапе освободительной войны создавались правительственные органы (хунты), которые не просто руководили освободительным движением, но и становились основой новой зарождающейся государственности. В ходе борьбы вырабатывались конкретные формы организации политической и государственной власти, которыми заменяли старую колониальную администрацию. По мере успешного освободительного движения правительственные хунты провозглашали независимость отдельных колоний. Как правило, это происходило путем, принятия специальных деклараций о независимости.

 

 

8. 3. Образование независимых государств

 

В ходе освободительной войны на месте бывших испанских и португальских колоний к концу XIX в. образовалось около двадцати Латиноамериканских независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Колумбия, Гаити, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американская федерация, Доминиканская республика, Чили, Уругвай и др. Война за независимость дала мощный толчок этническому объединению и формированию в последующем самих наций и соответствующей 1М национальной государственности. Результатом освободительной войны были и социальные последствия. Начался процесс ослабления феодальных сил: были отменены сословный строй и рабство, церковная десятина, запрещена работорговля.

 

С упразднением старого аппарата управления подрывались многие феодально-колониальные политические порядки и институты. Вместо них вводились новые, неизвестные колониальной эпохе политические и правовые институты: выборность государственных органов, политические и личные права и свободы граждан.

 

Однако эти преобразования нигде не привели к коренному изменению основ социально-экономической, а следовательно, и правовой структуры. Люди, участвовавшие в освободительном движении, находились в плену религиозных догм и традиционных представлений о власти короля, губернаторов и крупных землевладельцев. Поэтому землевладельцы и служители церкви, которые стали у власти в новых государствах, практически не потеряли свои привилегии и прежде всего огромные земельные латифундии.

 

Военные диктаторы, как правило, опирались на наемную армию и духовенство. У власти стоял " союз помещика, священника и офицера". Военно-бюрократический аппарат поражал своими размерами. Так, в Венесуэле в 1889 г. числилось 7032 офицера. Буржуазия же была слишком слаба, чтобы самостоятельно бороться за осуществление на практике демократических преобразований.

 

Достаточно активную роль в колониальной политике играли США. В 1836 г. американцы спровоцировали переворот в Техасе, в результате которого последний отделился от Мексики и стал самостоятельной республикой. В ходе захватнической войны со стороны США (1846-1848) Мексика, потерпев поражение, лишилась половины своей территории, потеряв Новую Мексику, Аризону и Верхнюю Калифорнию. На захваченных территориях США восстановили рабство. В Калифорнии вскоре были обнаружены богатейшие месторождения золота, а в конце XIX в. Техас стал крупнейшим центром нефтедобычи США. Мексика лишилась богатых и плодородных земель, что надолго подорвало основу для экономического и социального развития страны.

 

На протяжении всего XIX в. США также стремились овладеть Кубой. В результате многолетней кровопролитной борьбы кубинцы освободились от власти Испании. Но через некоторое время страна оказалась оккупированной американцами, которые установили на Кубе режим военной диктатуры, длившийся 60 лет.

 

После признания новых независимых государств со стороны Испании и Португалии для латиноамериканских государств наступает новый этап развития взаимоотношений с могущественными странами Европы и США. С середины XIX в. колониальный европейский империализм сменяется на экономический империализм, прежде всего США, основанный на финансовых, промышленно-торговых и дипломатических способах влияния на политику новых, слаборазвитых в экономическом и социально-политическом отношении государств. Наиболее явным это становится после провозглашения так называемой доктрины Монро в 1823 г., согласно которой район двух Америк объявляется зоной, закрытой для политического и иного вмешательства европейских держав. Вскоре эта зона становится объектом для различных военно-Захватнических и финансово-дипломатических операций самих США.

 

 

8. 4. Конституции стран Латинской Америки

 

Для новых государств Латинской Америки было характерно то, что практически все Они с первых дней своей государственности приняли конституции, отражавшие передовые для того времени политико-правовые идеи и институты. Конституции новых государств закрепили республиканский строй, только Бразилия долгое время оставалось монархическим государством.

 

Острые разногласия во многих странах вызвал вопрос о государственном устройстве и степени административной централизации. Эти разногласия нередко становились поводом к длительной вооруженной борьбе. В основном же данный вопрос в тот период был решен в пользу федерализма.

 

Сама структура первых латиноамериканских конституций и организация государственных органов испытали на себе влияние европейского и североамериканского конституционализма. Так, практически все конституции содержали декларации прав человека и гражданина и иные демократические положения.

 

Но, как уже было сказано, ни в одной латиноамериканской стране война за независимость не привела к коренным преобразованиям социальной структуры и политико-правовых традиций. Поэтому перенесение передовых демократических государственных институтов носило механический характер.

 

Первым государством, принявшим конституцию, была Венесуэла. Провозглашенная в 1811 г. Конституция, закрепившая федеративное устройство республики, копировала многие положения конституционных документов США. Федеральные власти создавались по принципу разделения властей. Законодательная власть осуществлялась двухпалатным Конгрессом (Палата и Сенат), исполнительная – консульской коллегией из 3 лиц, судебная - Верховным судом и нижестоящими трибуналами.

