Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности);Стр 1 из 3Следующая ⇒
Мотивация и стимулирование персонала
Сущность мотивации и стимулирования персонала Конкурентоспособность предприятия во многом определяется эффективностью использования “человеческого капитала”, обеспеченностью квалифицированной рабочей силой, стабильностью и степенью мотивации труда. Понимание того, что квалификация работников и их добросовестное отношение к делу есть движущее начало производства, привело к переориентации стратегии управления на получение персоналом высоких знаний, профессиональных умений и навыков, на развитие его творческой инициативы, на мотивацию и стимулирование труда. Сегодня предприятие, нацеленное в своей деятельности на перспективу, учитывает такой фактор развития, как качество жизни. Качество жизни – это условия человеческого существования: - обеспеченность материальными благами (пища, еда, жилье); - безопасность; - доступность медицинской помощи; - возможность для получения образования и развития способностей; - состояние природной среды; - социальные отношения в обществе. Показатели качества жизни: I Объективные характеристики (потребление материальных благ; продолжительность жизни; система образования; время труда; показатель преступности); II Субъективные характеристики
Все характеристики качества жизни связаны с удовлетворением тех или иных потребностей человека. Потребность – физиологическое и психологическое ощущение недостатка чего-либо. Она может быть сознательной или бессознательной, т.е. не осознаваемой в данный момент данным индивидуумом. Потребность – это желание человека в некоторой ситуации получить нечто или достичь некоторую цель. Развитие данного понятия стало предметом исследования многих ученых. Классификация потребностей, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1. Физиологические (в пище, питье, кислороде) 2. Потребности в безопасности (физической и психологической) 3. Потребности в привязанностях, любви, в причастности к группе 4. Потребности в карьере (в одобрении, признании, благодарности) 5. Когнитивные и эстетические потребности 6. Потребность в самореализации Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей, а по существу на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище жилье и безопасности. В укрупненном виде потребности можно представить совокупностью трех основных групп: материальных, трудовых и статусных. Материальные потребности работников – это: уровень зарплаты, зависимость уровня зарплаты от результатов труда, структура личного дохода, материальная безопасность наличных денежных доходов. Трудовые потребности – это содержание работы, условия труда, организация труда, режим труда и т.д. Статусные потребности: стремление человека занять высшую должность, выполнять более сложную, ответственную работу, выполнять престижную работу, стремление к лидерству.
Основные уровни удовлетворения потребностей: 1. Минимальный: обеспечивает выживание человека; 2. Базовый (нормальный) обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. 3. Уровень роскоши: удовлетворение потребностей существования высшего базового уровня становится самоцелью и (или) средством демонстрации общественного положения. Потребность порождает побуждение – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность и цель. При достижении цели удовлетворение потребности может быть полным, частичным, отрицательным. В случае положительного удовлетворения человек склонен повторять данное поведение в сходной ситуации в будущем. Поведение, ведущее к отрицательному результату, избегается. В случае удовлетворения потребности человек склонен искать новые подобные ситуации, так, как вторичные потребности имеют постоянный или очень продолжительный характер Практические рекомендации для удовлетворения потребностей высших уровней: 1. Социальные потребности: 1.1. Давайте сотрудникам такую работу, которая бы позволили им общаться; 1.2. Создавайте на рабочих местах дух для единой команды; 1.3. Периодически проводите совещания с подчиненными; 1.4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба; 1.5. Создавайте условия для социальной активности работников вне рамок организации. 2. Потребности в уважении: 2.1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу; 2.2. Обеспечьте им положительную связь с достигнутыми результатами; 2.3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты; 2.4. Привлекайте подчиненных к выработке целей и принятию решений; 2.5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия; 2.6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице; 2.7. обеспечьте обучение и переподготовку персонала. 3. Потребности в самовыражении: 3.1. Создайте условия для полного раскрытия потенциала подчиненных; 3.2. Давайте сложную и важную работу, требующую полной отдачи; 3.3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. Стимулирование – экономическая мотивация труда, т.е. мотивация через экономические рычаги. Мотивация – это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. В учебной и научной литературе рассматривается и другой подход к оценке мотивации и стимулирования. В соответствии с ним, мотив представляет собой внутренние, а стимул – внешние побудительные факторы действий человека. Существует мотивация занятости и мотивация труда. Мотивация занятости – движущая сила экономического поведения человека, побуждающая его к активной трудовой деятельности с целью удовлетворения индивидуальных и общественных, духовных и материальных потребностей. Мотивация занятости определяет: - род занятий - поиск места работы - среду трудовой деятельности т.е. мотивация занятости побуждает человека перейти из разряда неработающих в разряд занятых. В проблеме мотивации труда вознаграждение играет значительную роль для побуждения людей к эффективной деятельности. Рыночная экономика существенно изменила представление о сущности оплаты труда. Предприятия начали разрабатывать конкретные формы и системы оплаты труда, учитывая при этом особенности своего производства и, места на рынке. Практика выработала разнообразные системы стимулирования труда, основанные на мотивах поведения человека. Мотивы поведения человека: - эгоистические (направленные на благосостояние индивидуума); - альтруистические (направлены на благосостояние семьи, коллектива и общества в целом). Эгоистические мотивы экономической деятельности: - ориентированные на процесс работы (содержание работы, условия труда, характер взаимоотношений между сотрудниками, возможность проявления и развития способностей человека); - ориентированные на результат работы (значимость работы, материальное вознаграждение, свободное время).
|