Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории игры1

Д. Б. Эльконин

Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов,

но предметом специального психологического исследования она становится только

в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д. А. Колоцца предпринял

попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится

попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры. Именно

этим объясняется то, что итогом психологической части книги является классификация

игр по психическим процессам, которые наиболее ярко представлены в тех

или иных играх и которые, по мысли автора, в этих играх упражняются.

У Колоцца есть мысли, предвосхищающие будущую теорию Грооса, как на

это справедливо указывает А. Тромбах в предисловии к русскому изданию книги

Д.А. Колоцца ≪ Детские игры, их психологическое и педагогическое значение≫ (1909).

≪ У высших животных, — пишет Колоцца, — включая и человека, борьба за

существование в первое время не особенно тяжела и жестока. Новорожденные

находят у матери или, как бывает в большинстве случаев, у отца и матери помощь,

защиту и заботливость. Их жизнь в значительной степени поддерживается

трудом и деятельностью тех, кто произвел их на свет; их сила, которую не приходится

употреблять для добывания пропитания, тратится свободно таким образом,

что эту затрату нельзя считать трудом≫. <...>

В другом месте, описывая игры домашних кошек, Колоцца пишет: ≪ Очень скоро

у них (котят) появляется интерес ко всему, что катится, бежит, ползает и летает.

Это — подготовительная стадия к будущей охоте на мышей и птиц≫ (Колоцца,

1909, с. 27). Именно эта мысль об игре как предвосхищении будущих серьезных

деятельностей, высказанная Колоцца, а до него высказывавшаяся и Г. Спенсером,

и была положена К. Гроосом в основу его теории игры.

Теория игры К. Грооса довольно хорошо известна и была широко распространена

в первой четверти XX в. Давая ей самую общую характеристику, Гроос называет

ее теорией упражнения или самовоспитания. Основные идеи ≪ теории упражнения

≫ К. Гроос определяет в следующих положениях:

≪ 1) Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположениями,

которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к

прирожденным особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное

стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период

роста...

2) У высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции,

как бы необходимы они ни были, являются недостаточными для выполнения

сложных жизненных задач.

3) В жизни каждого высшего существа есть детство, т.е. период развития и

роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь; эта возможность

дается ему при помощи родительского ухода, который в свою очередь

опирается на прирожденные предрасположения.

4) Это время детства имеет целью сделать возможным приобретение приспособлений,

необходимых для жизни, но не развивающихся непосредственно из

прирожденных реакций; поэтому человеку дано особенно длинное детство — ведь

чем совершеннее работа, тем дольше подготовка к ней.

5) Возможная благодаря детству выработка приспособлений может быть различного

рода. Особенно важный и вместе с тем самый естественный путь выработки

их состоит в том, что унаследованные реакции в связи с упомянутой импульсивной

потребностью в деятельности сами стремятся к проявлению и таким

образом сами дают повод к новоприобретениям, так что над прирожденной основой

образуются приобретенные навыки — и прежде всего новые привычные реакции.

6) Этот род выработки приспособлений приводится при помощи тоже прирожденного

человеку стремления к подражанию в теснейшую связь с привычками

и способностями старшего поколения.

7) Там, где развивающийся индивидуум в указанной форме из собственного

внутреннего побуждения и без всякой внешней цели проявляет, укрепляет и развивает

свои наклонности, там мы имеем дело с самыми изначальными явлениями

игры≫ (Гроос, 1916).

Резюмируя свои рассуждения о значении игры, Гроос пишет: ≪ Если развитие

приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего

детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит

игре, так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную

форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, -но нам

именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть≫ (там же, с. 72).

В теорию игры К. Грооса хотя и вносились самые разнообразные поправки и дополнения,

в целом она была принята Э. Клапаредом (в его ранних работах), Р. Гауп-

пом, В. Штерном, К. Бюлером, из русских психологов — Н. Д. Виноградовым, В.П.Вах-

теровым и другими.

Не было почти ни одного писавшего об игре автора, который не пытался бы

внести свои коррективы или дополнения к теории К. Грооса. История работы над

созданием общей теории игры до выхода в свет книги Ф. Бойтендайка (Buytendijk,

1933) (если не считать теории 3. Фрейда) была историей поправок, дополнений

и отдельных критических замечаний к теории К. Грооса, связанных с общими

взглядами на процесс психического развития ребенка.

Остановимся на критических замечаниях к теории игры К. Грооса.

Э. Клапаред в своей статье (Claparede, 1934), посвященной книге Бойтендайка,

писал: в начале XX в. психологи вообразили, что имеют ключ к загадке игры,

который им дал в руки К. Гроос, в то время как он заставил их только осознать

загадку саму по себе. С тех пор вопрос об игре представляется еще более сложным,

чем прежде.

Нельзя не согласиться с этой оценкой роли работ К. Грооса об игре. К. Гроос,

конечно, не решил загадки игры, эта загадка полностью не решена и сегодня.

Но величайшей заслугой Грооса является то, что он поднял проблему игры и

своей теорией предупражнения выдвинул ее в разряд тех деятельностей, которые

являются существеннейшими для всего развития в детстве. Как бы мы ни

относились к теории Грооса, сколь спорной она бы ни казалась нам сейчас, в

его теории содержится положение о важном значении игры для психического

развития, и это положение должно быть нами удержано, хотя и существенно

обновлено. К. Гроос, собственно, не создал теории игры как деятельности, типичной

для периода детства, а только указал, что эта деятельность имеет определенную

биологически важную функцию. Теория К. Грооса говорит о значении

игры, но ничего не говорит о природе самой игры.

В.В. Зеньковский в предисловии к русскому изданию книги К. Грооса ≪ Душевная

жизнь ребенка≫ писал: ≪ Насколько глубока и ценна биологическая концепция детских игр, развитая Гроосом, настолько же, надо сознаться, слаб и поверхностен

порой психологический анализ их у Грооса. Действительно, центральное

значение игр в жизни ребенка может быть удержано лишь в том случае, если

кроме общих рассуждений может быть раскрыта зависимость от игр всего душевного

развития ребенка. Биологическая теория игры может быть удержана, если

только удастся показать психологическую связь игры со всеми процессами, происходящими

в душе ребенка, если удастся сделать психологию игры отправной

точкой для объяснения детской психики. У Грооса мы не только не находим этого,

но при чтении его книги создается невольно впечатление, что он даже не

подозревает всей трудности возникающих здесь проблем≫ (Гроос, 1916, с. 4). ≪ Бросивши ряд ценных замечаний по психологии игры, Гроос не ставит игру в центр

психического развития, как это требует его же теория≫ (там же).

К. Гроос просто констатирует, что игра имеет характер предупражнения, и в

этом он видит ее биологический смысл; его доказательства этого основного тезиса

сводятся к аналогиям между игровыми формами поведения детенышей и соответствующими

формами серьезной деятельности взрослых животных. Когда К. Гросс

видит котенка, играющего с клубком, то только потому, что его движения при

этом напоминают движения охоты взрослой кошки за мышью, он относит эту

игру к ≪ охотничьим играм≫ и считает их предупражнениями. Он ставит перед собой

не вопрос о том, что это за форма поведения, каков ее психологический механизм,

а вопрос о том, каков биологический смысл такого ≪ несерьезного≫ поведения. Является

ли его ответ на этот вопрос доказательным? Думается, что нет. Доказательство

по аналогии в данном случае не выдерживает критики.

Перейдем, однако, к анализу основных положений К. Грооса по существу.

Можно считать правильной основную предпосылку, из которой исходит Гроос.

Действительно, на известной стадии филогенетического развития животных видового

опыта, жестко фиксированного в различного рода наследственных формах

поведения, оказывается недостаточно для приспособления к усложнившимся и,

главное, постоянно изменчивым условиям существования. Возникает необходимость

в индивидуальном опыте, складывающемся в ходе индивидуальной жизни.

Прав Гроос и в том, что этот индивидуальный опыт, эти новые приспособления

не могут возникнуть непосредственно, из прирожденных реакций. Игра, с

точки зрения Грооса, и есть та деятельность, в которой происходит образование

необходимой надстройки над прирожденными реакциями, ≪ образуются приобретенные

навыки —и прежде всего новые привычные реакции≫.

Однако в этих положениях Грооса есть, по крайней мере, два спорных момента.

Во-первых, он хотя и считает, что индивидуальный опыт возникает на основе видового,

наследственно фиксированного, но противопоставляет эти две формы приспособлений.

Такое противопоставление не отражает их действительной связи. ≪ Формирование

индивидуального опыта, —справедливо указывает А.Н. Леонтьев, — заключается в приспособлении видового поведения к изменчивым элементам внешней

среды≫ (Леонтьев, 1965, с. 296). Следовательно, ничего не надстраивается над видовым

поведением, а просто само видовое поведение изменяется, становится более гибким.

Во-вторых, трудно представить себе, чтобы в игре животных — деятельности,

не связанной с борьбой за существование и, следовательно, проходящей в особых

условиях, ничуть не сходных с теми, в которых будет происходить, например,

реальная охота животного, — возникали реальные приспособления. В ней

отсутствует главное — реальное подкрепление, без которого, как это было известно

уже во времена Грооса, невозможны возникновение и фиксация новых конкретных

форм видового опыта. Как вообще может произойти даже самое маленькое изменение в видовом опыте, если основные потребности детенышей удовлетворяются

взрослыми и детеныши даже не вступают в реальные отношения с условиями

их будущей жизни? Конечно, никаких новых форм видового опыта в игре

возникать не может.

Вернемся, однако, к Гроосу. Ошибочность логики рассуждений Грооса заключается

в том, что, подойдя к игре телеологически, приписав ей определенный

биологический смысл, он начал искать его в играх животных, не раскрывая

их действительной природы, даже не сравнив игрового поведения с

утилитарным, не проанализировав игру по существу.

Грубейшую ошибку допускает К. Гроос и в том, что переносит прямо, без всяких

оговорок, биологический смысл игры с животных на человека. К. Гроос много спорит

с Г. Спенсером. Он спорит с его теорией ≪ избытка сил≫, хотя и принимает ее в

конце концов с известными поправками: возражает против роли подражания, на

которую указывал Г. Спенсер, считает, что ни о каком подражании у животных не

может быть речи. Однако, споря со Спенсером по отдельным частным вопросам, он

остается спенсерианцем в принципиальном подходе к проблемам психологии человека

вообще, к вопросам игры ребенка в частности. Суть этого подхода, который

может быть назван позитивистским эволюционизмом, заключается в том, что при

переходе к человеку, несмотря на чрезвычайное отличие условий жизни человека от

жизни животных и возникновение кроме природных еще и социальных условий,

появление труда, законы и механизмы приспособления, в частности механизмы

приобретения индивидуального опыта, принципиально не изменяются. Такой натуралистический

подход к игре человека (ребенка) является ложным. К. Гроос, как,

впрочем, и ряд психологов, стоящих на позициях спенсеровского позитивизма, не

видит того, ставшего после работ К. Маркса очевидным, факта, что переход к человеку

принципиально меняет процесс индивидуального развития.

К. Гроос в своей теории игры угадал (не понял, а именно угадал), что игра

имеет важное значение для развития. Эта догадка Грооса, как мы уже говорили,

должна быть удержана во всякой новой теории игры, хотя само понимание функции

игры в развитии должно быть пересмотрено.

Вопрос, поставленный Гроосом, может быть переформулирован так: что нового

вносит игра в видовое поведение животных, или какую новую сторону видового

поведения строит игра; в чем заключается психологическое содержание пре-

дупражнений? Именно этот вопрос и служит предметом всех дальнейших

исследований игры животных.

После опубликования К. Гроосом работ по игре его теория стала господствующей

и была признана всеми или почти всеми психологами. В ней были реализованы те

общие принципиальные позиции, на которых находились психологи того времени и

которые выше были характеризованы как позиции спенсеровского позитивизма. Однако,

принимая теорию К. Грооса в целом, некоторые психологи вносили в нее свои

дополнения и поправки, приспосабливая ее к своим воззрениям.<...>

К. Бюлер принимает теорию предупреждения К. Грооса. Так, он пишет: ≪ Для

животных, в высшей степени способных к дрессировке, животных с " пластическими"

способностями, природа предусмотрела период развития, во время которого

они более или менее подчинены покровительству и примеру родителей и

сверстников, ввиду подготовки к действительной, серьезной жизни. Эта пора,

называется юностью, и с ней теснейшим образом связана юношеская игра.

Молодые собаки и кошки и человеческое дитя играют, жуки же и насекомые,

даже высокоорганизованные пчелы и муравьи, не играют. Это не может быть

случайностью, но покоится на внутренней связи: игра является дополнением к пластическим способностям и вместе они составляют эквивалент инстинкта.

Игра дает продолжительное упражнение, необходимое еще несозревшим, неустойчивым

способностям, или, вернее сказать, она сама представляет собой эти

упражнения≫ (Бюлер, 1924, с. 23).

Высоко оценивая теорию К. Грооса, К. Бюлер относит возникновение игры в

филогенезе как предупражнения к стадии дрессуры. Вместе с тем К. Бюлер считает,

что теория К. Грооса, указывая на объективную сторону игры, не объясняет

ее, так как оставляет нераскрытой ее субъективную сторону. В раскрытии этой, с

точки зрения К. Бюлера, важнейшей стороны игры он исходит из своей теории

первичности гедоналогических реакций1.

Для объяснения игры К. Бюлер вводит понятие функционального удовольствия.

Это понятие получает свою определенность при отграничении его, с одной

стороны, от удовольствия-наслаждения, с другой — от радости, связанной с

предвосхищением результата деятельности.

Критически оценивая теорию избытка сил Г. Спенсера, К. Бюлер пишет: ≪ Нет,

природа следовала прямым путем, ей нужно было для механизма дрессировки излишек,

расточительное богатство деятельностей, движений тела, особенно у молодых

животных, которые должны подготовиться и упражняться для серьезной жизни, и с

этой целью она наделила самую деятельность удовольствием, она создала механизм

удовольствия от функционирования. Деятельность, как таковая, соразмерное, гладкое,

без трений функционирование органов тела независимо от всякого результата,

достигаемого деятельностью, обратилась в источник радости. Вместе с тем был приобретен

двигатель неустанных проб и ошибок≫ (Бюлер, 1924, с. 504—505).

К. Бюлер считает, что функциональное удовольствие могло появиться впервые на

ступенях возникновения навыков и как биологический механизм игры стало жизненным

фактором первого разряда. Исходя из этого, К. Бюлер дает свое определение

игры: ≪ Деятельность, которая снабжена функциональным удовольствием и непосредственно

им или ради него поддерживается, мы назовем игрой, независимо от того,

что она кроме того делает и в какой целесообразной связи стоит≫ (там же, с. 508).

Так как в концепции К. Бюлера центральным моментом игры является функциональное

удовольствие, прежде всего необходимо оценить его действительное

значение. Допустим, что К. Бюлер прав и что действительно существует удовольствие

от деятельности как таковой. Такое функциональное удовольствие выступает

как мотив, т.е. как то, ради чего производится деятельность, и одно временно

как внутренний механизм, поддерживающий ее повторение. Дрессировка предполагает

повторение в целях закрепления таких новых форм поведения (навыки),

которые необходимы для лучшего приспособления к изменяющимся условиям

жизни. Функциональное удовольствие и есть механизм, лежащий в основе вызова

и повторения определенных движений. Такое повторение и приводит в конце

концов к закреплению этих повторяемых форм поведения.

Может ли, однако, функциональное удовольствие лежать в основе отбора форм

поведения? Примем и второе положение К. Бюлера, что для отбора форм поведения

необходим их излишек, расточительное богатство деятельностей, движений

тела, особенно у молодых животных. Что же из этого богатства должно быть отобрано,

а затем и закреплено?

Если рассмотреть приобретение новых форм поведения по механизму проб и

ошибок, то уже само название этого способа содержит в себе возможность отбора:

успешные действия отбираются, повторяются и закрепляются, а ошибочные

1 Общая критика теории гедонизма не входит в нашу задачу.

тормозятся, не повторяются, не закрепляются. Но ведь функциональное удовольствие

есть двигатель всяких проб, в том числе и ошибочных. Следовательно, функциональное

удовольствие, в лучшем случае, должно приводить к повторению, а

следовательно, закреплению любых деятельностей, любых движений. Экспериментальные

исследования научения, проведенные американскими психологами,

данные по образованию условных рефлексов школы И. П. Павлова, наконец, практический

опыт дрессировки говорят о том, что в формировании новых приспособлений

решающее значение имеет отбор, а этот последний связан с подкреплением,

т.е. с удовлетворением потребности. Таким образом, подкрепление

потребности является решающим для отбора тех деятельностей, которые могут

приводить к ее удовлетворению. Функциональное же удовольствие вызывает и

подкрепляет движение само по себе, безотносительно к его приспособительной

функции. К. Бюлер упрекал 3. Фрейда в том, что он является теоретиком репродуктивности,

но сам К. Бюлер, вводя удовольствие от функционирования, не

выходит за пределы репродуктивности, а еще более ее утверждает. <....>

Таким образом, допущение К. Бюлера, что функциональное удовольствие —

это сила, приводящая на стадии дрессуры к новым приспособлениям, является

неоправданным. Не оправдано и допущение К. Бюлера, что игра является всеобщей

формой дрессуры. Дрессура тем отличается от упражнения, что предполагает

отбор и формирование новых приспособлений, в то время как упражнение предполагает

повторение и совершенствование уже отобранного. Так как игра, по

определению К. Бюлера, независима от всякого результата и, следовательно, не

связана с реальным приспособлением, она не может содержать в себе отбора

приспособлений, подлежащих последующему упражнению.

Наше рассмотрение теории К. Бюлера было бы неполным, если бы мы не

упомянули вторую сторону игры, указываемую К. Бюлером. Кроме функционального

удовольствия он отмечает управляющий игрой принцип формы или стремление

к совершенной форме. Формулируя этот второй принцип, К. Бюлер ссылается

на работы Ш. Бюлер, Г. Гетцер и других психологов венской школы. Наиболее

полно этот принцип представлен в работах Ш. Бюлер.

Ш. Бюлер, указывая, что К. Бюлер дополняет теорию К. Грооса двумя положениями

(специфическое функциональное удовольствие и существенность формального

успеха), уточняет свою мысль и говорит, что формирование, которое представляет

собой овладение и усовершенствование, приносит с собой удовольствие,

и функциональное удовольствие надо понимать как связанное не с повторением,

как таковым, а с прогрессирующим с каждым повторением формированием и

усовершенствованием движения. Отсюда Ш. Бюлер дает определение игры как

деятельности с направленностью на удовольствие от усовершенствования [10, с.

56]. При таком понимании игры закономерно, что Ш. Бюлер считает чистыми

играми функциональные, манипулятивные игры самых маленьких детей.

Что нового вносит это положение об изначальном стремлении к усовершенствованию,

с которым якобы связано функциональное удовольствие? Оно не разрешает,

а еще больше запутывает вопрос. Оторвав формальные достижения упражнений от

материального успеха деятельности, К. Бюлер, а за ним и Ш. Бюлер, вводя понятие

изначального стремления к совершенной форме, не указали, каковы те критерии

совершенствования, которыми пользуется животное или ребенок, переходя от одного

повторения к другому. Таких критериев, конечно, нет и не может быть там, где

нет образца и отношения к нему как к образцу. Если у Грооса давалось телеологическое

объяснение игры в целом, то К. и Ш. Бюлер доводят этот телеологизм до своего

логического конца, усматривая внутреннюю цель в каждом отдельном повторении.

358 Д.Б. Эльконин

Пытаясь дополнить и исправить теорию Грооса анализом субъективных моментов

игры, К. Бюлер фактически лишь углубил телеологизм Грооса.

Теория К. Бюлера не оставляет места для естественнонаучного объяснения игры,

для понимания игры как деятельности животного, связывающей его с действительностью,

попытки которого хотя и в минимальном виде, но содержались у Г. Спенсера

и отчасти у К. Грооса. Телеология окончательно вытесняет биологию в объяснении

игры.

До появления работы Ф. Бойтендайка (Buytendijk, 1933) теория К. Грооса оставалась

господствующей. Ф. Бойтендайк представил новую, оригинальную попытку

создания общей теории игры.

Характеризуя отношение теории Бойтендайка к теории Грооса, Клапаред

(Claparede, 1934) писал, что концепция подготовительного значения игры преодолена

Бойтендайком в его работе, посвященной природе и значению игры,

богатой идеями (более богатой идеями, чем наблюдениями) и иллюстрированной

очень красивыми фотографиями играющих детей и животных.

Укажем прежде всего два главных возражения Бойтендайка против теории пре-

дупражнения К. Грооса. Во-первых, Бойтендайк утверждает, что нет никаких доказательств

того, что животное, которое никогда не играло, обладает менее совершенными

инстинктами. Упражнение, по мысли Бойтендайка, не имеет для

развития инстинктивной деятельности такого значения, какое ему приписывают.

Психомоторная деятельность, по мысли Бойтендайка, не нуждается в том, чтобы

быть ≪ проигранной≫ для готовности функционировать, как цветок не нуждается

в игре для того, чтобы прорасти. Таким образом, первое возражение заключается

в том, что инстинктивные формы деятельности, также как и нервные механизмы,

лежащие в их основе, созревают независимо от упражнения. В этом возражении

Бойтендайк выступает как сторонник теории созревания, идущего под влиянием

потенциальных внутренних сил.

Во-вторых, Бойтендайк отделяет собственно упражнение от игры, указывая,

что такие подготовительные упражнения существуют, но когда они являются таковыми,

то не являются игрой. Для доказательства этого положения Ф. Бойтендайк

приводит ряд примеров.

Когда ребенок учится ходить или бегать, то эта ходьба является хотя и несовершенной,

но реальной. Совсем другое, когда ребенок, умеющий ходить, играет в

ходьбу. Когда маленький лисенок или другое животное выходит со своими родителями

на охоту, чтобы упражняться в этом, то деятельность не носит игрового характера и

совершенно отлична от игр в охоту, преследование и т.п. этих же животных. В первом

случае животное убивает свою жертву, в другом — ведет себя совершенно безобидным

образом. Попытку отличить упражнение в будущей серьезной деятельности от

игры, которую делает Бойтендайк, следует признать заслуживающей внимания.

Свою теорию игры Бойтендайк строит, исходя из принципов, противоположных

положениям К. Грооса. Если для К. Грооса игра объясняет значение детства,

то для Бойтендайка, наоборот, детство объясняет игру: существо играет потому,

что оно еще молодо.

Особенности игры Бойтендайк выводит и связывает, во-первых, с особенностями

динамики поведения в детстве, во-вторых, с особенностями отношений

данного вида животных с условиями его жизни, в-третьих, с основными жизненными

влечениями.

Анализируя особенности динамики поведения, характерные для периода детства,

Бойтендайк сводит ее к четырем основным чертам: а) ненаправленность

(Unberichtetheit) движений; б) двигательная импульсивность (Bewegungstrang),

заключающаяся в том, что ребенок, как и молодое животное, постоянно находится в движении, являющемся эффектом спонтанной импульсивности, имеющей

внутренние источники. Из этой импульсивности вырастает характерное для

детского поведения непостоянство;

в) ≪ патическое≫ отношение к действительности (pathische Einstellung). Под ≪ па-

тическим≫ Бойтендайк разумеет отношение, противоположное гностическому и

которое может быть характеризовано как непосредственно аффективная связь с

окружающим миром, возникающая как реакция на новизну картины мира, открывающегося

перед молодым животным или ребенком. С ≪ патическим≫ отношением

Бойтендайк связывает рассеянность, внушаемость, тенденцию к имитации

и наивность, характеризующие детскость;

г) наконец, динамика поведения в детстве по отношению к среде характеризуется

робостью, боязливостью, застенчивостью (Schuchternheit). Это не страх,

ибо, наоборот, дети бесстрашны, а особое амбивалентное отношение, заключающееся

в движении к вещи и от нее, в наступлении и отступлении. Такое

амбивалентное отношение длится до тех пор, пока не возникнет единство организма

и среды.

Все эти черты — ненаправленность, двигательная импульсивность, патическое

отношение к действительности и робость — при известных условиях приводят

молодое животное и ребенка к игре.

Однако сами по себе, вне определенных условий, эти черты не характеризуют

игрового поведения. Для анализа условий, при которых возникает игра, Бойтендайк

проводит анализ игр у животных. При этом он исходит из анализа среды, в

которой живет животное и к которой оно должно приспособиться.

По мысли Бойтендайка, в зависимости от характера условий жизни высших

животных млекопитающих можно разделить на две большие группы: травоядных

и плотоядных. Последние являются природными охотниками. У этих последних

игра имеет особенно большое распространение. Травоядные млекопитающие играют

очень мало или вовсе не играют. Отличительной чертой взаимосвязи животных-

охотников со средой является их установка на оформленные физические

объекты, четко дифференцируемые в поле охоты. Исключение из травоядных представляют

обезьяны, которые в противоположность другим травоядным живут в

дифференцированной и разнообразной среде. С животными-охотниками они имеют

то общее, что способом добывания ими пищи является схватывание предварительно

выделенных предметов. ≪ Охотников≫ и обезьян Бойтендайк называет животными,

≪ сближающимися с вещами≫ (Ding-Annaherungstiere).

Анализ распространенности игры среди млекопитающих приводит Бойтендайка

к выводу, что играющими животными являются именно эти ≪ сближающиеся с вещами

≫ животные. Результаты этого анализа приводят Бойтендайка к первому отграничению

игры от других деятельностей: ≪ Игра есть всегда игра с чем-либо≫. Отсюда

он делает вывод, что так называемые двигательные игры животных (Гроос) в большинстве

случаев не игры. Рассматривая вопрос об отношении, с одной стороны,

удовольствия и игры, с другой —двигательной импульсивности и игры, Бойтендайк

подчеркивает, во-первых, что нет никаких оснований все сопровождающиеся удовольствием

действия называть игрой, во-вторых, движение —еще не игра. Игра есть

всегда игра с чем-либо, а не только сопровождающееся удовольствием движение.

Однако, заявляет Бойтендайк, только такие вещи, которые тоже ≪ играют≫ с играющим,

могут быть предметами игры. Именно поэтому мяч —один из излюбленных

предметов игры.

Бойтендайк критикует представления об игре как проявлении инстинктов и

считает, что в основе игры лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения.

В этом вопросе большое влияние на Бойтендайка оказала общая теория влечений 3. Фрейда. Вслед за 3. Фрейдом он указывает на три исходных влечения,

приводящих к игре:

а) влечение к освобождению (Befreiungstrieb), в котором выражается стремление

живого существа к снятию исходящих от среды препятствий, сковывающих свободу.

Игра удовлетворяет этой тенденции к индивидуальной автономии, которая, по мнению

Бойтендайка, имеет место уже у новорожденного;

б) влечение к слиянию, к общности с окружающим (Wereinigungstrieb). Это

влечение противоположно первому.

Вместе обе эти тенденции выражают глубокую амбивалентность игры;

в) наконец, это тенденция к повторению (Wiederholungstrieb), которую Бойтендайк

рассматривает в связи с динамикой напряжения — разрешения, столь

существенной для игры.

По мысли Бойтендайка, игра возникает при столкновении указанных первоначальных

влечений с вещами, являющимися частично знакомыми, благодаря

особенностям динамики молодого животного.

По ходу развития своих мыслей Бойтендайк делает ряд частных замечаний, которые

представляют интерес и должны быть приняты во внимание при рассмотрении

его теоретической концепции. Наиболее интересна его мысль о том, что играют только

с такими предметами, которые сами ≪ играют≫ с играющим. Бойтендайк указывает,

что хорошо знакомые предметы так же не подходят для игры, как и совершенно

незнакомые. Игровой предмет должен быть частично знакомым и вместе с тем обладать

неизвестными возможностями. В животном мире это возможности главным образом

моторного характера. Они обнаруживаются благодаря пробовательным движениям,

и когда последние приводят к успеху, то создаются условия для игры.

Своеобразное отношение между знакомостью и незнакомостью в игровом предмете

создает то, что Бойтендайк называет образом или образностью предмета. Он

подчеркивает, что и животные и человек играют только с образами. Предмет

только тогда может быть игровым объектом, когда он содержит возможность

образности. Сфера игры — это сфера образов, и в связи с этим сфера возможностей

и фантазии. Поэтому, уточняя свое определение игрового предмета, Бойтендайк

указывает, что играют только с образами, которые сами играют с играющим.

Сфера игры — это сфера образов, возможностей, непосредственно

аффективного (Pathischen) и ≪ гностически-нейтрального≫, частично незнакомого

и жизненной фантазии. При переходе от игры к реальности предмет теряет

свою образность и свое символическое значение.

Конечно, представление, что у животных имеет место образное фантазирование,

является данью антропоморфизму.

Книга Бойтендайка, его теория игры, не прошла незамеченной. Из всех откликов,

которые были на эту книгу, мы остановимся только на двух.

К. Гроос, против теории которого в известном смысле направлена работа Бойтендайка,

посвятил ей статью (Groos, 1934). Он вынужден отметить прежде всего

богатство мыслей, содержащихся в книге. Однако К. Гроос не соглашается с некоторыми

основными положениями Бойтендайка. К. Гросс не согласен с тем, что

основными признаками игры являются ненаправленность и стремление к движению.

Понятие ненаправленности, по мнению Грооса, очень многозначно и может

претендовать на всеобщее значение для понимания смысла игры только в том

случае, если будет дополнено возможной направленностью на цель, лежащую

вне сферы самой игры. Стремление к движению тоже может быть принято как

всеобщий признак, если к нему добавить и интенцию к движению, а не только

реально производимые движения.

Теории игры 361

Не согласен К. Гроос и со сведением Бойтендайком всех конкретных форм игр

животных, в которых обнаруживаются различные инстинкты, к двум основным

побуждениям (влечение к освобождению влечение к слиянию). Естественно, что

К. Гроос не согласен со всеми возражениями против теории предупражнения и

показывает неубедительность доводов Бойтендайка на примере моторных игр

которые, по Бойтендайку не имеют упражняющего значения.

Соглашается К. Гроос в принципе с тем, что ≪ образность≫ предмета является

существенным признаком игры и что игра — это сфера возможностей к фантазии,

хотя и возражает против чрезмерного противопоставления образа и вещи.

Довольно большую статью, в которой не только дана критика концепции

Бойтендайка, но развитыми собственные взгляды, опубликовал Э. Клапаред

(Claparede, 1934).

Возражения Э. Клапареда сводятся к следующему: а) особенности динамики

молодого организма не могут быть основанием игры по следующим обстоятельствам:

во-первых, потому, что они свойственны не только детенышам животных,

которые играют, но и детенышам тех животных, которые не играют; во-

вторых, потому, что динамика проявляется не только в играх, но и в тех формах

поведения, которые Бойтендайк не относит к играм (например, в прыжках, танцах,

спорте); в-третьих, игры есть у взрослых, хотя по самому определению им не

свойственна такая динамика: наконец наиболее открыто эти особенности

проявляются в таких деятельностях, как забавы, бездельничанье, шутливое поведение

и игры совсем маленьких, которые, по определению Бойтендайка, не есть

игры в собственном смысле слова;

б) Бойтендайк чрезмерно ограничивает понятие игры. Хороводы, кувырканья,

которым предаются дети на лугу, не относятся им к играм, хотя как раз для

этих деятельностей характерны указываемые им черты детской динамики (беспорядочность,

бесцельность, ритмичность, повторяемость). Однако, по Бойтендайку,

это не игры, так как в них нет деятельности с какими-либо вещами:

в) неудачным является термин ≪ образ≫ для обозначения фиктивного или символического

значения, которое играющий вносит в предмет своей игры.

Э. Клапаред считает, что работа Бойтендайка является более ценной в своей

критической части, чем в конструктивной, и из нее явствует, что мы не обладаем

еще законченной теорией игры. Бойтендайк не дает удовлетворительного ответа

на вопрос о природе феномена игры потому, что избирает неправильный путь — путь характеристики внешней формы поведения.

По мысли Клапареда, суть игры не во внешней форме поведения, которое может

быть совершенно одинаковым и в игре и не в игре, а во внутреннем отношении

субъекта к реальности. Самым существенным признаком игры Клапаред считает

фикцию. Реальное поведение трансформируется в игровое под влиянием фикции.

Рассмотрим теперь выдвигаемую Бойтендайком концепцию по существу и постараемся

отделить в ней важное от спорного.

