Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовая политика как составная часть экономической политики






Финансовая политика государства - это программа действий правительства в сфере финансовых отношений. По своей сути - это совокупность мероприятий, связанных с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в обществе, с регулированием этих процессов и контролем за их оптимальным развитием.

Субъектом финансовой политики выступает правительство, которое формулирует концепцию социально - экономического развития государства, предусматривает средства для ее реализации. Объектом финансовой политики являются финансовые отношения и финансовые потоки, связанные с созданием и использованием целевых фондов денежных средств государства и конкретных предприятий.

Основополагающая цель - финансовое обеспечение реализации на практике концепции социально-экономического развития государства на определенный временной период. Подцель финансовой политики - формирование целевых фондов денежных средств на уровне микро и макро экономики, как предпосылки эффективного использования доходов, созданных в обществе.

Основной задачей финансовой политики является обеспечение и оптимизация процесса создания и распределения вновь созданной стоимости.

К финансовой политике предъявляются следующие требования:

• базирование на выводах современной финансовой науки;

• учет существующего зарубежного и отечественного опыта финансового и хозяйственного строительства;

• базирование на достоверной цифровой информации;

• учет конкретных внутренних и внешних условий развития государства.

Составляющие финансовой политики:

а)финансовая стратегия - план действий правительства на долгосрочную перспективу.

б) финансовая тактика - система мер, направленных на решение текущих задач

Финансовая тактика подчинена финансовой стратегии. В тоже время финансовая тактика может подкорректировать финансовую стратегию государства или отдельного субъекта хозяйствования.

Виды финансовой политики.

1. В зависимости от сферы финансовых интересов государства различают:

- внутренняя финансовая политика - совокупность мероприятий по распределению и перераспределению доходов общества в рамках национальной экономики;

- внешняя финансовая политика - это программа действий правительства в сфере международных отношений с целью привлечения в национальную экономику иностранных инвестиций, международных кредитов, добровольных пожертвований.

2. В зависимости от специфики данного этапа развития экономики различают.

- сдерживающую политику, призванную уменьшить (сдержать) деловую активность товаропроизводителей;

- стимулирующую политику, призванную повысить (простимулировать) деловую активность товаропроизводителей и обеспечить прирост объемов производства;

- стабилизационную политику, призванную удержать (стабилизировать) падение национальной экономики и создать платформу для ее последующего позитивного развития.

З. В зависимости от отраслевой принадлежности финансовых отношений выделяется:

- бюджетная политика;

- налоговая политика;

- кредитная политика;

- страховая политика;

- банковская политика;

- амортизационная политика.

2.3. Бюджетно – налоговая политика как основной инструмент регулирования экономических процессов

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Рес­публики Беларусь при помощи Главного государственного каз­начейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономичес­ких целей - увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие ин­фляции и устойчивый рост экономики.

Одной из основных функций казначейства является органи­зация исполнения бюджета, т.е. формирование его доходной части и осуществление контроля за использованием расходной.

Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) по­литики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специ­альных решений правительства. Оба вида активно взаимодей­ствуют.

Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый эко­номический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Стра­на переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сек­тора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково:

а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада;

б) оно сдержи­вает спрос в периоды подъема, тем самым сглаживая колебания экономического цикла.

В настоящий момент в бюджетной практике используют следующую классификацию бюджетных методов регулирования:

1. По уровням:

- общегосударственное: устанавливает макроэкономические пропорции в развитии общественного воспроизводства в рамках государства;

- межтерриториальное: регулирует уровень развития территорий;

- межбюджетное: обеспечивает распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- межгосударственное: регулирует степень участия республики в межгосударственных программах и мероприятиях, финансируемых за счет средств бюджета.

Каждому уровню бюджетного регулирования соответствуют комбинации форм и методов регулирования, которые необходимы как на стадии составления бюджета, так и при организации его исполнения. Для разработки многовариантных решений и достижения максимального эффекта необходимо обеспечить их оптимальное сочетание.

