Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация налоговых платежей






Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Многообразие клас­сификаций, группировок и признаков, положенных в основу различ­ными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Созданные в различных странах налоговые системы включают раз­личные виды налогов, которые группируют по разным признакам. В целом классификационные признаки универсальны и подразделяются:

по способу взимания;

уровню управления;

принадлежности к звеньям бюджетной системы;

назначению;

принципам построения;

срокам уплаты.

Исторически в зависимости от основания, заложенного в сравне­нии налога по объектам обложения, они делятся на подоходно–поиму­щественные, в современном понимании - прямые и косвенные. К пер­вым относятся налоги на собственность или доход; ко вторым — налоги на обращение или потребление, окончательным плательщиком кото­рых является потребитель товара, оплачивая надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, акцизы и другие налоги).

Эволюция налоговой системы свидетельствует об определенной закономерности в развитии прямых и косвенных налогов и в соотно­шении между ними, которое менялось на различных этапах развития общества. В XIX — начале XX вв. главную роль играли косвенные на­логи, отличавшиеся простотой взимания, стабильностью и регулярно­стью поступлений. С 20-х годов XX в. доминирующую роль начинают играть прямые налоги. В развитых странах налоговая доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение – от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси – 50 – 55 % (на долю прямых налогов в нашей стране приходится 25 –30 %)1. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. В свою очередь прямые налоги делятся на реальные, которыми облагается имущество, учитывающие среднюю, а не действительную доходность плательщика, и личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода или имущества налогоплательщика.

В бюджетной политике государства наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устрой­ства и компетенции государственных органов управления по установ­лению налогов и управлению налоговыми платежами. Республика Беларусь является унитарным государством, т.е. бюджетная система имеет два основных звена: общегосударственный и местные бюджеты. Соответственно различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов. В соответствии с Налоговым кодексом в Республике Беларусь в 2011 г. действуют следующие местные налоги и сборы: налог за владение собаками (глава 30 НК РБ); курортный сбор (глава 32 НК РБ); сбор с заготовителей (глава 33 НК РБ).

Местные органы власти не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь. При установлении местных налогов пред­ставительные органы местного самоуправления могут определять сле­дующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодек­сом;

- порядок и сроки уплаты налога;

- налоговые льготы и основания для их использования.

По назначению использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким–либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления в фонд социальной защиты населения или отчисления в целевые фонды).

По принципам построения выделяют следующие налоги:

· прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

· регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого % с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог возрастает медленнее, чем доход;

· пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

По степени периодичности уплаты:

· разовые;

· периодично–календарные, которые подразделяются на ежеме­сячные, ежеквартальные, полугодовые и ежегодные.

По источнику, к которому относятся налоги, отчисления и сборы в Республике Беларусь можно подразделить на следующие группы:

I. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг по факту ее получения (косвенные, оборотные налоги):

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы.

II. Платежи, включаемые в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг):

· отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· отчисления в фонд социальной защиты населения;

· земельный налог;

· налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

· экологический налог;

· отчисления в инновационный фонд;

· налог на недвижимость.

III. Платежи, уплачиваемые из валовой прибыли:

· налог на прибыль.

Контрольные вопросы к теме №8

1. Перечислите основные элементы налоговой системы.

2. Какое лицо считается налоговым агентом?

3. Что можно считать предметом налогообложения?

4. Перечислите основные объекты налогообложения.

5. Какие источники уплаты налогов вы знаете?

6. Налоговые льготы: виды и способы их предоставления.

7. Могут ли Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты?

8. Дайте определение прямых и косвенных налогов.

9. Какие налоговые платежи включаются в состав затрат на производство реализацию продукции?

10. Перечислите местные налоги и сборы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал