Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Назначение и описание конструкций долбяковСтр 1 из 3Следующая ⇒
Расчет и конструирование долбяка Назначение и описание конструкций долбяков Зуборезные долбяки предназначены для обработки прямозубых, косозубых и шевронных колес наружного и внутреннего зацепления на специальных зубодолбежных станках. По производительности уступают червячным фрезам, а по точности обработки превосходят их. Внешне долбяк представляет собой шестерню, которая своей начальной окружностью обкатывается по начальной окружности нарезаемого колеса. Это согласованное взаимное вращение долбяка и заготовки — движение обкатки, которое является одновременно и движением круговой подачи. Для обеспечения резания долбяк совершает возвратно-поступательные движения: движение вниз — главное движение со скоростью резания, и движение вверх — холостой ход, во время которого заготовка отводится от долбяка в радиальном направлении для устранения трения его задних поверхностей о заготовку. Перед началом рабочего хода заготовка опять подводится к долбяку. Кроме того, в начальный период процесса долбяку сообщают радиальную подачу врезания на полную глубину межзубьей впадины нарезаемого колеса. Схема зубодолбления при обработке прямозубого колеса приведена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Схема работы зуборезного долбяка при нарезании колес наружного (а) и внутреннего (б) зацепления
Передний и задний углы получают шлифованием передней и задней поверхностей на конус. Боковые поверхности зуба долбяка образуются путем непрерывного увеличения смещения исходного контура рейки к оси долбяка при перемещении от переднего к заднему торцу. Это создает задние боковые углы аб и сохраняет профиль зуба долбяка при его переточках по передней поверхности. Боковые стороны зубьев долбяка в этом случае не только эвольвентные, но и винтовые, левые для правой стороны зуба и правые для левой, если смотреть со стороны передней поверхности. Сам долбяк, таким образом, можно представить как совокупность элементарных корригированных колес с бесконечно тонкой шириной обода с переменной величиной смещения исходного контура рейки. Положительное смещение (от оси долбяка) у переднего торца непрерывно переходит в отрицательное у заднего торца. В некотором сечении, перпендикулярном к оси долбяка, смещение исходного контура рейки равно нулю. Это сечение называют исходным или расчетным. В нем — расчетное значение делительного диаметра долбяка, а параметры зуба долбяка соответствуют параметрам впадины нарезаемого колеса. Для удобства измерения все параметры долбяка пересчитывают на переднюю плоскость, кроме диаметра основной и делительной окружностей, которые постоянны по всей высоте долбяка. По типу нарезаемых колес различают прямозубые и косозубые долбяки для нарезания прямозубых и косозубых колес соответственно. По конструкции присоединительной части долбяки разделяют на дисковые, чашечные, втулочные и хвостовые рисунок 3.2.. Наиболее экономичные из них — дисковые долбяки. Чашечные долбяки используются для нарезания колес в упор, когда оправка, выступающая за переднюю поверхность дискового долбяка, мешает работе. Втулочные и хвостовые долбяки — это долбяки малых диаметров, применяемые для нарезания мелкомодульных колес и колес внутреннего заиления малого диаметра. Для повышения экономичности долбяки крупных модулей делают сборными, а для повышения производительности — комбинированными, с черновыми и чистовыми зубьями для обработки одного или нескольких колес одновременно, оснащают твердыми сплавами рисунок 3.2. Рисунок 3.2 Зуборезные долбяки: а — дисковый; б — чашечный; в — втулочный; г — хвостовой; д — сегментный; е — с напайными твердосплавными пластинами; ж — с механическим креплением твердосплавных пластин
|