При анализе взглядов Бойтендайка отчетливо видно влияние, которое оказал на

него 3. Фрейд своей теорией влечений. Игра, по Бойтендайку, является выражением

жизни влечений в специфических условиях, характерных для периода детства. Бойтендайк

подчеркивает это в подзаголовке своей книги: ≪ Игры человека и животных

как форма проявления жизненных влечений≫. (Нет ничего удивительного в том, что

Э. Клапаред не обратил внимания на эту сердцевину теории игры Бойтендайка. Это

произошло потому, что Клапареду также не чужды воззрения 3. Фрейда.)

Характеристику основных влечений, проявляющихся в игре, Бойтендайк заимствует

из работ Фрейда и переносит их на животных. Для этого есть достаточно оснований, так как, по Фрейду, изначальные влечения присущи даже одноклеточным

организмам. Однако это положение неубедительно, так как влечения

свойственны не только молодому организму, но и выросшим особям. И поэтому,

так же как и особенности динамики молодого организма, они не могут определять

игру, приводить к игровой деятельности.

Если перевести несколько туманный и мистифицированный язык Бойтендайка

на более простой, то окажется, что игра в своей исходной форме есть не что иное,

как проявление ориентировочной деятельности. Положение Бойтендайка о том, что

играют только с вещами, которые ≪ играют≫ с самим играющим, может быть понято

так: играют только с предметами, которые не только вызывают ориентировочную

реакцию, но и содержат достаточно элементов, возможной новизны для поддержания

ориентировочной деятельности. Существенной в этой связи является мысль Бойтендайка

о том, что наибольшее распространение игра имеет у тех животных, у

которых захват дифференцированных предметов является основным способом добывания

пищи. Но это как раз и есть те группы животных, у которых в связи с усложнением

условий их жизни ориентировочная деятельность особенно развита.

Таким образом, если быть последовательными, то надо признать, что основные

жизненные влечения, на которые указывает Ф. Бойтендайк как на лежащие в основе

игры, присущи не только плотоядным животным и обезьянам, но и другим животным.

Нет никаких сомнений также и в том, что особенности динамики молодого организма

свойственны не только тем животным, у которых есть игра, а и всем другим (в

такой же мере цыплятам и телятам, как и котятам, щенятам и тигрятам). Отсюда с

неизбежностью следует вывод, что не основные жизненные влечения и не особые

черты динамики молодых организмов являются определяющими для игры. И те и

другие могут существовать и действовать вместе, а игры может и не быть.

В таком случае остается только допустить, что в основе игры лежит особая

≪ пробовательная≫ реакция на предмет или, как сказали бы мы, ориентировочная

реакция на новое в окружающих молодое животное условиях; а так как для молодого

животного вначале все является новым, то просто ориентировочный рефлекс.

Есть все основания считать, что между степенью фиксированности и стереотипности

инстинктивных форм поведения и уровнем развития ориентировочных реакций

имеет место обратно пропорциональная зависимость: чем более фиксированы к

моменту рождения стереотипные инстинктивные формы поведения, связанные с

удовлетворением основных потребностей животного, тем менее проявляются ориентировочные

реакции, и наоборот, чем менее фиксированы к моменту рождения

стереотипные формы инстинктивного поведения, тем сильнее проявления ориентировочных

реакций. Такое соотношение закономерно возникло в ходе

филогенетического развития животных. Оно определялось степенью усложнения и

изменчивости условий, к которым должно приспособиться животное. Наоборот, между

степенью сложности и изменчивостью условий, с одной стороны, и степенью развития

ориентировочных реакций, с другой, имеется прямая зависимость. Вот почему

≪ охотники≫ и обезьяны являются животными с ярко выраженными и развитыми

ориентировочными реакциями, а в детстве —животными ≪ играющими≫.

Правильнее было бы даже говорить, как на это справедливо указал П.Я. Гальперин,

об ≪ ориентировочной деятельности≫. ≪ Ориентировочный рефлекс, —пишет

П.Я. Гальперин, —это система физиологических компонентов ориентировки;

поворот на новый раздражитель и настройка органов чувств на лучшее его

восприятие; к этому можно добавить разнообразные вегетативные изменения организма,

которые содействуют этому рефлексу или его сопровождают. Словом, ориентировочный

рефлекс —это чисто физиологический процесс.

Другое дело —ориентировочно-исследовательская деятельность, исследование

обстановки, то, что Павлов называл ≪ рефлекс что такое≫. Эта исследовательская

деятельность во внешней среде лежит уже за границами физиологии. По существу,

ориентировочно-исследовательская деятельность совпадает с тем, что мы называем

просто ориентировочной деятельностью. Но прибавление ≪ исследования≫ к ≪ ориентировке≫ (что нисколько не мешает в опытах Павлова) для нас становится уже помехой, потому что ориентировка не ограничивается исследованием, познавательной

деятельностью, а исследовательская деятельность может вырастать в самостоятельную

деятельность, которая сама нуждается в ориентировке.

Даже у животных ориентировка не ограничивается исследованием ситуации;

за ним следуют оценка ее различных объектов (по их значению для актуальных

потребностей животного), выяснение путем возможного движения, примерива-

ние своих действий к намеченным объектам и, наконец, управление исполнением

этих действий. Все это входит в ориентировочную деятельность, но выходит за

границы исследования в собственном смысле слова≫ (Гальперин, 1976, с. 90—1).

Итак, созданная Бойтендайком теория игры содержит в себе противоречия.

Как показывает анализ, совершенно достаточно появления на определенной ступени

развития животных ориентировочной деятельности, чтобы объяснить возникновение

игры и все ее феномены, так подробно описанные Бойтендайком.

То, что для Бойтендайка являлось только одним из условий для проявления витальных

влечений, в действительности составляет основание для построения общей

теории игры животных.

Нельзя согласиться с Бойтендайком и в том, что в основе игры с предметом

всегда лежит образ или образность предмета. В действительности, по крайней мере

в начальных формах игры, вещь, с которой играет животное, не может представлять

никакого другого предмета по той простой причине, что животное еще не

вступило в реальное соприкосновение с теми предметами, которые будут служить

удовлетворению его основных потребностей в зрелом возрасте. Ни клубок

ниток, ни мяч, ни шуршащая и двигающаяся бумажка не могут служить для

котенка образами мыши просто потому, что с последней молодое животное еще

не имело дела. Для только начинающего свою жизнь животного все ново. Новое

становится знакомым только в результате индивидуального опыта.

Правильными являются мысли Бойтендайка об ограничении игры: исключение

из круга игровых явлений простых повторных движений, свойственных самым

ранним периодам развития ребенка и некоторых животных. Поэтому ряд

повторных движений, которые, по Ш. Бюлер, есть игры, так как они якобы

сопровождаются, функциональным удовольствием, в действительности играми

не являются. Положение Бойтендайка, что играют только с предметами, должно

быть понято в том смысле, что игра есть поведение и, следовательно, известное

отношение к среде, к предметным условиям существования.

Ф. Бойтендайк возражает против предупражняющей функции игры, как она

представлена у К. Грооса. И действительно, упражнение возможно только по отношению

к чему-то уже возникшему в поведении. Вместе с тем он высоко ставит

развивающее значение игры, и это верно. Игра не упражнение, а развитие. В ней

появляется новое, она путь к установлению новых форм организации поведения,

необходимых в связи с усложнением условий жизни. Здесь мысль Грооса о значении

игры обновляется и углубляется.

Наконец, необходимо отметить, что после Фрейда тенденция ≪ глубинной психологии

≫, т.е. психологии, пытающейся вывести все особенности поведения и

все высшие проявления из динамики первичных биологических влечений, начала проявляться все резче. К. Бюлер, а за ним и Ф. Бойтендайк —типичные

представители такой ≪ глубинной психологии≫.<...>

Мы так подробно остановились на теории игры Бойтендайка по двум основаниям:

во-первых, потому, что в работе Бойтендайка причудливо сплелись ложные

метафизические и идеалистические представления с верными замечаниями

и положениями и выделение этих последних представлялось важным; во-вторых,

потому, что теория игры Бойтендайка является самой значительной общей теорией

игры, вершиной западноевропейской мысли в этом вопросе.

Представляется, что эта теория не была достаточно оценена. Мысль Бойтендайка

о том, что играют только с предметами, и только с такими предметами,

которые являются частично знакомыми, не стала задачей исследования и из нее

не были сделаны необходимые выводы. Конечно, в этом повинен и сам Бойтендайк,

выдвинувший на первый план изначальные влечения и особенности динамики

молодого организма, но дело научной критики заключается не только в

негативной оценке, но и в выявлении того, что должно быть принято во внимание

при дальнейшей разработке проблемы.

После Бойтендайка наступил кризис в создании общей теории игры, приведший

в конце концов к отрицанию самой возможности создания такой теории.

Дж. Колларитс (Kollarits, 1940) в своей критической статье указывал на то, что,

несмотря на работы Клапареда, Грооса, Бойтендайка и других авторов, все еще нет

единства в понимании природы игры, и это происходит прежде всего потому, что

психологи в один и тот же термин вкладывают различное содержание. Автор рассматривает

самые разнообразные критерии игры (упражнение, удовольствие, отдых, освобождение,

общность с пространством, повторение, юношескую динамику, фикцию,

т.е. основные признаки, выдвигавшиеся Гроосом, Бойтендайком, Клапаредом)

и показывает, что они, во-первых, встречаются не во всех играх и, во-вторых, встречаются

и в неигровых деятельностях. В результате он приходит к заключению, что

точное выделение игры принципиально невозможно. Просто нет такой особой деятельности,

и то, что называют игрой, есть не что иное, как та же деятельность

взрослого существа данного вида и пола, но только ограниченная определенным

этапом развития инстинктов, психической структуры, анатомии нервной системы,

мускулов, внутренних органов и, в особенности, желез внутренней секреции. (Автор

не замечает, что сам предлагает определенную теорию игры. Другое дело, насколько

она верна. Нам представляется, что она близка взглядам В. Штерна, считавшего игру

≪ зарей серьезного инстинкта≫.)

Еще резче негативная позиция в отношении игры как особой деятельности

выражена в статье X. Шлосберг (Schlosberg, 1947). Автор, яркий представитель американского

бихевиоризма, критикуя различные теории игры, приходит к выводу,

что категория игровой деятельности настолько туманна, что является почти

бесполезной для современной психологии.

Таковы, в общем довольно неутешительные, итоги полувековых попыток создать

общую теорию игры. Это отнюдь не означает, что игра как особая форма

поведения, характерная для периода детства, не существует; это означает только,

что в пределах тех биологических и психологических концепций, из которых исходили

авторы теорий игры, такая теория не могла быть создана.

Если проанализировать признаки, по которым игра выделялась из других видов

поведения, то. общий подход к их выделению можно назвать феноменологическим,

т.е. обращающим внимание на внешние явления, сопровождающие иногда и этот

вид поведения, но не вскрывающим его объективной сущности. В этом мы видим

основной недостаток подхода к исследованию игры, приведшего к отрицательным

выводам.

Кроме того, характерным для этих теорий было отождествление хода психического

развития ребенка, а тем самым и его игры с развитием детенышей животных

и их игр. А такая общая теория игры, охватывающая игру детенышей

животных и игру ребенка, ввиду глубокого качественного различия в их психическом

развитии вообще не может быть создана. Это не значит, однако, что не

могут быть созданы две отдельные теории: теория игры животных и теория игры

ребенка. Здесь уместно высказать некоторые соображения по поводу психологической

природы игры молодых животных, которые возникли в ходе анализа имеющихся

у нас материалов, может быть, эти предположения будут приняты во

внимание создателями такой теории. Кроме того, они важны и для наших целей,

так как могут помочь выявлению специфических особенностей игры детей.

Игра может быть и фактически является предметом изучения различных наук,

например биологии, физиологии и т.д. Является она и предметом изучения психологии,

и прежде всего той ее отрасли, которая занимается проблемами психического

развития. Психолога, исследующего эти проблемы, игра интересует прежде

всего как деятельность, в которой осуществляется особый тип психической регуляции

и управления поведением.

Несомненным является, что игра как особая форма поведения возникает лишь

на определенной стадии эволюции животного мира и ее появление связано с

возникновением детства как особого периода индивидуального развития особи.

Гроос и особенно Бойтендайк правильно подчеркивают этот эволюционный аспект

возникновения игры.

Примем в качестве исходных некоторые положения Бойтендайка. Примем, что

играют только детеныши плотоядных млекопитающих (хищников) и обезьян; примем

также, что игра является не отправлением организма, а формой поведения, т.е.

деятельностью с вещами, и притом с вещами, обладающими элементами новизны.

Для того чтобы установить, какой биологический смысл может иметь деятельность с

такими предметами у детенышей этих видов животных, выясним, на каком уровне

находится психическая регуляция поведения взрослых особей.

По А.Н. Леонтьеву (Леонтьев, 1965), животные этих видов находятся на различных

стадиях развития перцептивной психики, а высшие виды —на стадии

интеллекта. Психическое управление поведением на стадии перцептивной психики

заключается в том, что животное выделяет в окружающей его действительности

условия, в которых объективно дан предмет, непосредственно побуждающий его

деятельность и могущий удовлетворять биологическую потребность, а на стадии

интеллекта выделяет и отношения между вещами, составляющими условия осуществления

деятельности. Характерным для организации поведения последнего

вида является возникновение в нем подготовительных фаз.

Такие элементы деятельности, как обход препятствий, подстерегание добычи,

преследование с преодолением встречающихся преград и обходными путями,

направлены не на самый предмет потребности, а на условия, в которых он

дан. Эти элементы поведения управляются психическим отражением условий, их

образами. Главное здесь заключается не в том, что животное воспринимает преграду,

стоящую на пути к достижению цели, а в том, что появляется ориентация

на отношение между предметом и другими условиями: ориентировка приводит к

тому, что в движении, направленном на эти условия, как бы уже усматривается

путь к конечному объекту.

Как справедливо отмечает П.Я. Гальперин, ≪ значение опытов Келера (и всех опытов,

построенных по этому типу) заключается еще и в том, что они показывают

очень простые ситуации, которые, однако, не решаются путем " случайных проб и ошибок" —без ориентировки животного на существенные отношения задачи. В них

процесс ориентировки выступает как обязательное условие успешного поведения.

После этих ситуаций становится еще ясней, что и в задачах, которые решаются

путем случайных проб, также необходима ориентировка, хотя бы минимальная, — на отношение действия к успешному результату≫. ≪ Ориентировка поведения на основе

образа среды и самого действия (или хотя бы его пути к конечному объекту), — продолжает П.Я. Гальперин, —составляет необходимое условие (постоянное, а не

единичное и случайное) успешности действия≫ (Гальперин, 1966, с. 245).

Такова существенная психологическая характеристика деятельности животных,

стоящих на этой ступени эволюционного развития.

Необходимо особо подчеркнуть, что для успешности действия требуется не

просто ориентировка, а быстрая и точная ориентировка, доведенная до совершенства

и приобретшая почти автоматический характер. В борьбе за существование

всякое промедление или неточность ≪ смерти подобны≫.

Можно ли представить себе, что такая организация действий возникает в ходе

индивидуального приспособления, при осуществлении деятельностей, непосредственно

связанных с борьбой за существование? Нет, по этому пути развитие

такой организации не могло идти. Это приводило бы очень быстро к тому, что

животные вымирали бы от голода или гибли от врагов.

Следовательно, должен был возникнуть особый период в индивидуальной жизни

животных и особая деятельность в этот период, в которой развивалась бы и совершенствовалась

необходимая организация всякой последующей деятельности,

непосредственно направленной на борьбу за существование и сохранение рода.

Дж. Брунер (Вrипеr, 1972) подчеркнул, что природа детства и способы и формы

воспитания эволюционируют и подвергаются такому же естественному отбору,

как и любая другая морфологическая или поведенческая форма. Одной из гипотез

относительно эволюции приматов, пишет Брунер, является предположение, что

эта эволюция базируется на прогрессивном отборе совершенно определенной

структуры детства. Это предположение представляется близким к истине и относится

не только к эволюции приматов, но и к эволюции всех видов животных,

обитающих в предметно расчлененной среде, требующей приспособленности поведения

к индивидуально неповторимым условиям, в которых может выступать предмет

потребности. Именно в силу неповторимости этих условий возникает, как это

показал П.Я. Гальперин, объективная необходимость в психической регуляции

действий, т.е. в регуляции на основе образа ситуации, условий действия. Здесь

невозможна стереотипность, а требуется максимальная вариативность действий.

Включение детства как особого периода жизни в общую цепь эволюционного

процесса является важным шагом на пути понимания его природы.

Эмбриологи уже давно сделали этот шаг. В русской науке этот шаг был сделан

А.Н. Северцевым. И.И. Шмальгаузен, развивая идеи А.Н. Северцева, писал: ≪ Прогрессивное усложнение организации взрослого животного4 сопровождается и усложнением процессов индивидуального развития, в результате которых эта организация создается≫ (Шмальгаузен, 1968, с. 353). Обобщая имеющиеся в эмбриологии

материалы, Шмальгаузен подчеркивает: ≪ Онтогенез не только результат филогенеза,

но и его основа. Онтогенез не только удлиняется путем прибавления стадий: он

весь перестраивается в процессе эволюции; он имеет свою историю, закономерно

связанную с историей взрослого организма и частично ее определяющую.

Филогенез нельзя рассматривать как историю лишь взрослого организма и

противополагать онтогенезу. Филогенез и есть исторический ряд известных (отобранных)

онтогенезов≫ (там же, с. 351—52).

Эти важные положения относятся не только к эмбриональному развитию морфологических

форм, но и к постэмбриональному развитию форм поведения. Характеризуя

организацию поведения животных, стоящих, по терминологии А.Н.Леонтьева,

на стадии развития перцептивной психики, мы указывали на обязательное наличие

в таком поведении ориентировочной деятельности, которая может проходить в различной

форме —предваряя поведение или сопровождая его.

Возникновение ориентировочной деятельности само по себе не приводит к

появлению новых форм поведения.

П.Я. Гальперин, которому мы обязаны разработкой теории ориентировочной деятельности,

в уже цитированной работе пишет: ≪ Участие ориентировочной деятельности

в приспособлении животного к индивидуальным особенностям обстановки не

обязательно означает появление каких-то новых форм поведения. Наоборот, прежде

всего оно открывает возможность гораздо более гибкого, а значит, и широкого

использования уже имеющегося двигательного репертуара. И это чрезвычайно

важное обстоятельство —ориентировка в плане образа позволяет не создавать новые

формы поведения для крайне изменчивых индивидуальных ситуаций, а использовать

общие схемы поведения, каждый раз приспосабливая их к индивидуальным вариантам

ситуации. И это значит также, что о наличии психической регуляции поведения

свидетельствует не появление особых, новых форм поведения, а особая гибкость,

изменчивость и многообразие их применения≫ (Гальперин, 1976, с. 117).

Мы уже указывали, что ориентировочная деятельность и совершенное регулирование

на ее основе поведения должны сложиться до того, как животное начнет

самостоятельную борьбу за существование, т.е. в детстве. Игра и есть та деятельность,

в которой складывается и совершенствуется управление поведением на

основе ориентировочной деятельности. Подчеркиваем: не какая-то конкретная

форма поведения —пищевого, оборонительного, сексуального, а быстрое и точное

психическое управление любой из них. Именно поэтому в игре как бы смешаны

все возможные формы поведения в единый клубок, и именно поэтому игровые

действия носят незавершенный характер1.

Широко развернувшиеся в последние десятилетия исследования поведения животных

в естественных условиях, а также специальные экспериментальные исследования

привели к выделению новых видов поведения. Для нас представляет

интерес выделение специального исследовательского поведения. Р. Хайнд, обобщая

имеющиеся материалы, считает целесообразным различать ориентировочную

реакцию, которая связана с неподвижностью, и активное исследование, при

котором животное движется относительно обследуемого объекта или участка. Исследовательское

поведение Хайнд описывает как поведение,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Гражданский процесс
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.164 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал