Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для самостоятельной работы. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1. Рассмотрите следующие зависимости: а) доход и образование; б) низкий доход и многодетность; в) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране. Что является причиной и что следствием? Могут ли причина и следствие меняться местами?
2. Дайте характеристику понятия «научная абстракция» и ее взаимосвязи с экономической категорией. Приведите примеры абстрагирования применительно к окружающему нас миру и миру экономики.
3. Продемонстрируйте на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
4. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение: а) естественного человека; б) экономического человека; в) лиц наемного труда; г) человека, руководствующегося этическими ценностями.
5. Под индукцией понимается: а) проведение эксперимента; б) конструирование системы законов и категорий; г) выведение теории из фактов; д) умозаключение от общих суждений к частным выводам.
6. Анализ – это: а) соединение различных элементов в единое целое; б) разделение исследуемого предмета на составные части; г) изучение исследуемого предмета на микроуровне; д) изучение исследуемого предмета на макроуровне.
7. Меркантилисты отождествляли богатство с: а) золотыми деньгами; б) бумажными деньгами; в) товарами и услугами; г) все ответы верны.
8. Термин «физиократизм» означает власть: а) государства; б) денег; в) природы; г) нет правильного ответа.
9. Под «невидимой рукой» А.Смит понимал: а) свободную конкуренцию; б) государственное регулирование; в) налоги; г) все ответы подходят.
10. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к: а) регулированию налогов; б) наращиванию инвестиций; в) контролю над денежной массой; г) государственному вмешательству во все сферы.
11. Наука о том, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов – это; а) нормативная экономика; б) позитивная экономика; в) информатика; г) все ответы верны.
12. К частным приемам исследования принадлежат: а) графические; б) исторический; в) экономический эксперимент; г) верны ответы «б» и «в»; д) верны ответы «а» и «в».
13. Перед вами четверостишие Э.Асадова: У соседа – борца, чемпиона мира, Была восьмикомнатная квартира. Будь у меня такая квартира, Я тоже бы стал чемпионом мира! Какой прием научного исследования здесь нарушен?
14. Как вы понимаете высказывание К.Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Раскройте содержание метода абстракции.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии 1. Предмет экономической теории – многообразие критериев определения его границ. 2. Метод экономической теории как способ выявления существенных свойств и взаимосвязей экономической действительности и их проявлений.
Вопросы для дискуссионного обсуждения: 1. Когда Пола Самуэльсона спросили, зачем изучают экономическую теорию, он назвал несколько причин. Во-первых, в надежде получить деньги. Во-вторых, к вам относятся как к безграмотному, если вы не знаете законов спроса и предложения. В-третьих, потому, что политэкономию называют «королевой общественных наук» - старейшей из искусств, новейшей из наук. А как бы вы ответили на этот вопрос?
2. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? 3. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и необходимо ли оно в экономической науке?
Список рекомендуемой литературы.
1. Курс экономической теории: Учеб. / МГИМО МИД России: Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – 5-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2003, 2004. – С.30-42. 2. Нуреев, Рустем Махмутович. Курс микроэкономики: Учеб. для вузов / Нуреев, Рустем Махмутович. – 2-е изд., изм. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001, 2002, 2004. – С.17-34.
|