Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Расчёт защитного зануления
При проектировании систему защитного зануления рассчитывают по трём характеристикам: 1) на отключающую способность; 2) на безопасность прикосновения к корпусу при замыкании фазы на землю (расчёт заземления нейтрали); 3) на безопасность прикосновения к корпусу электрооборудования при замыкании фазы на корпус (расчёт повторного заземления нулевого защитного проводника). Расчёт системы защитного зануления на отключающую способность сводится к выбору плавких вставок предохранителей, гарантирующих срабатывание системы. Для надёжного срабатывания защиты необходимо выполнение условия: Iк.з ≥ k , (1) где Iк.з – ток короткого замыкания, А; – номинальный ток плавкой вставки предохранителя или ток срабатывания автоматического выключателя, А; k – коэффициент кратности тока замыкания. Для плавких вставок предохранителей k = 3; для автоматических выключателей k = 1, 25…1, 4. Плавкие вставки предохранителей подбирают по расчётному значению номинального тока (прил. 1), при этом должно соблюдаться условие (1). Значение номинального тока определяется по выражению , (2) где – пусковой ток электродвигателя, А; α – коэффициент режима работы. Для асинхронных двигателей α = 1, 6…2, 5; для двигателей с частыми включениями (крановые двигатели) α = 1, 6…1, 8; для двигателей, приводящих в действие механизмы с редкими пусками (конвейеры, вентиляторы), α = 2…2, 5. Значение пускового тока электродвигателя = · β, (3) где Iн.эл.дв – номинальный рабочий ток электродвигателя, А; β = 5…8 – коэффициент перегрузки (Iпус / Iн), принимаемый по прил. 2 или электротехническим справочникам [9]. Номинальный рабочий ток электродвигателя , (4) где Р – номинальная мощность двигателя, кВт; Uн – номинальное напряжение, В; cos φ – коэффициент мощности. Значения Р, Uн и cos φ также принимаются по прил. 2 или [9]. Сила тока короткого замыкания Iк.з рассчитывается по схеме замещения, представленной на рис. 2. Значение Iк.з зависит от фазного напряжения сети Uф и сопротивлений цепи, в том числе от полных сопротивлений трансформатора Zт, фазного проводника Rф, нулевого защитного проводника Rн, внешнего индуктивного сопротивления петли (контура) " фазный проводник – нулевой защитный проводник" (петли " фаза – ноль") Zп, а также от активных сопротивлений заземлений нейтрали обмоток источника тока (трансформатора) R 0и повторного заземления нулевого защитного проводника Rп (рис. 2а). Поскольку R 0 и Rп, как правило, велики по сравнению с другими сопротивлениями цепи, можно не принимать во внимание параллельную ветвь, образованную ими. Тогда расчётная схема упростится (рис. 2б), а выражение для тока Iк.з может рассчитываться по приближённой зависимости, в которой модули сопротивлений трансформатора и петли " фаза – ноль" складываются арифметически: , (5) где Uф – фазное напряжение сети, В; Zт /3 – сопротивление фазы трансформатора, Ом; Zп – сопротивление петли " фаза – ноль" линии, Ом. Значения сопротивления трансформатора Zт выбираются по прил. 3. Полное сопротивление петли " фаза – ноль" Zп определяется по зависимости , (6) где Rф, Rн – активные сопротивления фазного и нулевого защитного проводников, Ом; Хф, Хн – внутренние индуктивные сопротивления фазного и нулевого защитного проводников, Ом; Хп – внешнее индуктивное сопротивление (сопротивление взаимоиндукции) петли " фаза – ноль", Ом. Способ расчёта активных (Rф и Rн) и внутренних индуктивных (Хф, Хн) сопротивлений зависит от материала проводников. 1. Если применяются проводники из цветных металлов, то активное сопротивление определяется по зависимости , (7) где ρ – удельное сопротивление проводника (для меди ρ = 0, 018 Ом·мм2/м, для алюминия ρ = 0, 028 Ом·мм2/м); L – длина проводника, м; S – сечение мм2. Значения индуктивных сопротивлений Хф и Хн для медных и алюминиевых проводников малы (около 0, 0156 Ом/км) и, как правило, при расчётах ими пренебрегают. 2. Если применяются стальные проводники, то для расчёта их активных (R) и внутренних индуктивных (Х) сопротивлений также задаются сечением и длиной нулевого и фазного проводников и применяют зависимости:
Х = хω · L, где L – длина проводника; rω и хω – удельное активное и удельное внутреннее индуктивное сопротивления стальных проводников, значения которых определяются по прил. 4 в зависимости от размеров сечения S фазных и нулевых защитных проводников, а также ожидаемой плотности тока d, А/мм2 . (9) Сечение нулевого проводника и его материал выбираются из условия, чтобы полная проводимость нулевого провода была не менее 50% полной проводимости фазного провода, то есть соблюдалось условие .
Величина внешнего индуктивного сопротивления Хп петли " фаза – ноль" зависит от длины этой петли, то есть от длины фазового Lф и нулевого Lн проводников, а также удельного внешнего индуктивного сопротивления хп: Хп = хп · (Lф + Lн). (10) Величину удельного внешнего индуктивного сопротивления хп в практических расчётах принимают равной 0, 6 Ом/км.
Пример Рассчитать систему защитного зануления для трёхфазной четырёхпроводной линии напряжением 380/220 В, питающей асинхронный электродвигатель 4А132М2 (частота вращения n = 3000 мин-1). Дано: источник тока – трансформатор мощностью 630 кВ·А с номинальным напряжением обмоток 6/10 кВ и схемой соединения обмоток λ (звезда). Фазный провод – медный, Æ 8 мм, сечение Sф = 50, 27 мм2, длина Lф = 100 м = 0, 1 км. Нулевой провод – стальной с сечением 4´ 40 мм, Sн = 160 мм2, длина Lн = 50 м = 0, 05 км.
|