Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальный конфликт
Социальный конфликт – столкновение социальных групп, являющихся носителями противоположных социально-экономических, политических интересов, взглядов, идеологий. Конфликты могут принимать самую разную форму – от простой ссоры двух людей до крупного военного столкновения, иметь экономический, политический, культурный, религиозный, профессиональный, этнический и другой характер.
Несмотря на столь многочисленные проявления конфликтных взаимодействий в социальной жизни, все они обладают рядом общих характеристик. Всем конфликтам присущи основные параметры: 1) участники и субъекты конф-ликта; 2) причины и источники возникновения конфликта;
3) взаимодействие, т.е. всевозможные формы конфликтного поведения и действий участников, направленное на разрешение конфликта; 4) последствия конфликта.
Источником конфликтов могут быть индивид, группа лиц, организация, которые принимают участие в конфликте в качестве «союзников» одной из конфликтующих сторон; субъектом же социального конфликта является социальная группа, человек, способные создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами.
Анализ причин социальных конфликтов позволяет выделять следующие их типы:
1. Социальное неравенство. Богатство, власть и высокие должности одних выступают резким контрастом бедности и подчиненности других. Все это обстоятельство дополняется тем, что в обществе всегда существует дефицит жизненных благ, в результате становится неизбежной борьба за лучшие позиции в обществе – за собственность, высокие доходы и богатство, авторитет, власть и престиж, против дискриминации и ущемления прав.
2. Наличие противоположных ориентаций. Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Они могут возникать из-за различного отношения к манере поведения, к семье и браку, к политическим институтам. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже.
3. Идеологические причины. Они заключаются в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагают мировоззрения у различных групп общества. В данном случае элементы веры, религиозные, социально-политические устремления становятся катализатором противоречий.
4. Несовершенство человеческой психики. Это проявляется в чрезмерных эмоциях, которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей, в ненависти, зависти, злорадстве, расовой, национальной розни и т.д.
Обобщая все названные причины конфликтов, можно выделить их универсальный источник – несовместность интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон, ибо потребности людей велики и постоянно растут, и возможности для их удовлетворения всегда ограничены. Не случайно поэтому, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем острее в нем конфликты между социальными группами.
Конфликтное поведение субъектов конфликта различаются на разных стадиях конфликта. Первая стадия социального конфликта – это предконфликтная стадия. В этот период конфликтующие стороны, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности (материальные, информационные, властные и другие ресурсы). Предпринимаются шаги по консолидации сил, поиск сторонников, определяется стратегия действий.
Вторая стадия социального конфликт а – непосредственно конфликт. Действия сторон направлены на изменение поведения противника. Они могут быть открытыми или скрытыми, физическими, психологическими, идеологическими и т.п. Эти действия расширяют сферы конфликта.
По своему внутреннему содержанию конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного, делового сотрудничества. Как правило, участвующие в рациональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образ врага. Такие конфликты не бывают затяжными, так как обе стороны стремятся к улучшению взаимоотношений.
В эмоциональном конфликте стороны действуют на основе неприязни, и первоначальная причина просто забывается, неприязнь может перерасти в ненависть. Развитие эмоционального конфликта непредсказуемо, и в подавляющем большинстве они не управляемы. Некоторые конфликты, например, религиозные, могут передавать эмоциональный настрой нескольким поколениям.
Третья стадия социального конфликта – это разрешение конфликта. В социологии значительное внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими. Задача управления социальным конфликтом состоит в том, чтобы не допустить его разрастания и снизить его негативные последствия.
Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Чтобы конфликт не вспыхнул вновь, необходимо устранить основную причину конфликта. На этой стадии действия участников и субъектов конфликта направлены на совместный поиск путей преодоления конфликта. Основными стратегическими направлениями урегулирования социальных конфликтов являются переговоры, консультирования, привлечения «третьей силы», не участвующей в конфликте, но заинтересованной в его урегулировании, предупреждении. Переговоры позволяют избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что позволяет понять аргументы сторон, рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к компромиссу, консенсусу, открыть пути к сотрудничеству.
Стратегия консультирования практикуется в тех случаях, когда невозможно решить проблему без процедуры консультирования с экспертами-профессионалами. Специфика этой стратегии заключается в глубоком анализе конфликтной ситуации на уровне потребностей и ценностей сторон методом социальных наук. Стратегическая цель консультирования: от изменения индивидуальных установок к улучшению взаимоотношений конфликтующих сторон и разрешению конфликта.
Посредничество дает возможность неформального взаимодействия между конфликтующими сторонами при помощи авторитетных посредников. В их роли могут выступать как организации, так и частные лица.
Для ускорения разрешения конфликта специалисты-конфликтологи предлагают:
1) во время переговоров по поводу конфликта приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта;
2) конфликтующие стороны должны стараться видеть интересы другой стороны, как свои;
3) чтобы переговоры были продуктивными, необходимо установить некоторые правила коммуникации, которые предполагают умение слушать и не перебивать оппонента, сдерживать свои эмоции;
4) участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга, создавать атмосферу публичного обмена мнениями.
Таким образом, только продвижение конфликта к разрешению, а не пресечение определяет его конструктивную значимость, и в этом смысле социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений. 2.5. Функции конфликтов Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие синдрома покорности у подчиненных после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
|