![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поле и системаСтр 1 из 4Следующая ⇒
AWARENESS (ОСОЗНАВАНИЕ) Свободно перемещающееся внимание, одновременно сознательная и предсознательная бдительность интеллекта, эмоций и тела к актуальной внутренней, глубинной жизни субъекта и к окружающей его внешней среде (также воспринимаемой субъективно), непосредственное осознавание настоящего во всей его полноте - такова характеристика состояния, к которому стремятся и в дзен-буддизме (" Будда" означает " Пробужденный") и в Гештальте. Для обозначения этого состояния Гештальт-подход использует английское слово awareness, значение которого трудно передать на других языках. Когда Перлза просили сформулировать суть Гештальта одним словом, то обычно он произносил именно это слово, хотя многие современные гештальтисты предпочитают ему термин " контакт". ГРАНИЦА-КОНТАКТ С этих двух слов начинается основополагающий труд по Гештальт-терапии, составленный Гудманом на основе разрозненных записей Перлза. Сам Перлз в книге «Гештальт-подход" (опубликованной после его смерти, в 1973 году) отмечает: " Изучение способа функционирования человека в окружающей его среде есть изучение того, что происходит на границе-контакт между индивидуумом и окружающей его средой. Именно на границе-контакт протекают все психологические явления. Далее Гудман уточняет: " Эта граница, на которой стянут жизненный опыт, не отделяет организм от окружающей его среды; она обозначает те пределы, в которых заключен и которыми предохраняется организм; она соприкасается с окружающей средой... Так, например, кожа представляет из себя орган, посредством которого особым образом осуществляется связь между организмом и окружающей его средой". Итак, граница " принадлежит" одновременно внутренней и внешней территориям, она является составной частью двух различных, но взаимосвязанных миров. " Психология, - продолжает Гудман, - изучает способы творческого приспособления (на границе-контакт). Патопсихология изучает обрывы, остановки или другие искажения процесса творческого приспособления". Нарушения контакта или " сопротивления" (п. 9) могут быть рассмотрены как проблемы, возникающие на границе-контакт, как отсутствие четкого разграничения в случае чрезмерной конфлуэнции, как " перетекание" внутреннего или внешнего миров за их границы (проекция или интроекция) и т. д. (см. схему - п. 9). ПОЛЕ И СИСТЕМА В ходе терапевтического сеанса сам терапевт представляет для клиента одну из важных составных частей " окружающей клиента среды". Именно с ним устанавливается контакт и проходит процесс взаимодействия со всеми возникающими в его ходе заранее непредсказуемыми случайностями. Клиент и терапевт входят таким образом в одно и то же " поле" опыта, и поведение одного интерферирует с поведением другого. В этом случае речь, конечно же, идет не о " закрытой", а об " открытой системе", находящейся в постоянной связи с контекстом внешнего мира. В работе над книгой " Гештальт-терапия" Гудман использовал наблюдение Курта Левина, который незадолго до этого времени экстраполировал на социум теорию электромагнитного поля Максвелла, нашедшую свое обобщение в эйнштейновской физике. Левин основывался также на феноменологических концепциях Минковского о психологическом пространстве-времени. В настоящее время Теория Полей чаще всего рассматривается как раздел Общей Теории Систем, которая представляет из себя междисциплинарный подход со своим цельным понятийно-методологическим аппаратом. Ее необходимо отличать от холизма, в рамках которого несколько наивно высказываются представления о том, что познав целое, можно объяснить, как функционирует каждая отдельная часть этого целого. Эдгар Морен (" Метод Метода", 1977) справедливо подчеркивал, что холизм в своем стремлении преодолеть " редукционизм" - стремление к непременному сведению сложного процесса к более простому - на самом деле все " упрощенно свел к целому", отбросив само представление о внутренней сложности структуры. Гештальт-терапия занимается каждым человеком в контексте с окружающей его средой, не выделяя искусственным образом одно или другое и не смешивая их. 6. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Психическое и социальное " здоровье" выражается в непрерывном творческом приспособлении на " границе-контакт" между организмом и окружающей его средой. В частности, между субъектом, терапевтом и контекстом терапевтической ситуации (включая место, в котором происходит коммуникация, наличие свидетелей или группы людей и т. д.). Речь идет не просто об адаптивном " приспособлении", когда индивид, подчиняясь жесткому закону, царящему в окружающей его среде, принимает преобладающие в ней социальные нормы и то поведение, которое обычно рассматривается как " нормальное". Речь, однако, идет и не об индивидуальном творчестве без учета контекста и обстоятельств, допускающем все возможные фантазии или крайности под тем простым предлогом, что на клиента они оказывают свое определенное действие. Речь идет о компромиссе или, точнее, о синтезе, позволяющем каждому человеку жить, придерживаясь собственных взглядов, учитывая при этом нормы, принятые в данные время в данном месте, и найти собственный путь в общем потоке. Становится очевидно, что Гештальт резко отличается от нацеленной на норму терапию поведения: следуя феноменологической перспективе, он придает особое значение субъективному бытию каждого человека, его личным внутренним ощущениям и его внешнему поведению, которое можно наблюдать со стороны. Тем не менее, Гештальт не замыкается единственно на " внутрипсихической" жизни. Он побуждает к челночному движению между внутренним и внешним, стараясь соединить социальную адаптацию с индивидуальным творчеством, саму ситуацию с ее " индивидуальным прочтением", таким образом, выстраивая мост между наукой и искусством. Здесь же необходимо вспомнить и тот социополитический контекст, в котором создавался Гештальт: в 50-е годы Перлз, Гудман и несколько других первопроходцев хотели любой ценой отмежеваться от американского психоаналитического истеблишмента и проявили себя как нонконформисты крайне вызывающего толка. Они выражали резко анархистские взгляды, и так же " анархично" вели себя в социуме и в своей личной жизни. В наши дни Гештальт-терапия творчески " приспособилась" к контексту периода времени, последовавшего за 1968 годом, и, став более " умудренной", полностью сохранила свой либеральный пафос. 7. ЦИКЛ ОПЫТА (ЦИКЛ КОНТАКТА) Любое индивидуальное действие и коммуникативное взаимодействие состоит из нескольких фаз, образующих " цикл опыта", который многочисленные авторы называют по-разному (" циклом контакта-отступления" или " циклом удовлетворения потребностей"). Перлз и Гудман выделяли в нем четыре основных фазы: преконтакт, контактирование, полный контакт и постконтакт (или отступление). За то время, что прошло после смерти Перлза многие авторы предложили новые схемы цикла контакта. Дробя привычную схему на более мелкие части, они стали выделять в цикле, каждый по-разному, от трех до семи фаз, например: появление ощущения или ощущение, появление осознавания или awareness, возбуждение или мобилизацию энергии, контакт или проигрывание, взаимодействие, завершение взаимодействия, отступление или ассимиляцию опыта (Катцев). Другие авторы предлагали следующую схему: преконтакт, вступление в контакт, контакт, выход из контакта, интеграция (Гингер). В специальных работах можно найти несколько детальных описаний схем цикла контакта (по Гудману, Зинкеру, Польстеру, Катцеву, Брауну, Салате, Гингеру). Пока же нас интересует сам принцип смены фаз цикла контакта на разных его этапах. Такой цикл не всегда протекает точно по своему лабораторному образцу. Мы уже отмечали (п. 4), что для Перлза и Гудмана " патология подразумевает обрывы, остановки или другие искажения процесса творческого приспособления". Перлз (в «Гештальт-подходе») определяет невротика как " человека, который постоянно предается самопрерыванию". Нарушения функционирования self обычно называют " сопротивлениями" (см. п. 9). Они могут проявляться в виде механизмов защиты, свойственных данной ситуации (" адаптивные сопротивления" - по Польстерам) или, наоборот, как стойкие анахроничные блокировки, свидетельствующие о патологическом функционировании, т. е. избегании подлинного контакта. На протяжении цикла контакта self функционирует в различных, последовательно сменяющих друг друга и поочередно преобладающих " режимах" (Id, Ego, средний режим, режим " personality"). Мы не станем описывать в рамках такой короткой статьи все эти режимы функционирования, отметим только, что они могут быть нарушены и даже могут отсутствовать. 8. НЕЗАКРЫТЫЕ ГЕШТАЛЬТЫ Обычно, по завершении акта деятельности (психической или поведенческой) мы освобождаемся для нового действия: Гештальты, образуясь, а затем распадаясь, сменяют друг друга в непрерывной, плавной последовательности, составляющей континуум сознания любого психически " здорового" человека. Если цикл контакта полностью не завершен, то ситуация может продолжать оставаться незакрытой и превратится в подсознательный элемент, вызывающий внутреннее напряжение. Так, к примеру, прерванное дело (выполнение уроков, уборки по дому, оставленный недоеденным из-за телефонного звонка бутерброд, запланированная прогулка, не состоявшаяся из-за грозы) может сохранять свою актуальность и завершится при первой же возможности. В основе этого явления лежит эффект Зейгарник (названный по имени психолога-гештальтиста Блюмы Зейгарник, изучавшей этот эффект под руководством Курта Левина). Но в некоторых ситуациях такое давление может трансформироваться в навязчивое и изнурительное состояние психического напряжения и, со временем, стать причиной невроза: траур или тяжело переживаемый разрыв, длительная безработица, хроническая сексуальная неудовлетворенность, повторяющийся провал на экзаменах и т. д. Работа с незакрытыми Гештальтами (unachieved business) - типичный пример, говорящий о том, с каким вниманием в Гештальт-терапии работают со следами прошлого, продолжающими паразитировать на актуальной жизни клиента. Однако, речь идет не о " магическом" избавлении от внутреннего обременительного груза путем проигрывания по психодраматическому типу (enactment), а скорее об интегрировании тягостного жизненного элемента в какое-то значимое целое, в состав которого этот элемент войдет как один из полюсов жизненной экзистенции клиента (см. п. 16).
|