Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы методологии
В сочинениях Ф. Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что, по сути, явилось отражением нараставшей в стране на протяжении ряда десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А. Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж. Б. Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
1 Ф. Кенэ не был профессиональным экономистом. Уроженец одного из пригородов Версаля (под Парижем), восьмой из тринадцати детей крестьянина - мелкого торговца, Кенэ, чтобы стать медиком, в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной из граверных мастерских. Через 6 лет, получив диплом хирурга, он приступил к врачебной практике. В 1734 г. ему, уже известному врачу предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной просьбы небезызвестной маркизы Помпадур Ф. Кенэ приобрел еще более почетную службу, и, наконец, в 1752 г. он удостоился положения лейб-медика самого Людовика XV. По мере улучшения и упрочения своего материального положения Ф. Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он посвящает занятиям философией, а затем экономической теорией. С 1756 г., будучи уже немолодым человеком, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и Д'Аламбером, в которой и были опубликованы его основные экономические произведения - статьи «Население» (1756 г.), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757 г.), «Экономическая таблица» (1758 г.) и др.
Методологической платформой экономического исследования Ф. Кенэ стала разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. Как утверждает ученый, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это возможно только при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Поэтому, по его мысли, желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию. Одновременно Ф. Кенэ предупреждал, что верховная власть не должна принадлежать аристократам или крупным земельным собственникам, поскольку последние, объединившись, могут образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, создать самую разнузданную анархию. Он считал целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов, необходимых для осуществления государственного руководства. Оценивая методологию исследования Ф. Кенэ и его последователей, Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не провели методологической грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-политическими) суждениями. Провозглашенная физиократами экономическая наука, по его мнению, изучала физические и моральные законы «наиболее совершенного строя», который вызывал у них вдохновение и энтузиазм, и придавал до известной степени сектантский характер всему их течению и мессианизм их взглядам на свою роль. Учение о чистом продукте и классах В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. По егр мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. А в промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф. Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества — классов. При этом Ф. Кенэ утверждал, что нация состоит из трех классов граждан: класса произво- 76 дительного, класса собственников и класса бесплодного. К производительному классу он относил всех людей, занятых в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров; к классу собственников - землевладельцев, включая короля и духовенство; к бесплодному классу -всех граждан вне земледелия, т. е. в промышленности, торговле и других отраслях сферы услуг. Вместе с тем Ф. Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, как он полагал, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. Зажиточность, по ему мнению, возбуждает трудолюбие, потому что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище и одежде и боятся бедности, и как следствие воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию, а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию.
|