Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и функции коносамента






 

Коносаментом является документ установленной формы, который выдаётся перевозчиком (судовладельцем) в доказательство факта принятия груза к перевозке и заключения договора перевозки. Основные функции коносамента сводятся к тому, что он содержит условия договора перевозки груза, играет роль расписки перевозчика (судовладельца) и выступает товарораспорядительным документом. Рассматривая каждую из функций коносамента, становится очевидна уникальность и многофункциональность данного документа.

В осуществлении морской перевозки центральное место занимает перевозчик. Отношения перевозчика с отправителями и/или получателями груза складываются в сложную многообразную систему. Она столь велика, что международной практикой были выработаны эффективные формы организации отношений перевозчика с получателем груза – проформы коносаментов. Таким образом, коносамент, выдаваемый перевозчиком отправителю, регулирует отношения не столько между отправителем груза и перевозчиком, сколько между перевозчиком и получателем груза. Также стоит заметить, что договор перевозки, который оформляется посредством коносамента, определяет взаимные права и обязанности между перевозчиком и грузополучателем, что свидетельствует о правовой природе договора в пользу третьего лица – получателя. При этом следует помнить, что коносамент – документ односторонний, содержит подпись и печать только перевозчика, так что формой договора морской перевозки груза он никак не может считаться. Тем не менее, он содержит все реквизиты, необходимые и достаточные для заключения такого договора.

Следующей важной функцией является то, что коносамент выступает как расписка перевозчика в приеме груза. Так, ч. 3 ст. 3 Правил Гаага-Висби закрепляет, что, «получив грузы и приняв их под свой контроль, перевозчик, капитан или агент перевозчика должен по требованию отправителя выдать отправителю коносамент, должным образом описывающий груз, содержащий опознавательные знаки, количество груза, внешний вид и состояние груза». Обязанность перевозчика подтвердить принятие груза выдачей коносамента также содержится в ч. 1 ст. 14 Гамбургских правил, которая гласит: «Когда перевозчик или фактический перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент».

Коносамент выдаётся после принятия груза к перевозке по просьбе отправителя. Приобретение бланков коносаментов и первоначальное их заполнение осуществляется отправителем груза. Далее коносамент поступает в сферу ответственности перевозчика, который должен оформить коносамент окончательно, сопоставить данные отправителя с информацией штурманской расписки. Штурманская расписка выдаётся отправителю до выдачи коносамента и также является распиской в приёмке груза к перевозке. После этого перевозчик должен выдать коносамент отправителю груза по его просьбе. Выдача коносамента связывается с установлением трёх важных фактов: получение груза перевозчиком; погрузка груза на борт судна; отход судна в рейс.

Коносамент подписывается от имени перевозчика. Фактически, как правило, это осуществляется капитаном судна, или же другим лицом, уполномоченным капитаном. Обычно подписание коносамента производится в день его выдачи. Также полномочия на подписание коносамента имеет морской агент, в частности линейный агент, а в отдельных случаях грузовой агент.

Важным элементом является дата выдачи коносамента. Как правило, дата выдачи свидетельствует о дате исполнения поставки и дате заключения договора морской перевозки. Дата выдачи коносамента также имеет большое значение в расчётных отношениях. Неправильное указание даты может быть в случае проставления даты в коносаменте более поздним днём (Stale Bill of Lading) и датирования коносамента более ранней датой, предшествующей погрузке груза на борт (Antedated Bill of Lading). Датирование коносамента задним числом является грубым нарушением (антидатирование), а иногда может представлять собой уголовно наказуемое деяние – мошенничество или фальсификацию документов.

Коносамент является товарораспорядительным документом (ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что сделки купли-продажи товаров, а также другие операции с товарами осуществляются с помощью коносамента без физической передачи самих товаров. То есть коносамент, представляющий названные в нем товары, может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что коносамент, являясь ценной бумагой, выражает право собственности на конкретный указанный в коносаменте груз. Таким образом, отправитель, выступая законным держателем коносамента, сохраняет своё право распоряжаться грузом на протяжении его транспортировки, и затем передавая его должному лицу. Выдача груза в порту назначения производится после предъявления коносамента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал