![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как соотносятся понятия «инновация», «новация», «инновационная деятельность», «инновационный процесс»?Стр 1 из 2Следующая ⇒
Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного процесса, использованного в производственной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.(Конечный результат или внедрение?????) Таким образом инновация-это уже внедрение новшества, следующая ступень. Инновационная деятельность — это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки. Инновация и инновационная деятельность похожи, но инновационная деятельность более обширное понятие. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения) В целом новации+инновации или инновационная деятельность представляет собой инновационный процесс.
2. В чем назначение и роль классификации инноваций? Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. Происхождение инноваций, их назначение, влияние и другие характеристики создают большое разнообразие, что требует определенной классификации, которая сделает возможным их идентификацию. Есть общая (традиционная) и классификация инноваций с учетом их развития. Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Роль классификации инноваций в том, что попогает понять и отличить действительно необходимую и выгодную модификацию товара от псевдоинновации, а также помогает определить рыночную стоимость обновленного товара(т.е. технические модификации затратнее и себстоимость товара растет, как и рыночная цена, модификации не затрагивающие тех.характеристики, такие как изменение цвета корпуса менее затратны, не обо выгодны, т.е. не сильно влияют на увеличение спроса, но и не сильно увеличивают стоимость рынгочную).
3. Понятие и виды инновационных стратегий. 4.В чем специфика российских инновационных стратегий?
5.Инновационная деятельность. Понятие, сущность и характеристика инновационной деятельности в регионе. Инновационная деятельность — это деятельность, ориентированная, прежде всего, на создание и (или) внедрение прогрессивных нововведений. Ее содержание не исчерпывается исключительно внедрением новшеств, достаточно тесно связано с научными исследованиями, и, в том числе, включает в себя разработку будущих инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений применительно к новому или усовершенствованному продукту, реализуемому на рынке. Помимо этого, инновационная деятельность направлена на создание нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, а также на новые или усовершенствованные решения в области организации производства и в социальной сфере, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Ежегодно в Нижегородской области создается свыше 600 объектов интеллектуальной собственности, половина из которых находит внедрение. Наиболее активно используются объекты промышленной собственности в машиностроении и металлообработке, в предпринимательском секторе научных учреждений, химической промышленности. Исторически акцент в инновационной деятельности приходится на индустрию «двойных технологий», высокотехнологическое транспортное машиностроение и глубокую нефтепереработку Преобладание ресурсоемких предприятий обрабатывающих отраслей, отсутствие в области основных сырьевых ресурсов, высокая зависимость промышленности от поставок энергоносителей делают развитие новых технологий и выпуск наукоемкой продукции основным приоритетом экономической политики Нижегородской области. В рамках обеспечения такой приоритетности в области принят Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, составлен перечень критических технологий области, а также сформированы базы данных по инновационным проектам.. Имеется опыт создания в Нижегородской области и частных негосударственных минитехнопарков 6.Факторы, сдерживающие инновационную деятельность. Экономические факторы: -чрезмерный риск; -слишком высокие издержки; -недостаточность финансирования; -слишком длительный период окупаемости инновации.
-недостаточно высокий инновационный потенциал (ИР, промышленных образцов и т. д.); -недостаток квалифицированного персонала; -недостаточность технологической информации; -недостаточность рыночной информации; -трудность контроля над затратами на инновации; -отсутствие внутрифирменной гибкости; -недоступность услуг сторонних организаций; -недостаток возможностей кооперации.
-недостаток технологических возможностей; -недостатки инфраструктуры; -отсутствие потребности в инновациях (использование уже существующих); -незащищенность прав собственности; -законодательство, нормы и стандарты, налогообложение; потребители, невосприимчивые к новым видам продукции и новым процессам
7.Международная инновационная деятельность. В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2, 5 - 3 трлн. долл., что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл. Наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами. По размаху научных и технологических достижений, а также по их социально-экономическому потенциалу можно выделить следующие главные инновационные технологические направления начала XXI-го века: -информационные и телекоммуникационные технологии, -медицина и здравоохранение, - защита окружающей среды. Особое внимание остается за информатикой как технологией, действительно сформировавшей глобальный инновационный сектор и отличающаяся наивысшим мультипликативным эффектом. Именно эта сфера в 90-е годы стала областью драматических изменений, оказывающей воздействие не только на экономику, но и на образ жизни, общественное сознание, культуру. Роль " мировой паутины", Интернета, сравнивают по своему значению в истории человечества с появлением книгопечатания. защита окружающей среды. Повышение требований к защите окружающей среды привело к формированию целого ряда научных направлений в энергетике, биотехнологиях, химии, материаловедении. В рамках этих направлений, ставших во многих случаях приоритетными, решаются не только задачи модернизации существующих технологических процессов в соответствии с экологическими требованиями, но и создаются основы принципиально новых технических решений, экономическая целесообразность которых ранее подвергалась сомнению. Из 50 самых передовых технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. сорока шестью технологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий. Из этих технологий 22 контролируются США, 8-10 – Германией, 6-8 - Японией, по 3-5 Великобританией и Францией, по одной приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию.
8.Государственная поддержка инновационной деятельности в промышленно-развитых странах. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой " чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам: - государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); - в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; - государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; -фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; ·-государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной кооперации. Основное значение инновационных программ ЕС состоит не столько в финансировании проектов, сколько в стимулировании европейской кооперации между различными субъектами НИОКР (научно-исследовательскими центрами, университетами, частными компаниями), координации инновационных политик стран-членов ЕС, выработке общей стратегии, а также в распространении наилучшего национального опыта создания инноваций.
9.Методы стимулирования инновационной деятельности в России.
Важными факторами организационного регулирования государством инновационной деятельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информационная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п. Сегодня поставлена задача модернизации глобальной системы регулирования, основными элементами которой являются упорядочение самих институтов регулирования, более четкая координация между органами, отвечающими за разные сегменты рынка - как на международном, так и на национальном уровне; создание условий для адекватной оценки участниками рынка своих контрагентов и оценки различных финансовых инструментов; создание эффективной системы стимулов к рациональному поведению, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получения выгод за достижение стабильно высоких результатов. Реализуется госпрограмма по развитию технопарков в России, в качестве точек роста в сфере высоких технологий предполагается создание особых технико-внедренческих зон. главными направлениями государственной инновационной политики РФ являются: 1) аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур; 2) формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности; 3) развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов; 4) формирование инновационной инфраструктуры, включая информационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов; 5) создание благоприятного климата для поддержки малых инновационных предприятий и пр.
10.Инфраструктура инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры.
11Институты рыночной инфраструктуры. 1.Инновационный потенциал Нижегородской области. " Нижегородская область, несомненно, обладает высоким инновационным потенциалом. В первую очередь, это связано с тем, что здесь сохранены и продолжают функционировать такие крупные научные центры, как, например, Институт прикладной физики, в котором ведутся исследования очень высокого уровня", - пояснил он. По инновационному потенциалу регион занимает четвертое место после Москвы, Санкт- Петербурга и Московской области. 2.Нормативно-правовая база для развития инновационной деятельности. Нормативно-правовая база является подкрепляющей основой для развития и стимулирования инновационной деятельности, основополагающей можно считать «СТРАТЕГИю ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА», главными направления который можно считать: - Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании - Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. равовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.
|