 

Конституция Боливии 1826 г. предусматривала сильную центральную власть. Законодательный корпус состоял из трех палат: Трибунат, Сенат и Цензорат. К ведению законодательной власти в целом относились такие вопросы, как избрание президента, разработка бюджета. Цензоры обязаны были следить за соблюдением конституции и законов, избирали на высшие судебные и церковные должности. Исполнительная власть вручалась несменяемому президенту, который назначал вице-президента и министров.. Вице-президент являлся главой правительства. Президент исполнял свои обязанности пожизненно.

 

К числу наиболее значительных и действовавших длительное время конституций в Латинской Америке относятся конституции Аргентины1853 г. и Мексики 1857 г.

 

Конституция Аргентины закрепила следующее государственное устройство: федеративная республиканская представительная форма правления. В основе этой формы правления лежал принцип разделения властей. Законодательным органом был двухпалатный конгресс; исполнительная власть вручалась президенту, избираемому путем двухстепенных выборов на 6 лет без права немедленного переизбрания. Судебную власть представлял Верховный суд, возглавлявший систему федеральных судов. Конституция запрещала военные действия между провинциями, все конфликты рассматривались Верховным судом. Конституция Аргентины впервые в мире содержала положения о правовом статусе иностранцев в государстве.

 

Конституция Мексики 1857 г. имела ярко выраженный компромиссный характер. Это объяснялось тем, что на учредительном конгрессе, на котором была принята конституция, преобладали представители правых и умеренных либералов. Конституция запрещала рабство и долговую кабалу, отменяла ряд привилегий католической церкви, ограничивала церковное землевладение. Надо отметить, что положения конституции Мексики носили декларативный характер, но тем не менее имели прогрессивное значение, они дали толчок капиталистическому развитию мексиканского общества.

 

В 1888 г. в Бразилии началось движение против рабства, что привело к свержению монархии в 1889 г. В 1891 г. была принята конституция, которая закрепила федеративное устройство государства. Каждый штат обладал большими правами, за которыми скрывались интересы крупных землевладельцев-плантаторов, местной буржуазии и связанных, с ними иностранных компаний. Структура федеральных органов, типичная для латиноамериканских государств и скопированная с Конституции США (двухпалатный парламент, президент и Верховный суд), основывалась на разделении властей. Конституция провозглашала свободу слова, печати, собраний, право на подачу петиций, создавая тем самым почву для последующей демократизации политической жизни государства и общества Бразилии.

 

 

8. 5. Конституционный процесс в независимых государствах

 

Для стран Латинской Америки характерно то, что после завоевания ими независимости начиналась острая социально-политическая борьба за власть. Все первые конституции закрепили основные принципы конституционализма, однако на практике реализовывались лишь немногие из них. Уже в 20-30 гг. XIX века в государствах Латинской Америки стали появляться соперничающие группировки, на базе которых впоследствии возникли две политические партии: консервативная и либеральная. Консервативная партия объединяла бывших монархистов, последователей унитарного государственного устройства и сторонников бюрократического управления. Эта партия стала наиболее последовательным защитником интересов крупных землевладельцев и католической церкви. Либеральная партия представляла тех, кто был заинтересован в торгово-промышленном развитии своих стран, т. е. верхушку буржуазии, некоторых крупных землевладельцев, а также давних противников унитаризма и бюрократической централизации (федералистов).

 

В целом различия между партиями были достаточно условными, но они становились существенными, когда речь шла о борьбе за государственную власть. Представители партий не шли на компромисс, они безжалостно расправлялись друг с другом. Их политические взгляды выражались не в программных документах, а в не прикрытой ничем ставке на определенного сильного лидера - каудильо, видящего перед собой лишь одну цель - захват власти и создание авторитарного режима. Каудильо делали ставку на захват власти насильственным путем, прежде всего на государственные перевороты. Таким образом, политические партии в Латинской Америке были не инструментом парламентаризма и демократии, а частью специфической системы - каудилизма (правления военных диктаторов).

 

Несмотря на самые жестокие меры, применяемые к противникам, каудильо не могли долго сохранить в своих руках власть. Основой каудилизма были исключительные привилегии, которые сохранила за собой армия. Уже вскоре после завоевания независимости в некоторых государствах сразу же установились военные диктатуры.

 

Политическая нестабильность в государствах приводила к конституционной нестабильности. Каждый новый каудильо отменял ранее действовавшую конституцию и в спешном порядке организовывал принятие новой. Всего в XX веке сменилось: 12 конституций в Эквадоре, 9 -в Боливии, 11 - в Колумбии, 15 - в Доминиканской Республике, 11 - в Венесуэле и т. д. Внешне большинство конституций сохраняли демократические формы. Они провозглашали принцип разделения властей, выборность государственных органов, демократические права граждан, но в действительности эти положения носили декларативный характер. Для отстранения народа от участия в политической жизни устанавливались прямые избирательные ограничения,. которые лишали большую часть населения возможности участия в выборах.

 

В борьбе за власть в качестве одного из средств укрепления государственной власти и обеспечения политической стабильности использовался особый, правовой институт - " осадное положение". Правом(ведения осадного положения в государстве обладал президент. Это означало приостановку конституционных прав и гарантий граждан и узаконивало открытую расправу правительства со своими политическими противниками.

 

Таким образом, в рассматриваемый период государства Латинской Америки создали специфические государственные и правовые институты, с которыми они просуществуют до середины XX века.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал