![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
R&D-менеджмент
Что же касается в целом проблемы кадров для инноваций нужно понимать: здесь речь идёт о принципиально другой экономической культуре. Прежде всего, инновации – это не история промышленности и производства. Это история про бизнес, не обязательно даже связанный с товаром – возможно, с продвижением каких-то идей, с получением лицензий, с контрактными производствами, с управлением (прежде всего). Поэтому очень много практик, которые жизненно необходимы для инноватики, в России, к сожалению, отсутствуют. В первую очередь, практически полностью отсутствует такой корпоративный класс, как R& D-менеджеры (специалисты в области resource& development). R& D – это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности компании. Деятельность менеджера по R& D представляет собой работу в области исследований и программ развития, направленных на поддержание конкурентоспособности компании и прибыльности её деятельности. Это очень специфический набор компетенций, который не вполне точно соответствует тем навыкам, которые реализуют менеджеры, управляющие научно-исследовательскими процессами в российских компаниях. Существуют достаточно драматические различия в research. Не просто корпоративно-отраслевой науке — речь идёт об управлении изменениями, об управлении знаниями, и об управлении в целом комплексными процессами, связанными с производством знаний. На сегодняшний день далеко не все корпоративные разработки идут в копилку самой компании. Очень многие выводятся на рынок. В большей степени, пожалуй, корпорации являются создателями инноваций, которые востребует рынок потом, без них, – чем даже реализуют сами. С другой стороны, корпоративный R& D – это ещё и очень грамотный поиск тех инноваций, которые уже разработаны на рынке, и которые надо купить, адаптировать. К сожалению, здесь тоже не хватает практики. Не хватает не столько специализированных навыков, сколько тонкого понимания, как работает этот механизм. Нет не только людей – нет очень многих инфраструктур, нет информации, по-настоящему полного обмена между инновационным сектором и промышленностью. Все это свидетельствует о существовании комплексной проблемы кадрового обеспечения инноватики. Существует серьезная проблема в кадрах для венчурных фондов. Венчурная индустрия работает только тогда, когда венчурных игроков много, и когда они очень разные по масштабу. Если в стране существует порядка 20 крупных венчурных фондов, то это, к сожалению, лишь указывает на существующую проблему. Фондов должно быть на порядок (а то и на два) выше, причём вовсе не обязательно они должны быть крупными. Наоборот, самые интересные инвестиции на начальной стадии, самые яркие и интеллектуально активные вложения в старт-апы делают как раз такие маленькие фонды – молодые, которые тратят много времени на то, чтобы персонально работать с каждой начинающей инновационной компанией, у которой на это есть определённый потенциал. К сожалению, как раз в малых фондах Россия очень слабо представлена. Без них развиваться достаточно сложно. Большое количество людей с финансовым и экономическим образованием должно найти себе интерес в том, чтобы работать на венчурной поляне и как хозяева небольших управленцев и фондов, и как бизнес-ангелы, и пр.
|