Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к сочинению по литературе
ПЛАН анализа стихотворного текста 1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение. 2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения: 1) сколько предложений входит в него; 2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой; 3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)? 3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.) 4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую). 5. Обратите внимание на повторы: – синтаксический параллелизм; – лексические и корневые повторы; – повторы союзов; – анафорические и эпифорические повторы. Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую? 6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении: 1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.); 2) к какому разряду лексики они принадлежат: – по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.); – по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова); 3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении? 7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте: 1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте; 2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов; 3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова; 4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему; 5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль. 8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении. 9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность. 10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)
1. История создания произведения: факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения. связь произведения с исторической эпохой его создания; место произведения в творчестве автора. 2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров). 3. Название произведения и его смысл. 4. От чьего лица ведётся повествование? Почему? 5. Тема и идея произведения. Проблематика. 6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды. 7. Система образов произведения: персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные; особенности имён и фамилий персонажей; поступки персонажей и их мотивация; предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа; связь персонажа с общественным окружением; отношение к герою произведения других персонажей; самохарактеристика персонажей; авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
8. Композиция произведения: деление текста произведения на части, смысл такого деления; наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл; наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл; наличие эпиграфов и их смысл; наличие лирических отступлений и их смысл. 9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем? 10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения. 11. Особенности языка произведения.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 1. Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме. 2. Сочинение должно быть основано на знании текста. 3. Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме. 4. В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете. 5. В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского " Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в " Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д. 6. Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление (" вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, " выход" из темы). 7. Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом. 8. Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными. 9. Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения. 10. Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей " Львом Николаевичем" (о Толстом), " Мариной Ивановной" (о Цветаевой), " Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно! 11. Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
|