![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис подросткового возраста. Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период называют «критическим», «переломным» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период называют «критическим», «переломным», хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, «отцом подросткового возраста» принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. С. Холл называл этот период периодом «бури и натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности. Как С. Холла, так и З. Фрейда принято считать сторонниками биологического универсализма в подходе к отрочеству: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием. К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, «непркаянным», что порождает особую подростковую субкультуру. Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в книге «Психология юношеского возраста» разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви. Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым. Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство и легкая возбудимость, а также «физическое и душевное недомогание», которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. Обычные способы поведения – «пассивная меланхолия» и «агрессивная защита». Следствие всех этих явлений – общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним различного рода асоциальные поступки. Окончание фазы связано с завершением телесного созревания. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его «серьезной игрой» и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Наиболее яркими интересами (доминантами) подростка Л.С. Выготский считал «эгоцентрическую доминанту» (интерес к собственной личности), «доминанту усилия» (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях) и др.
Вопросы для обсуждения 1. Подростковый возраст – социальная ситуация развития детей. 2. Развитие познавательных психических процессов. 3. Развитие личности подростка. 4. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 5. Кризисы и трудности возраста.
|