С этой целью проводится классификация форм и методов бюджетногорегулирования в зависимости от обслуживаемой ими сферы бюджетных отношений, разделив их на две группы:

1. Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, связанных с формированием доходов бюджета;

2. Формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

В первую группу включаются:

- изъятие части доходов, полученных в результате первичного распределения национального продукта. Этой форме соответствуют методы регулирования: изъятие налогов и неналоговых платежей в бюджет, включая целевые бюджетные фонды;

- предоставление налоговых привилегий. Методы регулирования, соответствующие этой форме: полное освобождение от уплаты налогов и неналоговых платежей, предоставление льгот, налоговых кредитов;

- перераспределение общегосударственных доходов и налогов между уровнями бюджетов. Эта форма бюджетного регулирования предполагает использование следующих методов: закрепление за местными бюджетами полностью или частично общегосударственных доходов; передача регионам части общегосударственных доходов в виде регулирующих доходных источников; предоставление трансфертов для сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов;

- резервирование части бюджетных ресурсов – достигается созданием резервных фондов в составе бюджетов всех уровней: специфического бюджетного резерва в виде оборотной кассовой наличности для предупреждения кассовых разрывов при исполнении бюджета, резервов правительства и местных органов власти, целевых резервов;

- регулирование привлечения государственных кредитов. Осуществляется посредством внутреннего государственного кредита и международного государственного кредита.

Ко второй группе относятся следующие формы и методы бюджетного регулирования:

- финансирование расходов на отрасли экономики, социально-культурную сферу, управление и оборону. Методы регулирования: прямое финансирование; предоставление трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций;

- выравнивание расходов на отрасли непроизводственной сферы в региональном разрезе. Используются следующие методы регулирования: принятие единого для всех территорий республики норматива бюджетной обеспеченности в отраслях непроизводственной сферы в расчете на одного жителя; предоставление трансфертов из фонда финансовой поддержки регионов; финансирование капитальных вложений в развитие сети учреждений непроизводственной сферы;

- перераспределение расходов между уровнями бюджетной системы. Этой форме бюджетного регулирования соответствуют следующие методы: передача объекта финансирования с бюджета одного уровня на другой; передачи трансфертов в качестве дополнительного источника финансирования;

- регулирование погашения государственного долга - предусматривает выплату долгов и уплату процентов по ним;

- участие в формировании доходов международных организаций. Метод регулирования – уплата взносов в соответствии с международными договорами.

Кроме того, целесообразно классифицировать формы и методы бюджетного регулирования в соответствии с задачами, на решение которых они направлены. В данном случае важно обеспечить разнообразие в сочетании форм и методов первой и второй групп с целью расширения спектра их действия для достижения цели. В частности:

· для регулирования народнохозяйственных и отраслевых пропорций могут быть использованы следующие формы и методы: изъятие части доходов экономических агентов, предоставление им льгот по налогам, приоритетное финансирование, субсидирование, дотирование;

· регулирование доходов населения и уровня жизни могут осуществляться следующими методами: перераспределением доходов путем изъятия налогов; предоставлением налоговых льгот; выдачей субсидий, трансфертов;

· для обеспечения социальных гарантий используется предоставление льгот на товары и услуги, целевое субсидирование;

· выравнивание уровня социально-экономического развития регионов достигается перераспределением доходов и расходов между бюджетами территорий путем применения методов, соответствующих этим формам бюджетного регулирования;

· для предупреждения и ликвидации последствий нежелательных событий, предупреждения диспропорций в развитии экономики, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий используются формы регулирования: резервирование средств бюджета и финансирование соответствующих мероприятий;

· регулирование сальдо бюджета осуществляется посредством сокращения расходов, увеличение доходов, привлечением кредитов, займов;

· формирование бюджета Союза Беларуси и России и участие в международных общественных и финансовых организациях обеспечивается посредством следующих форм и методов регулирования: перечислением доли Беларуси в доходной части бюджета Союза Беларуси и России; финансированием совместных программ и мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета Союза; уплатой взносов в международные организации и т.д.

Эффективность использования бюджетных методов регулирования воспроизводственных процессов обусловливается тем, что они гораздо легче, чем другие экономические методы, поддаются корректированию со стороны государственных органов, так как находятся в сфере непосредственного влияния государства и могут применяться в оптимальном сочетании для получения наибольшего эффекта.

Таким образом, в условиях трансформационной экономики роль бюджета неизмеримо усилилась. Он выступает гибким инструментом экономического воздействия государства на ход воспроизводственного процесса в условиях складывающихся рыночных отношений.

Содержание денежно-кредитной (монетарной) политики

Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.

Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры).

Роль каждого из субъектов определяется, прежде всего, характером экономических отношений, на базе которых складывается определенный тип управления. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой государство активно участвует в регулировании денежно-кредитных процессов, оказывающих весьма значительное и многоплановое воздействие на все сектора экономики. При этом государство, которое призвано реализовывать общественные интересы, осуществляет денежно-кредитное регулирование в широком смысле через деятельность практически всех своих органов исходя из задач и средств, определенных законодательством конкретной страны. Кроме Национального банка, в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь Министерство экономики Республики Беларусь, которое выполняют целеустанавливающую функцию с общеэкономических позиций.

Субъекты системы денежно-кредитного регулирования воздействуют на денежные потоки (объект) в целях реализации общих и индивидуальных интересов через имеющиеся у них монетарные инструменты, используемые в определенных технологических режимах.

При рассмотрении целей денежно-кредитного регулирования наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные (общеэкономические) и промежуточные (непосредственно монетарные). Вместе с тем каждая их этих групп классифицируется по целому ряду других критериев, например во временном либо субъектном разрезах.

Монетарный, или денежно-кредитный, сектор выполняет роль посредника, через который проходят потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и, прежде всего реального сектора.

Для управления потоками денежных средств и формируется система денежно-кредитного (монетарного) регулирования. Она обеспечивает движение денег в общем кругообороте товарно-денежных потоков. который образуется в процессе воспроизводства товаров и услуг, состоящем из четырех основных стадий - производства, распределения, обмена и потребления.

Следовательно, конечными целями системы денежно-кредитного регулирования являются общие цели развития экономики, которые в принципе устанавливаются исходя из глобальной (можно даже сказать естественной) функции любой трудовой деятельности - удовлетворения потребностей человека или максимизации общественного благосостояния.

В качестве основных из них наиболее часто выделяют так называемый магический четырехугольник - четыре взаимосвязанные цели:

1. Рост производства товаров и услуг.

2. Обеспечение занятости населения.

3. Формирование равновесия платежного баланса страны.

4. Стабильность цен - как внутренних, так и внешних
(обменный курс).

Существуют и другие варианты систематизированного представления общеэкономических (конечных) целей. Например, к четырем названным целям иногда добавляют достижение эффективности производства, справедливое распределение доходов, обеспечение экономической свободы.

При этом выбор реальных работающих целевых показателей представляет собой достаточно сложную методологическую и прогнозную проблему. Во-первых, имеется определенное, особенно для краткого периода, противоречие между экономическими целями. Например, целевая установка на резкое снижение темпов инфляции, реализуемая в существенной мере монетарными средствами через ограничение спроса, может послужить тормозом для достижения цели обеспечения высоких темпов производственного роста, требующего увеличения емкости внутреннего потребления наряду с необходимостью расширения экспорта. И наоборот, задание резкого повышения темпов роста производства, которое требует значительных инвестиций в условиях естественного (в частности, по технологическим причинам) отставания снижения затрат, создает повышенный денежный спрос и соответственно проблему для реализации поставленных целей по стабилизации цен. Поэтому приоритетность и уровни целевых параметров должны быть выверены на основе системы макроэкономических и эконометрических моделей. Во-вторых, постановка экономических целей предполагает одновременно формирование необходимых условий и механизмов их реализации, создающих базис, без которого целевые установки «повиснут в воздухе» и экономические процессы будут развиваться в ином направлении.

Следует отметить, что многие страны, в первую очередь европейские, в качестве определяющей экономической цели денежно-кредитного регулирования устанавливают стабильность цен. Это связано, прежде всего, с тем, что монетарные инструменты, которые непосредственно регулируют объем и цену денег, наиболее оперативно воздействуют на элементы совокупного (платежеспособного) спроса субъектов хозяйствования и, соответственно, на товарные цены.

В Банковском кодексе Республики Беларусь также определена подобная цель - «защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам».

Для реализации конечных целей органы денежно-кредитного регулирования формулируют, как правило, монетарные, или промежуточные, цели.

Можно назвать, по крайней мере, три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей в денежно-кредитном регулировании. Первая заключается в сложности четко и, прежде всего, количественно отобразить все взаимосвязи экономических и монетарных переменных настолько, чтобы непосредственно направить денежно-кредитные инструменты на достижение конечных целей. Вторая - запаздывание реакции экономики (наличие временного лага) на конкретные действия в монетарном секторе. Третья - органы денежно-кредитного регулирования часто не обладают достаточной и своевременной экономической информацией для принятия лучшего решения о прямом пути достижения конечных целей.

Принципиальными вариантами промежуточных целей денежно-кредитного регулирования, исходя из специфики денег как объекта управления, являются:

- регулирование массы (предложения) денег: либо непосредственно одного из денежных агрегатов, либо денежной базы в определенной трактовке, либо общего для одного из основных параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;

- регулирование цены денег на внутреннем рынке (процентных ставок и доходности инструментов финансового рынка);

- регулирование обменного курса национальной валюты (т.е. внешней цены национальной валюты).

В определенной мере, особенно на кратком временном отрезке, три приведенные цели являются взаимоисключающими. Так, контроль за предложением денег может привести к резким колебаниям процентных ставок и особенно обменного курса, являющихся ценой специфического товара - денег, которая, в свою очередь, складывается из спроса и предложения на рынке этого товара. Вместе с тем регулирование процентных ставок, например, их понижение, создает на денежном рынке дополнительный спрос. Последний вызывает напряжение в расчетно-платежном процессе, сокращая свободные резервы банков и создавая тем самым необходимость их поддержки со стороны центрального банка. Соответственно теряется контроль за денежным предложением, возрастающим, кроме того, и за счет увеличения скорости обращения денег. Следствием этого может быть нарастание инфляции и девальвации национальной валюты. Если же принять в качестве определяющей монетарной цели стабильность обменного курса, то реальной может быть, например, следующая ситуация. Для восстановления нежелательного уменьшения курса центральный банк должен осуществить продажу иностранной валюты. Однако эта операция приведет к уменьшению резервов банков и соответственно к скачку процентных ставок.

Следует отметить, что конкретная промежуточная цель не является раз и навсегда заданной, особенно в государствах с переходной экономикой. Такая динамичность обусловлена постоянным процессом развития товарно-денежных отношений и соответственно изменениями конечных целей и взаимосвязей между монетарными и экономическими показателями. При этом денежный передаточный механизм, отражающий воздействие денежного предложения, процентных ставок и обменного курса на реальный объем производства, цены и другие экономические показатели, во многом определяется характером налогово-бюджетной, ценовой, внешнеэкономической и структурной политики.

Кроме промежуточных целей, в литературе выделяют и на практике часто реализуют операционные, или тактические, цели. Через постановку и достижение оперативных целей органы денежно-кредитного регулирования обеспечивают выполнение своих стратегических монетарных целевых установок. Например, в их качестве в зависимости от конкретной ситуации может выступать регулирование резервов (ликвидности банковской системы или краткосрочных процентных ставок денежного рынка). Вместе с тем в государствах зоны EURO, имеющих относительно развитые денежные рынки, преимущество в операционных задачах отдается регулированию процентных ставок.

Наряду со стратегическими (конечными) и тактическими (промежуточными) целями денежно-кредитная политика государства может преследовать селективные цели, что определяет необходимость структурной перестройки, стимулирования или замедления темпов развития отдельных отраслей, отдельных регионов или отдельных экономических субъектов хозяйствования.

Различные подходы к реализации денежно-кредитной политики государства определяют " лицо" денежно-кредитного регулирования. Для достижения поставленных целей, как уже было отмечено, органы денежно-кредитного регулирования формулируют промежуточные цели, которые включают в себя изменение денежной массы, денежной и кредитной эмиссии, уровень цен денежного рынка, в том числе процентные ставки и валютный курс. Соотношение между этими параметрами в их количественном измерении определяет, в какой степени, насколько активно и какими именно инструментами денежно-кредитного регулирования будет пользоваться центральный банк государства для решения поставленных перед ним задач. Сами же инструменты общие для всех стран, изменяется лишь конкретная форма их реализации, которая определяется традициями, уровнем развития кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике, сложившейся нормативно-правовой базой, конкретной экономической и политической обстановкой.

Контрольные вопросы к теме №2

1. Назовите высшие и оперативные органы управления фи­нансами.

2. Перечислите основные задачи Министерства финансов Республики Беларусь.

3. Назовите основные задачи и функции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

4. Назовите основные операции Национального банка Республики Беларусь.

5. Какими функциями наделены финансовые органы отрас­левых министерств и отдельных предприятий?

6. Назовите составляющие финансовой политики.

7. По каким признакам можно классифицировать бюджетные методы регулирования?

8. Назовите основные формы и методы бюджетного регулирования, действующие в сфере бюджетных отношений, обслуживающих выполнение расходной части бюджета.

9. Дайте определение денежно-кредитной политики.

10. Назовите конечные цели системы денежно-кредитного регулирования.

11. Назовите промежуточные цели системы денежно-кредитного регулирования.

12. Назовите возможные селективные цели денежно-кредитного регулирования.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал